Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Общеисторический экскурс.




Варианты ответов на вопрос о возникновении философии.

Существует мудрость: «За чем пойдешь, то и найдешь». Правда, бывает, что «Ищешь Индию — найдешь Америку». Такое тоже бывает, но, наверняка реже. А чаще всего облик находки зависит от того, каким его представляли заранее. Если, например, искать возникновение науки, уже имея о ней представление как о системе знаний, основанной на эксперименте и опосредствованной специальными методами исследования, прежде всего, математическими, то истоком науки, ее началом будет исследование Галилеем свободного падения тел, то есть, ХУ11 век. Но если под наукой понимать любые систематические наблюдения и их описание, то возникновение науки отодвинется в неопределенно далекое прошлое — к эпохам египетских жрецов и индийских брахманов. То же и в случае с философией. Если философия — это систематизация данных конкретных наук, то само ее возникновение должно произойти после возникновения таких наук. Тогда окажется, что это эпоха распадения синкретического единства мифологического сознания и вычленения из него того, что потом стало называться отдельными формами общественного сознания — моралью, наукой, искусством и т. д. Если же философия — это «учебник жизни», осмысление мировоззрения, то тогда и мифологию можно считать философией, поскольку в ней тоже осмысляется и своеобразно систематизируется, излагается, фиксируется мировоззрение людей. Если философия — это стягивание разошедшихся полюсов духовности — практического и теоретического отношения к миру, то подобное расхождение происходило в эпоху разложения первобытной общины и становления государства, цивилизации и так далее. При этом философия возникала вовсе не везде, где общину заменяло государство, а сельский уклад жизни — города. В Вавилоне и Египте философия так и не возникла, были разве что разрозненные предфилософские мотивы в некоторых дошедших до нас текстах. (Не говоря уже о государствах Магадха, Урарту, Мохенджо-Даро и первых цивилизациях Латинской Америки). Да, собственно, что считать уже ставшей философией или «предфилософскими мотивами»? Ответ на этот вопрос тоже зависит от предварительного, исходного представления о том, что такое филосоофия.

 

Ранние этапы духовного развития человечества

а. Общеисторический экскурс.

 

Начнем с самого начала. По данным современной науки человек как существо прямоходящее и изготавливающее орудия труда (главные отличия человека от животных) существует примерно 3 миллиона лет.

Первоначальная форма таких предлюдей называлась австралопитек. Австрало — южный, питек — обезьяна. Находки таких обезьян найдены в Африке, несколько южнее экватора.

Затем формируется так называемый «гомо эректус» — человек прямоходящий. Здесь первая форма — питекантроп: питек — обезьяна, антроп — человек, то есть «обезьяночеловек». Эта форма существовала от дух миллионов до пятисот тысяч лет назад. Признаки — первоначальные каменные орудия. Отсутствие постоянных жилищ, речи, признаков социальной регуляции половых отношений.

От 500 тыс. лет до 100 тыс. лет назад существовала форма человека, называемая синантроп. Сина — это Чина, Китай. Китайский человек. Находки этого типа человека были сделаны в 20 – 30 годах ХХ века французскими исследователями близ Пекина. Признаки — владение огнем, не на много более совершенными каменными орудиями, такое же отсутствие речи, постоянные жилища — пещеры, в которых годами и столетиями на одном и том же месте поддерживался огонь костров, зачатки социальной регуляции поведения.

100 — 40 тыс. лет назад — неандертальский человек. Назван по находкам близ деревни Неандерталь в северо-восточной Франции. Здесь уже налицо первые признаки социальной регуляции поведения: упорядоченные захоронения и раскрашивание трупов (свидетельствующие о представлениях о загробной жизни), зачатки речи, о чем свидетельствует увеличение лобных долей мозга. Использование пещер для жилищ. Их называют также гомо троглодитус — пещерные люди. Были они в среднем двухметрового роста — якобы свирепые великаны.

Человек как разумное существо существует не более 40 тыс. лет. На рубеже 40 – 30 тысячелетий до н. э. произошла величайшая антропологическая революция: появляется гомо сапиенс, человек разумный. Факторы, причины этого скачка изучены мало. Это дает повод для спекуляций религиозного характера о внезапном творении человека разумного, настолько новый вод людей отличается от «гомо троглодитусов». Остатки этого человека найдены в том же районе, что и свидетельства о неандертальцах, но буквально рядом — около деревни Кроманьон. По этому топониму новый тип человека стал называться кроманьонским человеком. Кроманьонец — уже тип современного человека, физически он мало отличается от нас, людей 21 века. От этого человека отсчитывается собственно эволюция (и даже история, хотя и не писанная) современного человека. Уже существует мораль, искусство, преобладание социальной регуляции над биологической в области отношений между полами, более развитые орудия труда, искусственно построенные (не пещерные) жилища и др.

