Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 6. Русская философия Х1Х-начала ХХ вв. (2 часа)




1. Россия и Европа: западничество и славянофильство как два основных направления русской философии. Историософия П.Я.Чаадаева.

2. Философские взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Философия всеединства Вл.С. Соловьева. Философия свободы Н.Бердяева.

3. Русский космизм.

Опорные понятия темы

Западники, славянофилы, русская идея, всеединство, соборность, свобода.

 

Статьи для обсуждения

1. Гершензон М.О. Славянофильство// Вопросы философии. 1997. № 12.

2. Взгляд на русскую философию // Вопросы философии. 1994. № 1.

3. Соловьев В.С. Вера, разум и опыт// Вопросы философии. 1994. № 1.

4. С.А. Никольский – Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого//Вопросы философии, 2010, № 9. С.117-135.

Вопросы для обсуждения

- Кто из русских философов развивал свое творчество в традициях западничества, а кто – в традициях славянофильства?

- Как в русской религиозной философии связаны Бог и свобода человека?

-Что означает следующая характеристика: «космическое предназначение человека»?

- Почему в начале ХХ века Россия отдала предпочтение материалистической, а не идеалистической философской традиции?

 

Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991.

2. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

3. Зеньковский История русской философии. М., 2000.

4. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

5. Федоровский Н.Г. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли 19-20 веков. - Москва: Логос, 1997. - 752 с.

6. Русские философы (конец XIX - середина XX века) Антология.Вып.- 2. под ред. Неволина С.Б., Филоновой Л.Г. - Москва: Кн. палата, 1994. - 424 с.

 

Тема 7. Философское учение о бытии (онтология) (4 часа)

 

1. Бытие как философская категория: ее смысл и история становления. Основные формы бытия.

2. Понятие материального и идеального. Категория материи. Структурные уровни и системная организация материи.

3. Движение и его основные формы. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Пространственно-временной континуум.

4. Картины мира: обыденная, религиозная, научная. Этапы формирования научной картины мира.

5. Самоорганизация бытия. Синергетика

 

Опорные понятия темы

 

Бытие, материя, субстанция, вещество, поле, пространство, время, движение, развитие, детерминизм, индетерминизм, система, связь, эволюция, коэволюция, синергетика.

 

Статьи для обсуждения

1. Моисеев Н. Универсальный эволюционизм // «Вопросы философии», 1991, №3.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П.. Синергетика как новое мировидение // «Вопросы философии»,1992,№12.

3. Гивишвили. Принцип дополнительности и эволюция природы // «Вопросы философии», 1997, №4.

Вопросы для обсуждения

- Есть ли у бытия причина?

- Каков философский смысл высказывания М. Хайдеггера: «Язык есть дом бытия»?

- В чем философский смысл двух способов человеческого бытия у Э. Фромма «иметь» или «быть»?

- Почему в XX в. наибольшее распространение получила естественно - научная картина мира?

- В чем суть идеи коэволюции общества и биосферы?

- Как Вы понимаете единство мира:

а) нечто общее, которое присуще всем единичным предметам и процессам целостного мира;

б) то, что мир существует в единственном числе и рядом с ним нет никаких иных миров;

в) или еще что-то иное?

- Что Вы понимаете под материальностью мира? Взаимосвязаны ли между собой материя, движение, пространство и каким образом?

- Что Вы знаете о коперниковском перевороте и его последствиях (Галилей, Кеплер, Ньютон, Кант)?

- Какова материальная картина мира с точки зрения современного естественно - научного знания?

- Какие новейшие естественно - научные представления о материи Вам известны из курса физики?

- Ваше отношение к концепции ноосферы?

Проанализируйте следующие высказывания:

А) «Природа. Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть». - Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию.

Б) «Видимое преобладание материальной основы нашего мира и жизни так еще велико, что многие... умы думают, что кроме этого вещественного бытия в различных его видоизменениях вообще ничего не существует». - Соловьев В.С. Смысл любви.

В) «После дела, совершенного Кантом и немецкими идеалистами, нет уже возврата к старой метафизике субстанциального типа, которая искала бытие в объекте... Натуралистическое, объективно-предметное понятие бытия должно быть отвергнуто и заменено существованием, существующим, сущим». - Бердяев Н.А. Я и мир объектов.

Г) «Движение есть неразрывная перемена мест, то есть оставление одного места и достижение другого..., нельзя представить, будто что-либо движется вне времени, ибо время есть... образ движения». - Гоббс Т. К читателю. О теле.

Д) «Развитие есть такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели: таково развитие всякого организма, бесконечное же развитие есть просто бессмыслица». - Соловьев В.С. Философские начала цельного знания.

Е) «Диалектический материализм в той форме, которую он прошел в Советской России, пытался внести коррективы в эволюционную теорию и признать самодвижение изнутри. Таким образом, материя наделялась качествами духа - творческой активностью, свободой, разумом. При этом происходит насилие над терминологией». - Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.

 

Литература

1. Баталов Э. Единство в многообразии - принцип живого мира // Вопросы философии, 1990, №8.

2. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1992, №10. С.3-28.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

4. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.

5.Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

7. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

8. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

9. Горелов А.А. Концепция современного естествознания Учебное пособие для вузов. 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 496 с.

10. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. - Москва: Логос, 2010. - 376 с.

11. Мейдер В.А. Концепции современного естествознания Учебно-методический комплекс. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 516 с.

 

Тема 8. Философская антропология (4 часа)

 

1. Проблема определения сущности человека. Классические подходы. Биосоциокультурная природа человека.

2. Уровни человеческого существования: индивид, индивидуальность, личность. Проблема свободы личности. Свобода и ответственность.

4. Человек в системе ценностей. Нравственные, религиозные, эстетические ценности.

5. Идея судьбы, смерти, бессмертия в современной философии. Смысл человеческого бытия. Атеистический и религиозный варианты решения этих проблем.

 

Опорные понятия темы

Человек, индивид, индивидуальность, личность, дух, душа, свобода, поступок, насилие, ценность, творчество, гениальность, судьба, смысл жизни, смерть, духовность.

 

Статьи для обсуждения

1. Э. Фромм. Сущность человека, его способность к добру и злу. //Это человек: Антология. М., Высшая школа, 1995, С.41-54.

2. М. Шелер. Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии. М.,1988, С.31-96.

3. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. - 1995. -№8. –С. 92-102.

 

Вопросы для обсуждения

- Как Вы понимаете слова Ж.-П. Сартра: «Человек не имеет настоящего, уже не имеет прошлого, человек имеет только будущее»?

- Творческие способности человека – это дар природы, Бога или результат формообразующей деятельности коллективного бытия индивида?

- Что такое душа человека?

- Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя. Он поймал бабочку и подумал: «Вот мой учитель все знает, сейчас подойду к нему и спрошу: в моей бабочка, как ты думаешь, мертвая она или живая? Если скажет, что живая – я сожму кулак, и она умрет, если скажет что мертвая – я разожму кулак, и она улетит».

- Учитель, в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая?

- Все в твоих руках,- ответил учитель.

В чем смысл этой притчи?

Литература

1. Антропологические идеи в русской и мировой культуре. Сборник обзоров. - Москва: РАН ИНИОН, 1994. - 116 с.

2. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm.

3. Фромм, Э. Марксова концепция человека [Текст]: пер. с англ. / Э. Фромм // Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – С. 375 – 414.

4. Ермакова Е.Е. Философия Учебник для техн. вузов. - Москва: Высшая школа. центр "Академия", 1999. - 272 с.

5. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл.. под ред. Грицарова А.А. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

6. Смысл жизни: антология (Серия: "Сокровищница русской религиозно - философской мысли". Вып. II). под ред. Гаврюшина Н.К., Сост., общ. ред., предисл. и прим. - Москва: Прогресс-Культура, 1994. - 592 с., илл.

7. Философия. Учебник. под ред. проф. Митрошенкова О.А. - Москва: Гардарики, 2002. - 655 с.

8. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. - Москва: МИРОС, 1994. - 136 с.

9. Это человек. Антология. – Москва: Высшая школа, 1995. – 320 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...