Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные проблемы современности




Современные глобальные проблемы напрямую связаны с формированием стратегии выживания человечества в изменяющихся социоприродных условиях. Термин «глобальность» (фр. global – всеобщий) подчеркивает масштабность проблемы, ее все-общность и значимость для всей планеты в целом.

Под глобальными проблемами современности понимается совокупность взаимосвязанных трудноразрешимых противоречий, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные части: природу, общество, человека. Их разрешение требует коллективных усилий со стороны всех государств, всего мирового сообщества. Глобализация различных сторон человеческой деятельности выступает как одна из существенных характеристик современной мировой ситуации. Причем раскрывается глубоко противоречивый характер этого всемирного процесса.

Возникновение и развитие глобальных проблем, их противоречивые последствия, пути и способы разрешения и предотвращения возникающих угроз существованию людей составляют объект междисциплинарного направления современной науки – глобалистики. Философский аспект глобалистики заключается в выделении и изучении наиболее общих планетарных противоречий в системе «мир – человек». Это способствует формированию существенных сторон современного миропонимания, философскому обоснованию стратегии выживания в XXI веке, развитию современного планетарного мышления.

Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации.

Целесообразно выделить две группы глобальных проблем:

  • В первой объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы.
  • Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.

К глобальным проблемам человечества обычно относятся следующие проблемы:

  • угроза мировой термоядерной войны;
  • нарастающие "ножницы" в уровне экономического и культурного развития наиболее успешных стран и стран "третьего мира";
  • истощение природных ресурсов;
  • "ножницы" в демографической сфере ("взрыв" рождаемости в одних странах и постепенное вымирание населения в других);
  • загрязнение окружающей среды;
  • набирающая темп "вандализация" культуры, замещение культуры так называемой "массовой культурой";
  • проблемы из области, связанной со здравоохранением: распространение гепатита, СПИДа, алкоголизма, наркомании.

Глобальными проблемами занимались теоретики "третьей волны" или "постиндустриального общества": Белл, Тоффлер, Маркузе, Гэлбрейт. В 60-е годы в развитых странах впервые количество служащих превысило количество рабочих. В современном обществе стремительно нарастает стоимость информации. Развивается процесс индивидуализации производства (т. е. отказ от крупносерийного производства). Нарастает степень коммуникации между людьми. Увеличивается доля квалифицированного труда, причем высокая квалификация делает служащих все менее легко заменимыми. Уменьшается вклад в ВВП крупных корпораций и увеличивается вклад мелких фирм, т. е. выигрывают в конкурентной борьбе только очень мобильные структуры. Однако никто до сих пор не выработал, на основании вышеизложенных черт современного мира, реальной и имеющей перспективы быть принятой программы выхода человечества из сложившегося кризиса.

Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне. Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:

1. признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);

2. планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании. Двигаться здесь следует к тому, к чему призывал двигаться Тейяр де Шарден: к "дифференцированному единству", в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а еще более совершенствуется;

3. планетарное сознание характеризуется высшей степенью "онаученности", что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто на уровне "здравого смысла", в обход достижений различных наук.

Будущее человечества всегда было значительной мировоззренческой и методологической проблемой. И теперь, перед лицом опаснейших глобальных проблем, философия может оказать людям незаменимую духовную поддержку, ведь с будущим люди связывают все свои чаяния и надежды.

ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней -- все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак «судного дня», «омницида», уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности -- «чернобыльского варианта».

ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА -- НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?

В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит «коллапс» -- резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты.

Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр.Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы.

ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА -- ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ. Под домокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и «внутренняя»: наш организм, плоть, человеческая телесность. Тело -- вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье -- всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА -- КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

66.ценности и их роль в жизни общества и человека.

Цен-тьюявл-ся для человека все, что имеет для него опред. знач-ть, личн-ый или общ-ный смысл. Аксиология- теория ценн-ей, изучает вопр-ы, связа-ые с природой ценн-ей, их месте в реал-ти и о структ-е ценн-ого мира, т.е. о связи различ. ценн-ей м/у собой, с соц-ми и культур-ми факторами и структ-ой личности, аксиол-ия возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на 2 элем-та: реал-ть и ценн-ть как возмож-тьпракт-кой реал-ции. Задача аксио-ии - показать возмо-типрактич. разума в общей структ-е бытия. Впервые вопрос о ценн-х был поставлен Сократом- благо есть реали-наяценн-ть-полезность. Ценно-оеотнош-е форми-ся в процессе человеч. деят-ти, где выде-ют 3 вида произв-ва: людей, вещей, идей. Осн-ой ценн-ью является чел-к во всем многообраз. его жизни и деят-ти. Понятие ценн-и чел-ка универс-ое-опред-тся его мыслями и поступками. 2-ой ценн-ью являются вещи, созданные чел-ом на протяжении всего историч. пути. Вещ-ный мир стал 2-ой природой чел-ка и неслучайно ценн-оеотнош-ие к нему явл-тся точным критерием ценн-ти самого чел-ка. Вещи сами по себе в ценн-ом отношении нейтрал-ы. Дух-ыеценн-ти- это своеобр. дух-ый капитал чело-ва. Дух-ые=моральные+эстет-ие. Они являются высшими в системе ценн-ей. Морал-ыеценн-ти – соотнош-ие добра и зла. В истории чел-ва было несколько сменяющихся установок, отражающих системы ценн-ей: гедонизм(наслаждение как высшее благо; Аристрипп, Эпикур, Гоббс, Локк), аскетизм (идеал как отречение от наслаждений; Диоген), утилитаризм(вся ценн-ть и нравственность в пользе) и т.д. Под эстет-им отнош-ем понимается особый вид связи м/у субъ-ом и объ-ом, когда незав-мо от внешнего интереса чел-к переживает высшее дух-оенаслаж-ие от созерцания гармонии и красоты.особое место занимает представление о правде и справед-ти. Проблема ценн-ей в особенно острой форме возникает в общ-ве, в кот-ом обесцен-тся культ-ая традиция, и идеолог-ие установки которого дискредитируются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...