Эпоха кроманьонского человека насчитывает примерно 30 тысяч лет, от сорокового до десятого тысячелетия до н. э. Внутри этого периода обнаруживаются эпохи — Ориньяк, Солютре, Мадлен — также по названиям мест, где обнаружены последовательно усложняющиеся формы жизни кроманьонского человека.

В археологии весь период от начала человеческих форм жизни до кроманьонского человека называется нижний палеолит, поскольку находки лежат в земле ниже (глубже) артефактов более поздних эпох. Находки эпох от 40 до 10 тыс. лет до н. э. Обозначаются как верхний палеолит.

 

В целом в эпохах верхнего палеолита существовал так называемый материнский род: люди группировались вокруг женщин — родоначальниц многочисленного потомства, хранительниц очага, мужчины заняты в большей степени собирательством и охотой. Организация общества была чрезвычайно рыхлой: не было собственности – ни личной, ни групповой, не было определенных ячеек общества, все были равны в доступе к благам, равно как и все были обязаны добывать средства к существованию. Не было разделения труда. Добыть средства к жизни можно было только совместными усилиями. Обособляться, проявлять свою индивидуальность было просто невозможно. Не было еще никакой трудовой специализации. Человек здесь универсален: каждый может делать всё то, что может любой другой. Не было столь привычной нам человеческой индивидуальности и, тем более, индивидуализма. Люди дорожили друг другом и не отличали себя от других, жили реальной непосредственной общностью. Замечали ли вы, как мгновенно все вместе взлетают воробьи целой стаей? Что-то подобное было тогда и у людей. Люди противостояли не друг другу, а все вместе — природе и животному миру. Люди по-видимому чувствовали ценность такого своего отличия от животных. Мы — люди, они — животные, скоты. «Не будь скотиной!» — эта норма осталась у нас наверняка с тех времён, это древнейший фундамент нашей человечности. Не было четкого родства: все мужчины были равно допущены ко всем женщинам, следовательно, собственных отцов никто не знал, все были отцами всех детей, даже и матери не всегда отличали своих детей от чужих. Всех взрослых мужчин дети называли отцами. Зоологический индивидуализм полового отбора, ритуальные бои за самок ушли в прошлое: самок больше не было, они стали равноправными с мужчинами женщинами. В этой стихие дети скорее знали своих дядей и теток — как братьев и сестер своих матерей. Не от тех ли баснословных времен сохранилось до наших дней обращение всех детей ко всем взрослым: «дядя», «тётя», а подросших молодых людей ко всем старикам: «отец», «мать»? Какой я им отец, а ко мне молодые люди в метро обращаются «Садись, отец!»

Материнское начало любовно и умиротворяюще, на протяжении палеолита археологи не находят следов насильственных человеческих смертей. С любовью и благоговением люди относились к женщине-матери. С ходом эпох формировались женские божества, вытеснявшие первоначальных животнообразных богов. Всем известны так называемые «палеолитические Венеры», им 15 – 20 тысяч лет.

Боги – всегда олицетворение природы, богиня-мать – это Природа-мать. Природа нас рождает, любит и защищает, в трудные минуты спасает, в обычной жизни всех учит и некоторых нерадивых наказывает. Хорошо жить в Природе! Отношение к природе еще не было объектно-реперессивным, человек растворялся в природе и растворял ее в себе. Предметы окружающего мира и населяющие его животные воспринимались как равные человеку живые существа, и мир в целом представлялся единым, цельным, пронизанным всеобщим тяготением всех его частей друг к другу, управляемым той же любовью, что и человеческий род. Эта ценность природы, всего природного, телесного, материального — тоже часть неистребимого фундамента нашей психики, заложенного в палеолите. Мы до сих пор несём этот палеолит в себе, он – в нас, мы его современники.

Производства не было, господствовало собирательное хозяйство с зачатками охоты. Орудиями труда оставались нешлифованные каменные рубила, высшими достижениями техники были пращи, удлинявшие человеческую руку при метании дротиков да ременные путы — ремни, к концам которых привязывались камни. Это орудие охотник бросал под ноги пробегающему мимо засады стаду оленей, в результате чего некоторые животные попадали в такие путы. Это было максимальным достижением техники эпохи Мадлен, 10 — 15 тыс. лет до н. э. Это показывает археологическая наука. Поэтому не доверяйте источникам (Кандыба и др.), когда прочтете, что-нибудь вроде того, что: «в 14 тысячелетии до нашей эры дружины славного славянского князя имярека вошли в Опаленный стан, который позже евреи назвали Палестиной...» До князей от четырнадцатитысячелетней давности мадленской эпохи было еще очень и очень далеко.

