Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Сознание и познание (4 часа)




1. Определение понятия «сознание». Структура сознания. Самосознание.

2. Условия и источники формирования сознания.

3. Познание как объект философского анализа. Оптимистическая и агностическая позиции в теории познания.

4. Специфика чувственного и рационального познания

5. Истина и заблуждение. Понятие истины в свете современного культурно-исторического типа рациональности.

6. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.

 

Опорные понятия темы

Отражение, психика, сознание, мышление, самосознание, бессознательное, язык, речь, интеллект, познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, скептицизм, агностицизм, истина, заблуждение.

 

Статьи для обсуждения

1. Демаркации проблема», «Знание», «Истина», «Критицизм», «Методология», «Методология естественных наук», «Рациональность», «Теория познания», «Философия науки», «Фундаментализм». //Новая философская энциклопедия. Т.2,3,4. – М.: Мысль, 2001.

2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. //Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998.

З.М. Оруджев - К вопросу о возникновении человеческого разума//Вопросы философии, 2009, № 12. С.68-80.

Вопросы для обсуждения

- В чем состоит принципиальное отличие сознания человека от средств общения животных?

- Согласны ли Вы с точкой зрения А.Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова? В каких ситуациях слова не нужны, а в каких они необходимы?

- Как соотносятся знание и незнание? В каком смысле знание всегда начинается с незнания?

- В чем принципиальное отличие классической рациональности от неклассической?

- Какой взгляд на природу познания выражают эти строки?

Так истина вечно уходит из рук –

Не пытайся познать непонятное, друг.

Чашу в руки бери, оставайся невеждой,

Нету смысла, поверь, в изученьи наук!

Омар Хайям

Литература

 

1. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 1999. - 296 с.

3. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - Москва: Новая школа, 1996. - 320 с.

4. Гарин И.И. Что такое философия? Запад и Восток; Что такое истина?. - Москва: Терра-Книжный клуб, 2001. - 752 с.

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов Серия "Учебники для технических вузов.". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.

6. Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф. Философия в вопросах и ответах. под ред. Алексеева А.П., Яковлевой Л.Е. - Москва: Проспект, 2006. - 336 с.

7. Леонтьева Е.Ю. Мир рациональности в мире человека. - Волгоград: Политехник, 2001. - 161 с.

Тема 10. Научное познание (2 часа)

1. Понятие науки. Специфика научного познания. Критерии научности.

2. Философское осмысление проблем развития науки (К. Поппер, Т.Кун).

3. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

4. Методы и формы научного познания.

5. Наука и техника. Проблемы внедрения научных достижений в техносфере.

 

Опорные понятия темы

Наука, философия науки, эпистемология, методология, методология науки, рациональность, научная рациональность эмпирический факт, эпистемология, методология, методология науки, рациональность, научная рациональность теория, гипотеза, интуиция, сциентизм, антисциентизм, научная революция, парадигма.

 

Статьи для обсуждения

 

1. Е.Д. Смирнова - О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности //Вопросы философии, 2010, № 6. С.55-67.

2. Е.Н. Князева, Е.С. Куркина - Мыслитель эпохи междисциплинарности //Вопросы философии, 2009, №9. С.116-132.

3. Э. Агацци - Почему у науки есть этические измерения?//Вопросы философии, 2009, № 10. С.97-105.

 

Вопросы для обсуждения

- Что отражают научные теории, сменяющие друг друга, если предмет их остается неизменным?

- В чем сущность эмпирических методов? В чем их сила и в чем недостаточность, ограниченность?

- Что такое теоретическое мышление? Каково взаимоотношение эмпирии и теории?

- «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее»(Ф.Бэкон). Какие логические операции противопоставляются здесь друг другу?

- Каковы специфические преимущества метода моделирования по сравнению с прямым экспериментальным изучением объектов?

-Какова природа современного научного знания? Как в условиях современной культуры трансформировались смысл и содержание универсальных критериев научности?

 

 

Литература

1. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М.: Приор, 2001

3. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.: Новый век,2001.

4. Философия науки: общий курс (под ред. С.А. Лебедева). – М.: Академический проект, 2004.10.

5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: УРСС, 2002.

6. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.

7. Поппер К.Р. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2004.

8. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для вузов. 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 496 с.

9. Ленк Х. Размышления о современной технике Пер. с нем. под ред. Степина В.С. - Москва: Аспект Пресс, 1996. - 183 с.

10. Марков Б.В. Философия Учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 432 с.: ил.

11. Мейдер В.А. Концепции современного естествознания Учебно-методический комплекс. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 516 с.

12. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. / Сост.: Печенкин А.А. -Москва: Логос, 1996.- 397 с.

 

Тема 11. Философия общества и истории (4 часа)

1. Понятие социального бытия. Общество как предмет философского анализа.

2. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие социальных институтов общества. Гражданское общество и государство.

3. Понятие истории. Общество в историческом измерении: формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

4. Философия о проблемах смысла истории (Н. Бердяев, К. Ясперс) и социального прогресса (Вико, Руссо, Гердер, Гегель).

 

Опорные понятия темы

Общество, гражданское общество, государство, волюнтаризм, история, цивилизация, формация, исторический факт, смысл истории, социальный прогресс, глобальные проблемы человечества.

 

Статьи для обсуждения

1. Кравчено И.И. Государство и общество//Вопросы философии. М., 2007, № 7, С. 19-36.

2. Карпичев В.С. Идея неравновесности – возможности для социологии //Социс 2008, № 10. С.23-28.

3. И.Р.Пригожин. Сетевое общество, Социс 2008, № 1. С.24-27.

4. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории. //Вопросы философии. М., 2006, № 12, С. 11-24.

 

Вопросы для обсуждения

- В чем суть идеи коэволюции общества и биосферы?

- В чем отличие законов общества от законов природы?

- Какие факторы имеют преимущественное значение в развитии общества: космические, географические, биологические, психологические, политические, экономические или другие?

- Существует ли единство всемирной истории, как полагал Гегель, или история – это всегда история отдельных этносов?

- Какие факторы общественного развития кладут в основу своих типологизаций исторического процесса О.Шпенглер, А.Тойнби, Г.Ф.В. Гегель, К. Маркс? В чем их сходство и различие?

- Проанализируйте высказывание А.Тойнби из его книги «Постижение истории»: «Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора».

- Как Вы понимаете слова Олвина Тоффлера: «Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Ими станут те, кто не умеет учиться»?

Литература

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов Серия "Учебники для технических вузов.". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.

2. Ермакова Е.Е. Философия Учебник для техн. вузов. - Москва: Высшая школа. центр "Академия", 1999. - 272 с.

3. Ильин В.П. Философия в схемах и комментариях. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с.

4. Ионин Л.Г. Масса и власть сегодня. //Вопросы философии. М., 2007, № 3, С. 3-15.

4. Карсавин Л.П. Философия истории. - Санкт-Петербург: Комплект, 1993. - 351 с.

5. Крапивенский С.Э. Социальная философия Учебное пособие для студентов гуманит. и эконом. факультетов. - Волгоград: Комитет по печати, 1994. - 352 с.

6. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - Москва: МГУ, 1999. - 208 с.

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 275 с.

9. Спиркин А.Г. Философия Учебник для технических вузов. - Москва: Гардарики, 2007. - 368 с.

10. Философия истории: антология Учебное пособие для студентов гуманит. вузов. под ред. Кимелева Ю.А. - Москва: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...