Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Человек в модусе этничности (национальности)»




План:

1. Понятийный анализ;

2. Разбор основных теорий этничности;

3. Маркеры, этническо-культурные критерии;

Понятийный анализ

В СССР отличалось понимание терминов от общемировой.

Национальность – в общемировом понимании, гражданская принадлежность

Этничность (ethnicity) - совокупность объективных и субъективных признаков (маркеров) на основе которых человек относится к социальной группе.

Признаки: язык, родственники,?физиологические признаки, культура (духовная(литература, музыка), бытовая(кухня, элементы одежды)), история своей этнической группы (главное её принимать несмотря на достоверность), собственная территория.

Некоторые признаки могут отсутствовать. Практически не знать кухни. Но существует еще субъективный фактор этнического самоопределения. Также еще есть понятие гражданской этничности. Когда наступает кризис и рушатся остальные виды идентичности, то остается именно этническая идентичность (так как человеку нужно за что-то цепляться)

В последние 10 лет начали пытаться отказаться от термина расы из-за всеобщего смешения

Теории этничности:

Вопрос о происхождении и обосновании ставится в начале 19го века.

Первая теория, которая существует и в современности – теория примордиализма. Два варианта: биологический и культурный

Согласно ней, этничность – базовая, врожденная характеристика человека.

Биологический: каждый, получил этничность по факту своего рождения от родителей.

(Голос крови, «Мы с тобой одной крови»)

А дальше два варианта: если человек жил в этнической группе, то этничнсоть усиливается, а если он взрослеет в иноэтнической группе, то она присутствует в зажатом состоянии (как бессознательное по Фрейду). Этничность не классифицируется, но по её проявлениям говорится, что она присутствует.

Социал-дарвинизм. Родился из естественного отбора.

Культурный: тоже этничность присутствует всегда, но в смысловой и в четко не фиксируемых инстанциях сознания, души. Связан с понятием «душа народа».

Гердер (начальник географического детерминизма) (Гумилев тоже был географическим детерминистом).

Стали добавлять различные факторы: географический, экономический, социальные события.

Дух народа – нечто иррациональное.

 

Следующая теория появляется в 20-е годы 20-го века. Теория конструктивизма

Этничность очень четко собирается, как из кубиков, к 25-30 годам. К этому возрасту она четко складывается или не складывается.

Этничность – подвижное нечто, изменяется в процессе жизни. Она может усиливаться, может уменьшаться.

 

Теория, появившаяся в 50е годы 20-го века инструментализм

Этничности не существует. Да, её можно сконструировать, но это возможно, когда это нужно элитам для достижения собственных целей. Тогда предпринимается ряд шагов, которые активизируют механизмы этничности. Инструменты – пропаганда, манипуляция сознания и так далее.

Пример: Тобольск – позиционирование сибирских татар. Памятник Ермаку.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ

Власть:

1) Восточное. Иерархия старший-младший, слово старшего - закон, мораль.

2) Западное. Существует иерархия, но она более сглажена, нет явного иерархического поведения.

Время:

1) Восточное: время бесконечно, спокойное отношение к задержкам, опозданиям, нарушение регламентов.

2) Западное: Время – это ресурс, за который можно сделать деньги. Временные сроки очень жесткие. Нет реестра уважительных причин. Это связано с Возрождением и его культивацией личностных достижений.

Пространство:

1) Закрыто. Негативное отношение к краундингу (мой дом – моя крепость), запад

2) Открытое Позитивное отношение к краудингу

Смысловое пространство:

1) Закрытое: темы, которых лучше не задавать (личное, финансы, здоровье, политика). Вопрос «Как дела?» подразумевает краткий ответ.

2) Открытое: открытый разговор на любые темы

Феминность/Маскулинность:

1) Феминность: психологический комфорт, налаженные коммуникации, стабильность.

2) Маскулинность: социальный успех, индивидуальные достижения, агрессивность.

Коллективизм/Индивидуализм:

1) Коллективизм: коллектив всегда прав

2) Индивидуализм: культивируются интересы личности, индивидуальные достижения

Маркер информационного контекста:

1) Открытый (прямой): верят официальным источникам, а те, в свою очередь это ценят.

2) Закрытый (опосредованный): не принято говорить прямо о чем-либо, недоверие к официальным источникам.

Домашнее задание: доразобрать теорию; какую-то этничность проанализировать за сторонников двух теорий.


 

12 мая лекция № 12

Экзамен 3го и 5го в 9:00. Подробнее на ящике.

Тема:«Экзистенциализм»

Основная проблема – проблема человека.

План:

1. Введение

2. Язык

3. Форма

4. Анализ идей

Зарождается в начале 20го века. Два пункта распространения. Первый из них – первая мировая война (Германия; Представители – Ясперс, Хайдегер ). Европа была шокирована и старые идеи перестали работать. Какие это были идеи:

· Идея разумности мира

· Идея существования силы, ответственной за порядок (Бог, Абсолютный разум…)

· Человек – существо разумное. Разум не является определяющим фактором

· Человек может познать мир

· Прогрессивное развитие мира

Экзистенционалисты говорят о том, что мир абсурден. Отказ от определяющей роли разума человека. Невозможность познать мир.

Второе потрясение – Вторая Мировая Война. Центр во Франции. Представители - Сартр, Камю. Позже идет распространение в страны Латинской Америки и Японии. Накладывается еще одна идея: Экзистенциализм ложится в основу культуры (кинематограф, литература,). Левиафан – типично экзистенционалистский фильм.

Языковые особенности

1. Отказ от традиционной философской терминологии; (Сартр - Тошнота)

2. Отказ от традиционной философской формы изложения в пользу эссе, романов, памфлетов, зарисовок, набросков и так далее.


 

Содержание:

Сформируем тематический круг

Существование (изменяемо, вторично) значимее сущности (неизменно, первично, объясняет существование). Пример лука и капусты. Лук – существование в понимании экзистенциализма, так как нет сердцевины. Через это они вышли на повседневность, где человек определяется своим поведением.

Индивидуальность выбора означает, что за каждый свой выбор человек несёт ответственность.

Термин «пограничная ситуация» введён Ясперсом. Пограничная ситуация показывает, каков человек есть на самом деле.

В 60е годы 20го века экзистенциализм сменился хиппизмом.

Экзистенциализм – цель: нравственность, личность. Состав: интеллектуалы и философы. Форма – интеллектуальные разговоры. Отношение властей – негативное.

Хиппизм – цель: радость, удовлетворение, праздник. Состав: золотая молодежь и позже низшие слои. Форма – образ жизни. Отношений властей – лояльное, но иногда двойственное в случаях попытки захвата кварталов.

Мишель Фуко.

Экзистенционалстские темы поднимаются в теме Власть, а точнее в репрессивных формах власти. Основная идея Фуко: современный мир напоминает паноптикум (каждый находящийся в паноптикуме в каждый момент может быть проконтролирован идея тюремного заключения).

4 Основных института реализации репрессивных практик:

1. Тюрьма;

2. Школа;

3. Больницы;

4. Производства

Всё современное общество направлено против индивидуализации человека. Средним человеком проще управлять с точки зрения власти. Второе – власть информации.


 

  Визуальный контакт Санкции Поощрения
Тюрьма Паноптикум, глазки Временное ограничение качества жизни, карцеры… УДО
Школа Учитель: Оценки, балирование, жалобы Стипендии, оценки, грамоты, похвальные листы
Больницы Посты медсестер Исключение Стимуляция ускоренного выздоровления
Производство Паноптикум Увольнение, снижение бонусов, зарплат… Премии, стенгазеты…

 

 

19 мая Лекция № 19

Доклады:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...