Примерно на рубеже 10-го тысячелетия до н. э. Произошла очередная крупная антропологическая революция: матриархат сменился патриархатом. Как и всякой революции, ей предшествовала эпоха застоя и «антиматриархатского просветительства» — эпоха борьбы мужчин за власть в обществе. Развитая охота и зачинающееся земледелие провоцировали в людях развитие индивидуальности. А от этого до индивидуализма уже совсем недалеко. Изобретение лука и стрел, одомашнивание животных, шлифовка каменных орудий, изобретение гончарного круга и обжига керамики, другие технические новшества делали мужчин все более главенствующими в обществе. Первоначальные женские божества стали вытесняться мужскими, десятки тысяч лет копившаяся мужская умиротворенность революционно и исторически неожиданно стала сменяться озверелой ненавистью к женщинам. Одним из главных элементов инициаций мальчиков стала их способность публично оскорбить мать, «смелость» физически избить ее. Найдите в библиотеках, в интернете книжку английской исследовательницы.......... «Старые женщины рассказывают». Прекрасный познавательный материал. И еще: Дж. Франкл. «Археология разума» — это о смене женских божеств мужскими и о многом другом. Эта борьба не закончилась и сегодня, патриархат продолжается в новых формах. Мы погружены в него и потому не замечаем его мерзостей, как не чувствуем суточного вращения Земли. Но вернемся к теме.

Неолитическая революция перевернула застоявшееся человечество. Собирательное хозяйство интенсивно вытеснялось производством. Появились заметные излишки продуктов потребления, вообще материальных благ. Поначалу, по инерции древней наивности и доброты излишки либо коллективно потреблялись — съедались на пирах, либо раздаривались соседним племенам. Эпоху дарения прошли все народы, и до наших дней дошел обычай дарить гостю то, что ему понравилось в твоем доме. (Это тоже в нас оттуда, из палеолита-неолита. Всеобщее братство людей, желание, потребность передать другому частицу своего имущества, то есть частицу самого себя. Видеть в другом человеке частицу себя). Тем не менее, индивидуальное производство и накопление благ в отдельных группах-семьях неуклонно прогрессировали. Первобытный (матриархатный) коллективизм вытеснялся индивидуализмом собственника. Это происходило параллельно и во взаимоувязке в демонтажом первоначальной полигамии и промискуитета, уничтоживших в свое время половую ревность и собственность самцов на самок в «гаремной» семье животных. Институт зоологической половой ревности стал катастрофически быстро восстанавливаться. Возник институт собственности на жен и восстановлена принудительная брачная верность женщин. Механизм переучивания прост: дрессировка смертью. Мужчины стали себя вести совершенно подобно самцам-вожакам в животном мире: не только не допускать холостых самцов к своим самкам, но и собственных самок к ним, и средство наказания как тех, так и других одно — смерть нарушающим запрет (Отелло, доброе христианское Средневековье, даже уже Возрождение, Шекспир).

Вообще неолит — озверелая эпоха. Хлынули бесконечные и бессмысленные войны — всех со всеми и до полного уничтожения, до истребления последней собаки в побежденном стойбище. Читайте Тайлора, Фрезера, нашихТана- Богораза, Штернберга, Токарева. Гекатомбы, тысячи и миллионы (если столько было людей) смертей. Бегство людей друг от друга. Эпоха великого переселения народов. Подлинное «грехопадение» человечества. Калиюга — эпоха богини смерти Кали. Жуткая плата за изобилие, «дарованное» возникающим производством.

Эпоха неолита была сравнительно краткой, 5 – 8 тысяч лет для разных регионов. В 5 – 4 тысячелетиях до н. э. стали плавить медь и бронзу — неолит сменился так называемым энеолитом, или бронзовым веком, в рамках которого развились первые деспотические государства Востока: Двуречье, Китай, Египет. Они были принципиально новыми формами жизни по сравнению с первобытной общиной, но во многом сохраняли пержитки прошлого, особенно в организации духовной жизни, мировоззрения, психологии, нравственности. В конце второго – начале первого тысячелетия уже повсеместно плавили железо, и всякие остатки превобытности безвозвратно ушли в прошлое. Цивилизация (городская организация общества, от «цивилис» – «городской») пришла к своему логическому концу, к очередному всемирно-историческому кризису, взывающему к новой мощнейшей антропологической революции, корням и движущим силам которой, собственно, и посвящена данная лекция. Что же это за корни и что за движущие силы?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...