Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Общество в культурном измерении (2 часа)




1. Культура как символизация деятельности и опыта социума: обычаи, обряды, ритуалы, традиции.

2. Основные концепции генезиса культуры. Философия культуры. Культура и цивилизация.

4. Феномен культуры в современном мире. Диалог культур.

 

 

Опорные понятия темы

Культура, цивилизация, культурная идентичность, символизация, концепции культуры, диалог культур.

 

Статьи для обсуждения

1. Н.И. Киященко – Культура гражданского общества //Вопросы философии, 2010, № 10. С.62-67.

2. Д.А. Лунгина - Учение о культуре у Канта и Гегеля //Вопросы философии, 2010, № 1. С.153-166.

Вопросы для обсуждения

- Прокомментируйте: «Культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека».

- Является ли «массовая культура» народной или нет? Каково соотношение «массовой» и «элитарной» культур?

- Кто из философов разработал концепцию развития культуры как игровой

деятельности?

- Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким: а) уровень технического развития общества, б) совокупность всех достижений человека, в) степень воспитанности человека, г) все жанры искусства?

 

Литература

 

 

Тема 12. Философия техники (2часа)

1. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники.

2. Человек в техногенной цивилизации. Тенденции развития современных технологий. Этические проблемы науки и техники.

3. Техника и культура. Проблема гуманизации технического знания и технического образования.

 

Опорные понятия тем

Техника, технология, технологический детерминизм, научно-техническая революция, естественное и искусственное, техноэтика.

Статьи для обсуждения

1. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии, 1989, №2.

2. Ортега-и-Гассет. Размышления о технике // Вопросы философии,1993, №10.

Вопросы для обсуждения

 

- Когда и в связи с чем появилось понятие философия техники?

- Что такое информационная культура личности?

- Каково соотношение техники и науки?

- Возможно ли саморазвитие техники? Каковы пределы управления техническими процессами?

- В чем состоит техническая политика общества? Какова ее связь с экономической и социальной политикой?

- Профессиональная этика инженера, ее социальные и нравственные ценности.

Проанализируйте следующие высказывания:

«Люди науки конкурируют друг с другом в поисках практических применений этих наук. С другой стороны, изобретение становится особой профессией. Поэтому вместе с распространением капиталистического производства научный фактор впервые сознательно и широко развивается, применяется и вызывается к жизни в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия». - К. Маркс.

«Блестящие достижения механики и инженерного искусства не находят в широких кругах никакого признания, и техника, запертая в узком кругу любителей, начинает тянуться к игре и к игрушке». - Дильс Г. Античная техника.

 

Литература

Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии, 1991, №10.

Митчел К. Что такое философия техники. М., 1995.

Новая технократическая волна на западе. М., 1986.

Рапп Ф. Многоаспектность современной техники // Вопросы философии, 1989, №2.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Урсул А., Урсул Т. Экоразвитие. М., 1980.

Философия техники // Вопросы философии. 1993, №10.

Философия техники в ФРГ. М., 1989.

 

Темы для рефератов по философии

1. Космоцентризм философии античности

2. Образ человека в средневековой христианской философии

3. Философское учение конфуцианства и даосизма

4. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения

5. Учение о познании в философии Нового времени

6. Нравственный категорический императив И. Канта

7. Осмысление жизни и судьбы человека в философии иррационализма

8. Русский космизм: сущность и основные направления

9. Проблема человека в экзистенциализме

10. Строение и эволюция Вселенной

11. Становление и этапы развития научной картины мира

12. Жизнь как явление мироздания: подходы к ее осмыслению

13. Теории происхождения человека и формирования сознания

14. Возможности человеческого разума

15. Образы человека «будущего»

16. Специфика и методы научного познания

17. Агностицизм как направление в гносеологии

18. Вера и знание: единство и противоречие

19. Морально-нравственные ценности и их значение в жизни человека и общества

20. Свобода: сущность и значение для человека

21. Отношение к смерти в различных культурах

22. Цивилизационный подход к пониманию и периодизации истории

23. Современные угрозы для существования человечества и их природа

24. Философское осмысление техники и технического прогресса

25. Россия в ХХI веке: возможные проблемы и перспективы развития

Правила выполнения семестровых работ (рефератов)

 

Объем работы 15-20 листов рукописного либо печатного текста. Если работа сдается в печатном виде, то к ней прилагаются ксерокопии научных работ (выдержки из монографий, журнальные статьи, тексты из хрестоматий), материал которых был использован автором реферата.

