Доклад Кирилла Ершова: «Интериоризация»
Как передается опыт: из уст в уста, например. Но опыт может быть передан через предмет.
Предмет может иметь специфическую форму.
Процессы приспособления и присвоения.
Интерироризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане.
Внешние процессы сокращаются и, переходя во внутрь себя, формируют лучшее понимание. В отличие от памяти и восприятия, интериоризация агрегирует исторический опыт.
Авторы, развивавшие эту теорию: М. Бахтин, Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев
Писать за ним довольно тяжко.
Внутренняя речь. Разговоры вслух, эгоцентрическая речь.
Смысловые установки. Перевод внешней цели во внутренний план. Пример: сначала человека заставили выбрать определённый факультет, потом человеку и самому понравилось.
14 апреля лекция № 9
Лекцию читал Борисов И. В.
Как может элитаризм проистекать из философии?
Джаз? С. А. Беличенко
Квазиискусство (неразрывно с психологией, политикой, физиологией и так далее)
Джон Фогерти
Джаз не может воспроизводиться коммерчески. Как спасать? Связать несколько нитей: площадка, реклама, фотографы, место в эфире и так далее…
Кто на это даст деньги?
Общественность: поддержка общественности.
21 апреля лекция № 10
Меня не было на этой паре. Лекцию писал Михаил Ремнев
Герменевтика
Герменевтика (греч.) — «искусство толкования».
Три основных вида герменевтики:
- Методология интерпретации текста в какой-либо узко заданной области. (Особо часто используется в политологии и рекламе для составления обращения к публике. Примечательно, как специалисты формируют речь президента таким образом, чтобы каждый слой населения услышал именно то, что ему хочется.) (Также используется в теологии)
- Общая методология интерпретации любого текста. В более широком смысле текст сейчас понимается как любое информационное послание (в том числе и невербальная коммуникация).
- Узкофилософское направление, в котором информационное сообщение является основным модусом коммуникации человека.
Таблица «Основные этапы развития герменевтики»
Этапы развития герменевтики
| Что исследуется
| Цель
| Почему (причины)
| Методы
| Вид герменевтики
| Доп. инфомация
|
древнегреческая, гомеровская
| Иллиада и Одиссея (И и О)
| Перевод И и О на «современный» греческий язык
| И и О — основной элемент греческой образованности. Их нужно было знать и понимать.
| Парафраз с сохранением смысла
|
| Сейчас парафраз используется в художественных произведениях.
|
древнегреческая, софистическая
| Любой разговор
| Победа в дискуссиях
| · демократия
· прямая судебная система
· культ образованности
| логика, красноречие, силлогистика, дедукция
|
|
|
Победа любой ценой («чёрная риторика»)
| +некорректные приёмы спора
|
средневнековая (теологическая)
(с III в.)
| Библия (Б), исповеди
| Перевод Б на родные языки
| · тотальная безграмотность
· необходимость знать основы Б
· греческий и латынь почти никто не знал
| · аналогия
· сокращение культурной дистанции
· аллегории, метафоры
· поиск скрытого смысла
|
| Библия очень сложна для перевода. Так, слово «логос» очень многозначно. Плюс к тому, необходимо «переводить» некоторые понятия (к примеру, африканцы не могут представить, что такое агнец).
|
юридическая
(с XIII в.)
| Юридические документы, которые не соответствуют друг другу или противоречат
| Принятие решения
| · Отсутствие формального права в средние века
· большое количество претендентов на один объект собственности
| Химический анализ
формально-логические методы
сравнительный анализ
документальный, лексический, пунктуационный, стилистический анализы
дополнительные артефакты (свидетельства, географические карты)
|
| Юридическая герменевтика вырабатывает методы и критерии принятия решений.
|
историческая
| Исторические документы
| Максимально объективная интерпретация истории
| Несоответствие, противоречивость исторических свидетельств
| Те же; добавляются
· фактор иррационального/бессознательного
· анализ фигуры автора: факторы личностного становления: образование, деятельность, место проживания, семейное воспитание, религия, гендер, отношения с пенитенциарной системой и силовыми структурами
|
| Также к методам добавляются объективные факторы: экономические, политические, социально-идеологические.
В современности учитывается не только автор, но и читатель.
|
Исторические свидетельства (не только текст)
|
|
28 апреля лекция № 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: