Глава одиннадцатая, императивная О повелительном наклонении
11.1. Вернёмся к нашей основной практической теме - "TEE JUHATAMINE". Освежите в памяти восьмую главу. Harjutus 62. * KUS ASUB? Mitu last teil on? - (2)................................................. Kes? - Poeg ja tütar. TÜTAR,TÜTRE - дочь. Mitmendas koolis õpib teie poeg? - (в 11-ой) -............................................................. Mitmendas klassis? - (в 4-ом) -............................... Kus see kool asub? - See kool asub (напротив магазина "Pähklimäe")................................................, (за автобазой)................................ ja (у детского сада)................................................. Mitmendas koolis õpib teie tütar? - (в 1-ой) -............................................................. Mitmendas klassis? - (в 12-ом) -............................... Kus see kool asub? - See kool asub (вблизи префектуры)................................................, (между музыкальной школой и стадионом).........................................., (около языкового центра)................................................. А живёте Вы, предположим, на другом конце города. Обе школы далеко от Вашего дома и дети ездят туда автобусом. Как описать эти поездки? KAUGEL ------ LÄHEDAL Далеко близко KUIDAS? - как? Поступим следующим образом: выберем некий произвольный маршрут (например, от вокзала до Петровской площади) и опишем его от первого лица, используя лишь самые необходимые слова и обороты: 1. Я идунаостановку автобуса номер 8. 2. Я сажусь в автобус. 3. Я еду автобусом номер 8. Я еду 2 остановкиот вокзала до Петровской площади. 4. Я выхожуиз автобуса вблизи Петровской площади. Получился очень подробный, но простой и доходчивый текст, в котором есть постоянные элементы (то, что подчёркнуто) и переменные. Что будет иначе, если возникнет необходимость описать другой маршрут (и в другом городе)? Изменятся переменные: исходная и конечная точки, вид транспорта, количество остановок. Подставим их - и получим столь же добротный результат.
Этот текст является опорным текстом к данной теме. В дальнейшем опорные тексты (и схемы) будут использоваться при каждой на то возможности. Осталось разобрать грамматически непонятные места этого текста. 1. MA LÄHEN BUSSI NUMBER KAHEKSA PEATUSESSE. 2. MA ISTUN BUSSI (4). 3. MA SÕIDAN BUSSI GA ¤¤NUMBER KAHEKSA. MA SÕIDAN KAKS PEATUST (3) RAUDTEEJAAMA ST PEETRI VÄLJAKU NI ¤. 4. MA VÄLJUN BUSSIST PEETRI VÄLJAKU LÄHEDAL. BUSS,BUSSI - автобус. Названия других транспортных VÄLJUMA,VÄLJUN - выходить. средств см. в словаре. ¤ Ограничение пространства (и времени) в русском языке выражается (в самой простой форме) с помощью предлогов: от угла до магазина с утра до вечера от пальмы до кактуса "копайте от забора и до обеда!" и т.д. В эстонском языке этот смысл передаётся с помощью падежных окончаний ST и NI. ST Вам уже знакомо, а окончание NI является признаком ограничительного падежа (RAJAV). Harjutus 63. * Переведите: От ресторана до магазина. - RESTORANI ST KAUPLUSE NI От церкви до перекрёстка. -............................................... От моста до остановки. -................................................. От окна до стола. -................................................. С восьми до пяти. -................................................. С апреля по сентябрь. -................................................. С праздника Победы до Дня независимости. -................................................. С понедельника по пятницу. -................................................. ¤¤ Познакомимся с падежом KAASAÜTLEV. Его признаком является окончание GA. Пока Вам необходимо знать, что функцией этого падежа является выражение совместности и сопровождения: Я иду в театр с сыном. - MA LÄHEN TEATRISSE POJA GA Он пьёт кофе с коньяком. - TA JOOB KOHVI KONJAKI GA а также средств передвижения:Я еду на работу автобусом (на автобусе). - MA SÕIDAN TÖÖLE BUSSI GA. Harjutus 64. * KELLE GA? - с кем? Kellega te jalutate? - (с дочерью)............................................... Kellega jalutab teie tütar? - (с другом)................................................ Kellega jalutatab tütre sõber - (с котом)................................................... Kellega jalutab kass? -..................................................................
