ЧАСТЬ X. Человек может подвергнуться большим внешним изменениям, — это может быть достигнуто служением Слова, — и, всё же, быть только почти христианином.
Сказано об Ироде и Иоанне Крестителе: «Многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Саул сильно изменился, когда встретил Божьих пророков; он тоже стал пророком. Более того, «Бог дал ему иное сердце» (1 Царств 10:9). Итак, разве это не была работа благодати? И разве Саул не истинно обратился здесь? Кто-то подумает, что да, обратился, но в действительности нет. Ибо, хотя и сказано, что Бог дал ему «иное» сердце, всё же, не сказано, что Бог дал ему «новое» сердце. Существует великая разница между «иным» сердцем и «новым». Бог дал ему «иное» сердце, подходящее для правителя, но Он не дал ему «нового» сердца, чтобы сделать его верующим. «Иное» сердце может создать «иного» человека, но именно «новое» сердце создаёт «нового» человека.
Снова, Симон волхв является сильным доказательством этой истины. Он подвергся великим видимым изменениям: волшебник стал верующим. Он оставил своё колдовство и обратился к Евангелию. Не было ли это великим изменением? Если пьяница оставляет пьянство; тот, кто любит клясться, — свои клятвы; мирской человек — свою озабоченность мирскими делами, то мы думаем, что это благотворные изменения, и теперь их состояние хорошее. Увы! Симой волхв не только оставил свои грехи, но и имел определённого рода обращение, ибо написано: «Уверовал и сам Симон и, крестившись...» (Деяния 8:13).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве не является тот человек, который изменился, истинным христианином?
ОТВЕТ. Не всякое изменение превращает человека в христианина. Однако, существует такое изменение, которое делает любого, кто бы ни подвергся ему, христианином.
Когда человеческое сердце меняется таким образом, что оно обновляется; когда древнее «прошло, теперь всё новое»; когда новое творение созидается в душе; когда человек обращается от тьмы к свету; от власти сатаны к Богу; когда разум его просвещён, воля обновлена, привязанности стали небесными, тогда человек действительно является христианином.
Но вы должны знать, что не всякое изменение является изменением такого рода. Существуют гражданские, нравственные изменения, так же как духовные и сверхъестественные изменения.
Многие люди изменяются в нравственном смысле и, кто-то может сказать, что они стали новыми людьми; но они, по своей, природе и в своём сердце, остались такими же. Они не изменились в духовном и сверхъестественном смысле и, поэтому, о них нельзя сказать, что они стали новыми творениями.
Ограничивающая, удерживающая благодать может привести к нравственным изменениям, но именно обновляющая, благодать является причиной спасающих изменений. Итак, многие подвергаются действию удерживающей благодати и изменяются нравственно, но, не находясь под действием силы спасающей благодати, не изменяются ко спасению.
Существует внешнее и внутреннее изменение. Внешнее изменение часто происходит без внутреннего, хотя внутренние изменения никогда не происходят без внешних. Человеческое сердце не может быть освящено, не повлияв на жизнь, но человеческая жизнь может быть исправлена, не повлияв на сердце.
Человек может обратиться от мирского и облечься в форму благочестия: от непристойных разговоров к благовидному исповеданию, и, всё же, его сердце останется таким же. Прогнивший столб может быть позолочен снаружи и, всё же, будет испорченным внутри. Часто бывает, что снаружи чашка и блюдце чистые, а внутри — грязные, немытые.
Итак, если человек изменяется нравственно, но не духовно, внешне, но не внутренне, обратится от жизни мирской к безжизненной форме благочестия, тогда такой человек, несмотря на большие внешние изменения, всё же, является только почти христианином.
Я говорю об этом не для того, чтобы приуменьшить важность изменений, которые не являются духовными. Моя цель — пробудить вас к поиску изменений, которые являются больше, чем просто нравственными изменениями. Хорошо, когда человек внешне меняется, но лучше измениться внутренне. Я знаю, как естественно для человека рассматривать любой внутренний процесс как работу обращения, хотя это не обращение. Многие, успокоившись на этом, погибнут в вечности.
Возлюбленные, позвольте мне сказать вам: нет таких изменений, нет такого обращения, которое могло бы разместить вашу душу в день суда по эту сторону спасающей работы, что совершается над душой Духом Божьим как по внешнему, так и по внутреннему обновлению души. Трезвый, здравомыслящий человек, не переживающий никаких изменений, так же наверняка попадёт в ад, как и глупый пьяница. Нравственность и культурное поведение оправдывают нас перед людьми, но не перед Богом. Они не имеют ценности для получения вечного спасения.
Человек может сильно измениться внешне и, всё же, ни на один шаг не приблизиться к небесам, как будто в нём никогда и не происходило никаких изменений. Более того, он может, в некотором смысле, даже отдалиться. Христос сказал, что книжники и фарисеи более далеки от небес во всём показном благочестии, чем мытари и блудницы во всех своих грехах и нечистоте. Успокаиваясь на лживой деятельности, частичных изменениях, мы пренебрегаем поисками истинных и спасающих изменений. Нет ничего более обычного, чем ошибаться относительно собственного состояния, неверно его оценивать и так и погибнуть в своих собственных иллюзиях. Мир полон тех неразумных строителей, которые закладывают основание своих надежд на вечное спасение на песке.
Итак, братья мои, не ошибётесь ли вы в пути на небеса или не погибнете ли в своих иллюзиях? Не окажетесь ли и вы неразумными в конце концов? Ибо нет больших глупцов, чем глупцы в духовном вопросе — в великом деле спасения. Не будьте же глупцами ради вашей души и вечности. О, трудитесь и молитесь за тщательную работу Духа, ведущего к обращению! Молите Бога, чтобы Он произвёл спасительные изменения в вашей душе, чтобы вы могли стать истинным христианином. Все иные изменения, кроме этого спасающего изменения — изменения сердца, делают нас только почти христианами.
ЧАСТЬ XI. Человек может иметь большое рвение в вопросах религии и, всё же, быть только почти христианином.
Ииуй не только служил Богу и исполнял всё, что Он повелевал, но также проявлял очень большое рвение в своём служении: «Поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе». И, всё же, при всём этом, Ииуй был лицемером. Иоас был великим реформатором во времена Иодая. Сказано: «И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай». Но, когда Иодай умер, рвение о Господе, которое было у Иоаса, умерло вместе с ним, и Иоас стал нечестивцем.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но апостол говорит, что рвение — это признак здорового христианства. Хорошо иметь рвение в хорошем. Более того, по-видимому, это и есть образец достижения вечной жизни: " Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его".
ОТВЕТ. Истинно так, существует рвение, иметь которое хорошо, и благодаря которому Бог принимает душу. Такое рвение никогда «не пропустит» небес и спасения. Оно является небесным огнём, истинным порывом и самым большим стремлением к Богу и Христу. Такое рвение сотворено и зажжено в душе Духом Божьим, Который сначала создаёт его, а затем «посылает» его на труд. Такое рвение руководствуется Словом Божьим, направляя его на работу как в отношении объекта и достижения конечной цели, так и в отношении меры и методов. Такое рвение проверяет, нет ли греха, и способствует продвижению к небесной жизни. Такое рвение делает достижение славы Божьей главной конечной целью, которая превосходит все иные цели: «Ибо ревность по доме Твоём снедает меня».
Но не всякая ревность является ревностью такого рода. Существует как истинная ревность, так и ложная. Всякая благодать имеет свою подделку. Есть огонь, который является истинно небесным огнём на алтаре, но есть и чуждый огонь. Надав и Авиуд принесли чуждый огонь на алтарь Божий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: