Политическая сфера общества. Власть и общество. Государство и его формы
Полит.система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу полит. отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством полит.власти. В самом общем виде назначение полит.системы можно определить как управление делами общества посредством полит. власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении соц.-эконом-х и полит. решений. В науке существует множество различных понятий полит.системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки полит.системы: 1 тесная связь ее с гос. властью, с борьбой за гос. власть и ее осуществление; 2 выражение полит. интересов различных классов, соц. слоев и групп; 3 наличие организационных форм выражения полит. интересов; 4, урегулированность отношений между институтами полит. системы правовыми, полит. нормами и полит. традициями. С учетом названных признаков полит.систему определяют как совокупность госу-х и негосударственных полит. институтов, выражающих полит. интересы различных соц. групп и обеспечивающих их участие в принятии полит. решений государством. Составной частью полит.системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, полит. нормы и полит. традиции. Структуру полит.системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к полит. деятельности. Собственно полит.организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель полит.власти. К собственно полит.организациям относятся также полит. партии. Они представляют в полит.сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Полит.партии не выступают непосредственными носителями гос. власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на гос. власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т. е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.
В структуру полит.системы включают и полит. движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система полит. целей. В структуру полит.системы включает и такие орга-ции, которые к полит., строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не полит., а эконо-х или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке госуда-х программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки тд.Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам полит. системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в полит.жизни госуд-ва. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам полит.системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т. п., но церковь не может преследовать полит.целей. Иногда к элементам полит.системы относят СМИ. СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации полит.решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют полит.ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам полит.системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов полит.системы. Виды полит.систем. Характер полит.системы опред-ся влиянием различных факторов: экономического развития общества, его культура, традиции и т. д. Выделяют демократи-е и тоталитарные полит. системы.
Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику, все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. Власть выступает главным объек-том вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинствен-ным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть -- абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновремен-но и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо -- боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхища-лись и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втап-тывали в грязь». Зеркин Д. П. Основы политологии. Р.-н-Д., 1996.
Власть развивалась с развитием человеческого общества - от примитивной власти вожака стаи до совершенных институтов политического манипулирования. В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму - государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще - посредством революций, реже - посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная с самой первой - матриархатной - своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остается неизменной: государственная власть остается диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права. Фирсов Л. А. И. П.Павлов и экспериментальная приматология. Л., 1982. С. 10 - 12. Государство в узком смысле – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.1В Конституции государства закрепляются основные конституционно-правовые его характеристики. К основополагающим конституционно-правовым характеристикам государства относятся его формы. Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.Другими словами, форма государства – это организация государственной власти в единстве трех форм:
- правление; - государственное устройство; - политический режим. Форма правления - это организация высшей власти в государстве, то есть как устроены и действуют властные структуры. Форма правления дает ответ на вопрос: кто и каким образом правит в государстве?Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государственной власти. Форму государственного устройства характеризует административно-территориальное строение государства и взаимоотношение между его составными частями, центральными и местными органами власти.Форма политического режима представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Политический режим определяет содержание власти, её характер, взаимоотношения власти с населением. Фо́рмагосуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие: исторические традиции развития национальных государств; исторические особенности становления национальной государственности; реальное соотношение социальных сил в стране; национальный состав населения страны; менталитет населения; зарубежный опыт; уровень жизни населения; степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах; роль мирового сообщества. Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|