Обязательными элементами работы являются:

1) Титульный лист. Здесь указывается (сверху по центру) полное название министерства образования и науки РФ, полное название головного университета и института, название кафедры (каф-ра «Социально-гуманитарные дисциплины»). Ниже по центру указывается, по какому предмету выполнена работа и на какую тему. Ниже справа указывается, кто выполнил работу (с указанием номера группы) и кто проверил.

2) Оглавление. Выполняется на отдельном листе, должно быть в форме развернутого плана (т.е. с выделением разделов и подразделов, либо глав и параграфов). Пункты «введение», «заключение», «список литературы» не нумеруется. По всем пунктам должны быть указаны начальные страницы.

3) Введение. Выполняется самостоятельно. Во введении обязательно должны быть описаны: а) актуальность исследования (нужно объяснить, чем тема работы значима и почему требует изучения); б) цель исследования (главный научный результат, который требуется достичь), она формулируется в одном предложении и согласуется с темой работы; в) задачи исследования (промежуточные результаты исследования, этапы достижения цели) должны быть подчинены цели, согласуются названиями глав и параграфов работы и каждая формулируется в одном предложении. Объем 2 стр.

4) Основная часть. Здесь излагается основной текст исследования. Она должна быть структурирована (т.е. должны быть выделены главы и параграфы соответственно оглавлению). Изложение материала в основной части следует начинать с наиболее общих моментов, объяснения основных категорий, понятий, терминов.

5) Заключение. Оно также выполняется самостоятельно. Здесь излагаются основные выводы по проделанной работе. Объем (1 стр.)

6) Список литературы. Должен включать не менее 5 источников. Пример представления журнальной статьи:

Иванов П.И. Название статьи // Вопросы философии. – 2005. - №1. – С. 25 – 38.

книги:

Иванов П.И. Название книги. М.: Наука, 1998, - 256 с.

Вопросы к экзамену по философии

 

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы: миф, религия, философия, их особенности.

2. Сущность философского мировоззрения. Предмет философии.

3. Основные аспекты философского знания.

4. Философия и наука.

5. Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии.

6. Философия Средневековья. Представления о человеке в средневековой христианской философии.

7. Основные положения философии эпохи Возрождения.

8. Проблема метода познания в философии Нового времени (Фр. Бэкон, Р. Декарт).

9. Основные черты и крупнейшие представители немецкой классической философии.

10. Марксистская философия

11. Представления о человеке в экзистенциализме.

12. Развитие философии в России.

13. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

14. Понятие материи. Формы существования и свойства материи.

15. Движение и его формы.

16. Сознание, его структура и источники.

17. Мозг, интеллект, мышление.

18. Познание как предмет философского анализа. Познавательно-реалистическая и агностическая позиции в истории философии.

19. Истина и заблуждение.

20. Формы чувственного и рационального познания. Диалектика чувственного и рационального компонентов познания.

21. Понятие науки. Закономерности и этапы развития науки.

22. Уровни и методы научного познания

23. Человек как объект изучения философии. Проблематика философской антропологии.

24. Проблема сущности и существования человека.

25. Индивид, индивидуальность, личность.

26. Единство биологического и социального начал в человеке.

27. Социальная природа личности. Личность и массы.

28. Свобода и ответственность личности.

29. Насилие и ненасилие. Пацифизм.

30. Духовность как жизнеорганизующий принцип. Природа творчества и гениальности.

31. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Поиск смысла существования человека.

32. Понятие социального бытия. Общество как открытая, саморазвивающаяся система.

33. Понятие истории. Проблема периодизации исторического процесса.

34. Роль личности в историческом процессе, свобода и необходимость.

35. Техника как предмет изучения философии.

36. Влияние техники на социальные процессы.

37. Тенденции современного мирового развития. Процессы глобализации.

38. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

39. Восток- Запад, Север-Юг: проблема диалога культур.

40. Россия в XXI веке: проблемы и перспективы развития.

 

Учебное издание

 

Светлана Орестовна Лебедева

Юрий Петрович Дубровченко

Роман Васильевич Соколов

 

Философия

 

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

План электронных изданий 2011г., позиция № 64В

Подписано на «Выпуск в свет» 10.06.2011. Уч-изд. л. 1,56.

На магнитоносителе.

Волгоградский государственный технический университет.

 
400131, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...