Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторение старых ошибок: рассудочный рационализм




Нового времени.

 

Òåì íå ìåíåå, èñòîðè÷åñêîå äâèæåíèå ÷åëîâå÷åñêîé ìàññû ê рассудочности и èíäèâèäíîñòè íåóìîëèìî íàðàñòàëî. Ðàçâèòèå ïðîèçâîäñòâà è ïîçíàíèÿ ïðèðîäû îñòàíîâèòü íåâîçìîæíî. À èçó÷åíèå ïðèðîäû íåèçáåæíî íà÷èíàåòñÿ ñ ýìïèðèè, â êîòîðîé íåèçáåæíî çàáâåíèå öåëîãî. Êîíêðåòíîìó èññëåäîâàòåëþ ïðèðîäû íå âèäíû è íå íóæíû «èçëèøíèå ñóùíîñòè» ðåëèãèè – ñèñòåìà öåëîãî, ïåðâè÷íîñòü Áîãà, ìèñòè÷åñêàÿ êîñìîëîãèÿ è êîñìîãîíèÿ, òâîðåíèå, áëàãîäàòü è ïðî÷èå ïîäîáíûå «íàходки» богословия. Ñ ðîñòîì ïðîèçâîäñòâà ðàçâèâàëèñü òîðãîâëÿ, ïóòåøåñòâèÿ, ïîçíàíèå ïëàíåòû. Ëþäÿì âñå òåñíåå ñòàíîâèëîñü ïðåáûâàòü â îäåæäàõ ìèñòè÷åñêîé äîèíäèâèäíîñòè, è öåðêâè ñòàíîâèëîñü âñå òðóäíåå óïðàâëÿòü ðàñòóùèìè â èíäèâèäíîñòü ëþäüìè.

Идеологическому центру мира — Ватикану становилось всё труднее сдерживать человеческое познание, науку, представлять веру выше знания, заставлять людей «верить, чтобы знать». Ситуация примерно такая, какая была в Китае в ХХ веке во времена «культурной революции», когда было объявлено, что вера врача в цитаты из работ Мао Цзедуна важнее его профессиональных знаний. Но ведь жизнь требует развития науки, и китайское руководство так или иначе сняло этот мракобесный лозунг.

Ïîñëå äîëãèõ ïîèñêîâ íîâîé èäåîëîãèè öåðêîâü îðãàíèçîâàëà âàðèàíò ôèëîñîôèè Ôîìû Àêâèíñêîãî. Ñâÿòîé Ôîìà ïîñòóïèë, êàê Ñîëîìîí, ÷èñòî "метафизически», ñ òîé ðàçâå ðàçíèöåé, ÷òî åâðåéñêèé öàðü ïðåäìåò ñïîðà механически ðàçðóáàë, à äîìèíèêàíåö Ôîìà ìåõàíè÷åñêè ñîåäèíÿë èñêëþ÷àþùèå äðóã äðóãà ïðåäìåòû. Îí ñîåäèíèë принцип веры ñ ïðèíöèïîì äîïóñòèìîñòè çåìíîé ÷åëîâå÷åñêîé ïîçíàâàòåëüíîé è ïðàêòè÷åñêîé àêòèâíîñòè, ñîåäèíèë íåñîåäèíèìîå – âåðó è çíàíèå, íàóêó è ðåëèãèþ. ×åëîâå÷åñêàÿ äóøà, èíòåðïðåòèðóåò Ôîìà Àðèñòîòåëÿ, è ñìåðòíà (â äâóõ åå ñîñòàâëÿþùèõ – êàê ðàñòèòåëüíàÿ è æèâîòíàÿ и потому рассудочная), è áåññìåðòíà – êàê человеческая и ðàçóìíàÿ.  ïåðâûõ äâóõ îáúåìàõ îíà ïðèâÿçàíà ê ìàòåðèè, ðåàãèðóåò íà íåå è ïîçíàåò åå, â òðåòüåì ñâîåì îáúåìå îíà âå÷íà è áîæåñòâåííà. Ïåðâûå äâå ÷àñòè äóøè ïîçíàþò ìèð è äåéñòâóþò â ìèðå, òðåòüÿ óñòðåìëåíà ê Áîãó. Ïîäîáíûì æå îáðàçîì èíòåðïðåòèðîâàí è àðèñòîòåëåâñêèé Áîã (íåïîäâèæíûé ïåðâîäâèãàòåëü). Çäåñü õðèñòèàíñêèé Áîã ïðèáëèæåí ê àðèñòîòåëåâñêîìó. Áîãà ñëåäóåò ïîíèìàòü êàê äàëåêóþ ïðåâîïðè÷èíó âåùåé, íå äîñòóïíóþ ðàöèîíàëüíîìó àíàëèçó, à òî, ÷òî äîñòóïíî àíàëèçó, íå íóæäàåòñÿ â áåñïðåðûâíîì óïîìèíàíèè Áîãà êàê ïðè÷èíû. Èññëåäóéòå è àíàëèçèðóéòå ñîáûòèÿ â èõ åñòåñòâåííûõ ïðè÷èííûõ âçàèìîäåéñòâèÿõ, èçó÷àéòå èõ ñâîèì óìîì, íàñêîëüêî ñìîæåòå[20].

Ìû âèäèì, ÷òî â ýòîé êîìïðîìèññíîé êàðòèíå âåñü Àðèñòîòåëü íå ïðîøåë. Âìåñòî îáíàðóæåíèÿ â ÷åëîâåêå ëè÷íîñòè êàê áîëåå âûñîêîãî ïî ñðàâíåíèþ ñ èíäèâèäíîñòüþ åãî ñîñòîÿíèÿ, как синтеза рассудка и разума ïîçâîëåíî ëèøü âîçâûøåíèå åãî îò äîèíäèâèäíîé ðàñïëàñòàííîñòè, òðàäèöèîííî òðåáóåìîé õðèñòèàíñòâîì, äî íåêîòîðûõ ïðîáëåñêîâ èíäèâèäíîñòè, рассудочности è íðàâñòâåííîãî èíäèâèäóàëèçìà, æèçíè äëÿ ñåáÿ ëþáèìîãî. О разуме и личности (личностности) человека нет ни малейшего представления. До прозрений Аристотеля еще бесконечно далеко.

Íî, ïîëó÷èâ ïîçâîëåíèå â ìàëîì, ÷åëîâåê òóò æå ïðåòåíäóåò íà áîëüøåå.  ÕIV âåêå íåóäåðæèìî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ôèëîñîôñêèé íîìèíàëèçì, íå ïðèçíàþùèé íå òîëüêî ðåàëüíîñòè îáùèõ ñóùíîñòåé, íî è àâòîðèòåòà öåðêâè è åå ñâåòñêèõ ãàðàíòîâ. Óèëüÿì Îêêàì ñîïðîòèâëÿåòñÿ âëàñòè Âàòèêàíà óæå íå òîëüêî «ñëîâîì», íî è «ìå÷îì», ïðàâäà åùå íå ñâîèì ñîáñòâåííûì, à ñâîåãî ñâåòñêîãî ñïîíñîðà, èìïåðàòîðà Ëþäâèãà Áàâàðñêîãî.

 òîì æå ÕIV âåêå ñ îòêðîâåííî ïàíòåèñòè÷åñêèìè èäåÿìè âûñòóïèë Ì. Ýêõàðò. Ïî åãî ïîíÿòèþ Áîã íå ïåðâîïðè÷èíà áûòèÿ, à ñàìî áûòèå, ñëåäîâàòåëüíî, Áîã è ïðèðîäà åäèíû. Ñëåäîâàòåëüíî, è â ÷åëîâåêå êàê ÷àñòè áûòèÿ ïðèñóòñòâóåò Áîã, è ÷åëîâåê ìîæåò ñàì, áåç ïîñðåäíèêîâ, îáùàòüñÿ ñ Áîãîì. Áîã ÷åëîâåêó óæå íå ãîñïîäèí, âåäü ïî ñìåðòè ÷åëîâåê становится åäèíûì ñ íèì â âå÷íîé æèçíè. Ïîãðóæåíèå â Áîãà – ýòî íå ñàìîîòðå÷åíèå, íàîáîðîò, îáðåòåíèå ñåáÿ êàê ñîðàçìåðíîãî Áîãó. «Íåäàâíî ÿ ïîäóìàë î òîì, õî÷ó ëè ÿ ïîëó÷èòü èëè ïîæåëàòü ÷òî-òî îò Áîãà; ìíå õî÷åòñÿ íàä ýòèì õîðîøåíüêî ïîðàçìûñëèòü, èáî òàì, ãäå ÿ ïîëó÷àë áû îò Áîãà, ÿ îêàçàëñÿ áû ïîä Íèì èëè õóæå Íåãî, ñëîâíî êàêîé-íèáóäü ñëóãà èëè ðàá, à Ñàì Îí â äàÿíèè áûë áû, êàê ãîñïîäèí, è òàê íå äîëæíî áûòü ìåæäó íàìè â âå÷íîé æèçíè»[21]. Ýêàÿ äåðçîñòü! Ëîãè÷íî, ÷òî ÷åðåç ãîä ïîñëå ñìåðòè Ýêõàðòà ïàïà Èîàíí ÕÕII ïðîêëÿë ýòè è äðóãèå ïîäîáíûå âûñêàçûâàíèÿ «ìàãèñòðà è äîêòîðà ñâÿùåííîé òåîëîãèè» Ìåéñòåðà Ýêõàðòà.

