Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщающий показатель, характеризующий способность фирмы к инновационному развитию: уровни его применения и критические значения.




Инновационный потенциал — описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов. Для удобства анализа инновационного потенциала проекты располагают в порядке убывания эффективности, эффекты и затраты представляют в виде накопленных сумм. Величина инновационного потенциала определяется наличием научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.

 

Обобщающий показатель способности организации к инновационному развитию:

- отношение численности работников занятых в НИОКР к объему продукции(удельная численность) фактически и по нормативу соответственно

2) - имеющийся, готовый к внедрению задел НИОКР на замену выбытию физически-морально устаревшей продукции к объему продажи новой продукции.

– имеющийся готовый к внедрению задел НИОКР на замену выбывающих морально устаревших технологий (потрудозатратам) к общему выбытию технологий (в человеко/часах).

4) - – удельный вес стоимости оборудования опытного производства и совокупная стоимость оборудования фактически и по нормативу (в %)

- отношение величины затрат на НИОКР к объему продукции фактически и по нормативу (в%)

Кч,Кз,Коп,Кзат – весовые коэффициенты частных показателей инновационного развития орагинации.

Кч+ + +Коп+Кзат = 1

Показатель способности к инновационному развитию применяется для целей анализа и принятия решений в следующих случаях:

· На предприятиях для оценки собственных возможностей и выбора типа инновационной стратегии. Критическим значением показателя Кир является 1.

· Если Кир<1, то способности предприятия к инновационному развитию ниже средних(нормативных) возможностей. В этом случае нужно проанализировать каждый из частных показателей и понять, с каким показателем нужно работать, чтобы Кир>1.

· Если 1й частный показатель < 1, то численность персонала, занятого НИОКР на предприятии не соответствует требуемому значению для инновационного развития. В этом случае возможный тип инновационной стратегии: имитационная, либо зависимая(имеется предприятие, которое выполняет НИОКР).

· Если 2ой и 3ий частный показатель <1, то в ближайшее время произойдет снижение доли предприятия на рынке за счет уменьшения продаж продукции, т.к. нечем заменить выбывающую морально устаревшую продукцию и\или в результате снижения конкурентоспособности на рынке в следствие более высоких, чем у конкурентов затрат на производство.

· Если 4ый частный показатель <1, то даже при имеющейся достаточной численности работников, занятых НИОКР (1й частный показатель >1), возможности инновационного развития снижаются, т.к. снижены возможности реализации выполненных НИОКР. Снижается коммерческая ценность научно-технологической продукции при ее реализации за пределы предприятия.

· При 5ом частном показателе <1, затруднены возможности реализации имеющегося трудового потенциала, нечем платить сотрудникам, низкая зарплата и тд. И возможны затруднения при внедрении НИОКР в перспективном периоде.

Макростратегия и иерархия инновационных стратегий, «горизонтальный» и «вертикальный» срезы стратегии. Место инновационной стратегии в системе стратегий фирмы. Этапы анализа и выработки инновационных стратегий.

Макростратегия - стратегия хеджевого фонда(инвестиционная компания, скупающая и продающая ценные бумаги конкретных фирм и выпусков), заключающаяся в получении дохода в результате изменений в мировой экономике, которые влияют на рынки валют, акций и рынки обязательств. При этом используются левередж (использование заемного капитала для увеличения прибыли) и деривативные инструменты (контракты, цена которых является производной от цены покрываемого ими финансового актива). Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств. Существует много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др. Инновационная стратегия предприятия играет все большую роль в его развитии и, соответственно, в увеличении прибыли. Ее основной целью является создание комфортных условий как для технического, так и для хозяйственного роста предприятия. Уровень стабильности предприятия на рынке напрямую зависит от наличия и качества инновационной стратегии, а также от ее реализации. Она позволяет занять соответствующее место в той или иной сфере, предоставляет возможность быть конкурентоспособным участником рыночных отношений. Процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов: 1. Выработка миссии организации; 2. Формулирование инновационных целей, адекватных потенциалу и не противоречащих организационной цели; 3. анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз и оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса; 4. обоснованный выбор направлений инновационной стратегии, соотнесённой с выбранной целью. 5. реализация инновационной стратегии; 6. корректировка инновационной стратегии.

 

Макроэкономическая стратегия связана с реализацией страте­гических установок на уровне национальной экономики в целом. Б. Санто называет эту стратегию центральной. Методологическая постановка проблемы инновационного регу­лирования, а также фактическое протекание научно-технических процессов позволяют выделить три основные задачи, решаемые в рамках формирования макроинновационных стратегий: обеспече­ние инновационной безопасности страны, выявление и реализация государственных научно-технических приоритетов, создание усло­вий инновационной предпринимательской активности.

В свете проблемы обеспечения инновационной безопасности инновационные макростратегии должны способствовать созданию таких условий функционирования научно-технической сферы, ко­торые позволяли бы поддерживать на необходимом уровне фун­даментальные исследования, обеспечивали бы оптимальную долю заводских НИОКР в общем объеме проводимых в стране исследо­ваний и разработок, передачу результатов НИОКР в сферу произ­водства и решение ряда других необходимых задач.

Государственные научно-технические приоритеты опреде­ляют направления развития науки и техники, которые имеют наи­большую важность для обеспечения конкурентоспособного поло­жения страны в целом. Государство должно выявлять эти приори­теты и формировать стратегии их претворения в жизнь.

Создание условий предпринимательской активности явля­ется, как уже отмечалось, также важнейшей задачей стратегиче­ского управления на макроуровне. Формируя и реализуя функцио­нальные макроинновационные стратегии, государство должно соз­дать стимулы, заинтересовывающие предприятия и организации вкладывать средства в проведение НИОКР и усиливающие их вос­приимчивость к новшествам.

Региональная и отраслевая стратегии вместе и по отдельности являются стратегиями мезоуровня (среднего уровня). Разновид­ностью отраслевого уровня является так называемый ассоциатив­но-корпоративный уровень. Последний характеризует процессы, протекающие на уровне объединений предприятий в масштабе от­расли, подотрасли, системы производств промышленности. Одной из форм ассоциативно-корпоративного уровня выступают верти­кально-интегрированные компании и транснациональные корпо­рации.

Место инновационной стратегии. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Этапы инновационной стратегии. Поскольку инновационная и общая организационная стратегии взаимосвязаны, существует зависимость и между основными целями предприятия и направлениями его инновационной деятельности. Например, рост конкурентоспособности предполагает совершенствование выпускаемого или освоение нового продукта; сокращение издержек производства вследствие экономии ресурсов основывается на рационализации технологий; снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности производства достигается в результате внедрения безотходных технологий, выпуска экологичных продуктов и т.п.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...