Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целостность и многообразие мира. Системность и самоорганизация




Ученые отмечают, что совр-й мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, кол-во кот-х не поддается точному подсчету (от 2 до 3 тыс.) и кот-е подразделяются на 23 языковых семьи;

в совр-м мире существует более 2000 независ-х гос-в, самостоятельно проводящихвнутр-ю и внешнюю политику, имеющих разнообр-е формы правления и территор-го устройства;

эти гос-ва разл-ся по уровню эконом-го развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой эконом-й структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки гос-в, сохр-х примитивнуюхоз-нуюсис-му и низкий уровень жизни;

многообразен религиозный облик совр-го мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Др. исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;

велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразие совр-го мира объясняется различием природных и климатических условий, опред-х своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой истор-го пути, пройденного народами и гос-ми; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распр-нымяв-ся выделение в совр-м мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного».Тенденция к многообразию совр-го мира не противоречит выводу о его целостности и

планеты взаимосвязанное. Факторами его целостности являются:

-развитие средств коммуникации. Совр-е общество становится обществом инфор-м. В единый информ-й поток соединяются практически все регионы;

-развитие транспорта, сделавшее соврем.мир «маленьким», доступным для передвижения;

-развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;

развитие экономики. Произв-во, рынок стали действительно мировыми, эконом-е, финансовые, производ-е связи яв-ся важнейшим фактором единства соврем. человечества;

-острота глобальных проблем, кот-е могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.

Отмеченные процессы яв-ся элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности совр. мира. Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые:

-представления о возможностях неограниченного пром-го и научно-технического роста оказались несостоятельны;

-баланс природы и общества нарушен;

-темпы технолог-го прогресса непосильны и грозят глобальной эколог-й катастрофой;

-нарастает разрыв между развитыми в экон-м отношении странами и странами «третьего мира»;

-усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий.

Системность и самоорганизация

Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях.

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы.

1 Понятия "система", "элемент", "структура". Форма и содержание, сущность и явление

Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие "система". С этим понятием могут быть связаны представления о мире в целом (в оговоренном, разумеется, значении этого термина), формы движения материи, структурные уровни организации материи, отдельные целостные объекты внутри структурных уровней материи, различные аспекты, уровни, "срезы" этих материальных объектов. На этом понятии как на исходном базируется вся картина всеобщей структурированности материи.

Но что представляет собой система? В. Н. Садовский приводит около 40 определений понятия "система", получивших наибольшее распространение в литературе. Мы же выделим из совокупности имеющихся определений базисное определение, по нашему мнению, наиболее корректное и наиболее простое, что немаловажно в целях дальнейшего изучения указанного понятия. Таковым может стать определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система - это комплекс взаимодействующих элементов (к группе исходных определений можно отнести и следующее: система есть отграниченное множество взаимодействующих элементов - Аверьянов А.Н. "Системное познание мира". М., 1985. С. 43).

В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова "элемент". Без этого само определение может оказаться банальностью, не заключающей в себе сколько-нибудь значительной эвристической ценности. Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т. е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрений. Если взять, к примеру, человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами; ими оказываются нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.п. (по отношению к системе "организм" точнее будет назвать их подсистемами). Что касается отдельных внутриклеточных образований, то они могут быть подсистемами клеток, но не организма; по отношению к системе "организм" они - компонент его содержания, но не элемент, не подсистема.

Понятие "подсистема" выработано для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы, в своей совокупности способные к выполнению единой (частной) программы системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Аналогично обстоит дело с отношениями между понятиями "система" и "элемент": они переходят друг в друга. Иначе говоря, система и элемент относительны. С этой точки зрения вся материя представляется как бесконечная система систем. "Системами" могут быть системы отношений, детерминаций и т.п. Наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п. По своей значимости для системы связи элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны. Структура прежде всего - это закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее значимы интегрирующие связи (или интегрирующие структуры). Они обусловливают интегрированность сторон объекта. В системе производственных отношений, например, имеются связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к распределению. Все они существенны и закономерны. Но интегрирующую роль в этих отношениях играют отношения собственности (иначе формы собственности). Интегрирующая структура является ведущей основой системы. Встает вопрос - чем определяется качество системы - элементами или структурой? Некоторые философы утверждают, что качество системы детерминируется прежде всего или полностью структурой, отношениями, связями внутри системы. Представители школы структурно-функционального анализа, возглавляемой Т. Парсонсом, положили в основу концепции общества "социальные действия" и сфокусировали внимание на функциональных связях, их описании, выявлении структурных феноменов. При этом вне поля зрения остались не только причинные зависимости, но и сами субстратные элементы. В области лингвистики тоже можно встретить направление, абсолютизирующее роль структуры в генезисе качества систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...