JALUTAMA,JALUTAN - гулять MILLE GA? - с чем? чем? на чём? Millega te tööle sõidate? - (на трамвае)........................................................ Millega sõidab koju(4)teie ülemus? - (на такси)........................................... Millega sõidab kooli(4)teie poeg? - (троллейбусом)...................................... Millega Toivo sõidab Narva(4)? - (поездом)................................................. 11.2. Несколько итоговых упражнений. Harjutus 65. * Используйте слова в требуемых по контексту формах. Ma (elama)............... (Tallinn).......... Pärnu (maantee).......... (kesklinn)........... (Mina).......... maja (asuma).......... (juures, 19.keskkool)............................... (Taga, minu maja).............................. (olema).......... bassein. Ma (töötama).......... (väike kauplus).................... (lähedal, keskturg)..................... See kauplus (asuma).......... kaugel minu (maja)............. Sellepärast ma (pidama).......... (sõitma).......... (töö).......... (tramm).......... või (buss)........... Kuidas? Ma (väljuma).......... (maja).......... ja (minema).......... trammi number neli (peatus)........... See peatus (asuma).......... (ees, kino "Kosmos")............................... Ma (istuma).......... (tramm).......... ja (sõitma).......... viis (peatus)........... SELLEPÄRAST - поэтому Harjutus 66. * Minu poja... meeldi... väga Tallinna loomaaed, sellepärast jaluta... ma koos poja... seal suve... igal laupäeva.... Pärast sõida... me tavaliselt randa(4). Me istu... trollibuss... ja sõida... 11 peatus... kaubamaja.... (Vastas, kaubamaja)..................... (olema).......... Teenindusmaja. (Taga, see).................... asu... (peatus, buss number 5)......................................... Me istu... buss ja sõida... 7 või 8 peatus.... Välju... (lähedal, püha Brigita klooster)......................................... See on väga ilus koht! LOOMAAED,LOOMAAIA - зоопарк KAUBAMAJA - универмаг TEENINDUSMAJA - Дом быта RAND,RANNA - взморье,пляж KLOOSTER,KLOOSTRI - монастырь KOOS - вместе SEAL: SIIA è SIIN è SIIT SINNA è SEAL è SEALT сюда è здесь è отсюда туда è там è оттуда Harjutus 67. * Переведите. .................................................................................................................. Я работаю со вторника по субботу. Поэтому на рынок еду обычно в воскресенье утром. .............................................................,....................... Автобусная остановка находится около моего дома вблизи магазина "Pähkel". ........................................ ja............................................. Я сажусь в восьмой автобус еду примерно 10 остановок. ............................. Я на месте. UMBES - примерно Harjutus 68. * Ma (живу)............ Narva-Jõesuu...., aga (моя дочь)........................ (живёт)........... Tallinn..... Narva-Jõesuu.... Narva.... (еду)............ ma buss............ number (31)....................... raudteejaama..... (Там)........... (сажусь)........... ma rong.... Aga Tallinn.... Balti jaama... (беру)............ ma takso, (потому что)............. (моя дочка).......................... (живёт)............ äärelinn.... - Lasnamäe..... See (olema)............ kaugel, aga (у меня)............ (olema)............ väga (тяжёлые сумки)..........................
11.3. Тема "Указание пути" требует в дополнение к уже освоенному материалу знания повелительного наклонения. Иначе на обращённый к Вам вопрос: "Как проехать (добраться) до Петровской площади? KUIDAS SÕITA (или KUIDAS JÕUDA, или KUIDAS SAAB) Peetri väljakuni?" Вы ответите так: - Идёте на автобусную остановку, там садитесь в автобус номер 8 и едете 2 остановки. Это то же самое, как если бы в магазине Вы обратились к продавщице со словами: - Значит так: даёте вон тот кусок колбасы и нарезаете, пожалуйста. Получаете деньги. Абсолютно неприемлимо! Итак, KÄSKIV KÕNEVIIS (повелительное наклонение). Некоторые формы повелительного наклонения русского языка (улетимте, дадимте и т.п.) ввиду редко выпадающей возможности применить их в практической речи вызывают у аудитории, как правило, весёлое недоумение. А ведь то, что Вы почти не используете в родном языке, Вы наверняка никогда не будете использовать в эстонском. Поэтому автор ограничится объяснением того, как в эстонском языке образуется повелительное наклонение 2 л. ед.ч. ("приказ (команда)", обращение на "ты": лети! дай! спи! и т.п.) и повелительное наклонение 2 л. мн.ч. ("просьба", обращение на "Вы": летите! дайте! спите! и т.п.). Правила образования утвердительной и отрицательной формы повелительного наклонения полностью - см. приложение 2.6. Очень просто образуется повелительное наклонение 2 л. ед.ч. Рассмотрите приведённые примеры и ответьте - как? TÕUSMA,TÕUSTA, TÕUSE N è TÕUSE! - встань! LUGEMA,LUGEDA, LOE N è LOE! - читай! SÕITMA,SÕITA, SÕIDA N è SÕIDA! - поезжай! ÕPPIMA,ÕPPIDA, ÕPI N è ÕPI! - учись! учи! Вывод представляется очевидным: повелительное наклонение 2 л. ед.ч. есть основа 1 л. ед.ч. Исключением является супплетивный глагол MINEMA,MINNA,LÄHEN è MINE! - иди! Harjutus 69. * Найдите форму повелительного наклонения 2 л. ед.ч. для следующих глаголов: JOOKSMA,JOOSTA, JOOKSE N è................ - беги!
KUDUMA,KUDUDA, KOO N è................ - вяжи! USKUMA,USKUDA, USU N è................ - верь! LAULMA,LAULDA, LAULA N è................ - пой! LEIDMA,LEIDA, LEIA N è................ - найди! KINKIMA,KINKIDA, KINGI N è................ - подари! На примере нижеследующих глаголов определите, как образуется повелительное наклонение 2 л. мн.ч.: MÕTLEMA,MÕTEL DA,MÕTLEN è MÕTEL GE! - думайте! VÕIMLEMA,VÕIMEL DA,VÕIMLEN è VÕIMEL GE! - делайте гимнастику! PUHKAMA,PUHA TA,PUHKAN è PUHA KE! - отдыхайте! VAATAMA,VAADA TA,VAATAN è VAADA KE! - смотрите! MINEMA,MINN A,LÄHEN è MIN GE! - идите! SÕITMA,SÕIT A,SÕIDAN è SÕIT KE! - поезжайте! Итак, повелительное наклонение 2 л. мн.ч. образуется прибавлением суффиксов -KE или -GE к основе DA -инфинитива. Когда какой суффикс используется? - Если DA - инфинитивимеет признаком -DA, то при образовании формы 2 л. мн.ч. используется суффикс -GE: ÕPPIMA,ÕPPI DA,ÕPIN è ÕPPI GE! - Если -TA, то суффикс -KE: KUULAMA,KUULA TA,KUULAN è KUULA KE! - Если -A,то или суффикс -KE, или суффикс -GE: ANDMA,AND A,ANNAN è AND KE! VIIMA,VII A,VIIN è VII GE! У некоторых таких глаголов возможен вариант использования основы, отличный от вышеописанного: SÖÖMA,SÜÜ A,SÖÖN, но SÖÖ GE! TULEMA,TULL A,TULEN, но TUL GE!
Harjutus 70. * Найдите форму повелительного наклонения 2 л. мн.ч. для следующих глаголов: ISTUMA,ISTU DA,ISTUN è................ - сядьте! AITAMA,AIDA TA,AITAN è................ - помогите! TÕLKIMA,TÕLKI DA,TÕLGIN è................ - переведите! ÜTLEMA,ÜTEL DA,ÜTLEN è................ - скажите! OSKAMA,OSA TA,OSKAN è................ - сумейте! VÄLJUMA,VÄLJU DA,VÄLJUN è................ - выйдите! OOTAMA,OODA TA,OOTAN è................ - ждите! Очень трудно представить практическое общение без использования повелительного наклонения: bussis: - Vabanda ge!Andesta ge! - извините! простите! kaupluses: - And ke need lilled! - дайте эти цветы! restoranis: - Ol ge nii hea! - будьте добры! e.k. eksamil: - Korra ke küsimus! - повторите вопрос! politseis: - Esita ge pass! - предъявите паспорт! Поэтому давайте представим опорный текст в ключе повелительного наклонения 2 л. мн.ч: 1. MIN GE.................... PEATUSESSE! 2. ISTU GE....................! 3. SÕIT KE.................... PEATUST! 4. VÄLJU GE....................! Harjutus 71. * Повторите упражнение 65. KUIDAS SÕITA TURUNI? Идите на трамвайную остановку! -................................................! Сядьте в трамвай номер 4! -....................................................! Проедьте 5 остановок! -.....................................................! Выйдите напротив кинотеатра "Eha"! -.................................................! Harjutus 72. * Повторите упражнение 66. KUIDAS SAAB LOOMAAIAST PIRITALE? Едьте троллейбусом до универмага! -.....................................................! Там сядьте в автобус номер 5! -...................................................! Выйдите в Пирита, сразу за мостом! -......................,...........................! Harjutus 73. * Повторите упражнение 68. KUIDAS JÕUDA NARVA-JÕESUUST TALLINNASSE? Едьте до нарвского железнодорожного вокзала автобусом номер 31! -
-..........................................................................................................! Там сядьте в московский поезд! -....................................................! А в Таллинне возьмите такси! -....................................................! Harjutus 74. 1. Kus te töötate? -................................................................................. Kus teie töökoht asub? -..................................................................... Kas sinna saab bussiga, trammiga või trollibussiga? -............................................................................................................... Kuidas? Jutustage! -..................................................................... ........................................................................................................................ 2. Mitmendas koolis õpib teie laps? -............................................. Kus see kool asub? -..................................................................... Kuidas sinna sõita kesklinnast? Jutustage! -................................. ........................................................................................................................ 3. Kas teie linnas on muusikakool? -............................................. Kus see asub? -................................................................................. Kuidas sinna sõita bussijaamast? Jutustage! -...................................... ........................................................................................................................
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|