Ýïîõè Ðåôîðìàöèè è Íîâîãî âðåìåíè óñèëèëè îáîçíà÷åííóþ òåíäåíöèþ. Ïîñëå òûñÿ÷åëåòíåãî çàñòîÿ ê àêòèâíîé îáùåñòâåííîé æèçíè ïðèõîäèë íîâûé ÷åëîâåê, òðåáîâàâøèé îïðàâäàíèÿ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ â òåîëîãè÷åñêèõ è ôèëîñîôñêèõ ïîñòðîåíèÿõ. Ëèäåðû ïðîòåñòàíòèçìà – Ì. Ëþòåð, Æ. Êàëüâèí – îòðàæàëè è ïðîïàãàíäèðîâàëè íîâûé òèï ÷åëîâåêà – èíäèâèäà è èíäèâèäóàëèñòà. Æèòü ìîæíî – è íóæíî – íå ïî åæåìèíóòíûì òðåáîâàíèÿì òðàäèöèé, ðèòóàëîâ, óêàçàíèé öåðêâè è ñâÿùåííîãî ïèñàíèÿ, æèòü ñëåäóåò ñâîì ñîáñòâåííûì ðàçóìåíèåì è èíèöèàòèâîé, для себя, а не для Бога. Ðåëèãèÿ íå îòìåíÿåòñÿ, íî ðàäèêàëüíî ìåíÿåòñÿ åå ïðèñóòñòâèå â æèçíè ÷åëîâåêà. Бог не господин и контролер, он — партнер по бизнесу, и его фенкция — лишь помогать человеку и прощать его грехи и промахи. При этом нå íóæíû ïîñðåäíèêè ìåæäó ÷åëîâåêîì è Áîãîì, äëÿ áîãîîáùåíèÿ äîñòàòî÷íî îäíîé òîëüêî âåðû в него («Sole fide»). Îáû÷íàÿ ìèðñêàÿ æèçíü – íå ïîìåõà æèçíè äóõà, íàîáîðîò, òîëüêî ÷åðåç íåå ÷åëîâåê ìîæåò óòâåðäèòü ñâîþ ðåëèãèîçíîñòü è âåðíîñòü Áîãó. Âîïðåêè òðàäèöèîííîé ðåëèãèîçíîé ìîðàëè ôîðìèðóåòñÿ íîâàÿ, «ïðîòåñòàíòñêàÿ ýòèêà», â êîòîðîé âìåñòî èäåàëîâ âîçäåðæàíèÿ è àñêåòèçìà ââîäèòñÿ ïðèíöèï îáîãàùåíèÿ; âìåñòî îòíîøåíèÿ ê Áîãó êàê Îòöó è Ãîñïîäèíó, ìèëóþùåìó è íàêàçûâàþùåìó ïî ñâîåìó ïðîèçâîëó, ñêëàäûâàåòñÿ îòíîøåíèå ê íåìó êàê ê ïàðòíåðó ïî ñäåëêå: ÷åëîâåê ñóùåñòâóåò, ÷òîáû ãðåøèòü, à Áîã – ÷òîáû ïðîùàòü ÷åëîâåêà çà åãî ãðåõè, âåäü äëÿ ýòîãî îí è ïîñûëàåò ëþäÿì ñâîåãî åäèíîðîäíîãî ñûíà Èèñóñà Õðèñòà, êîòîðûé áåðåò íà ñåáÿ âñå ãðåõè ÷åëîâåêîâ, è ýòèì ïîñëåäíèì îñòàåòñÿ òîëüêî óâåðîâàòü â ýòó ñïîñîáíîñòü ñûíà áîæüåãî, ÷òîáû ñïàñòèñü îò ñâîèõ ãðåõîâ, ñïàñòèñü «îäíîé òîëüêî âåðîé». Âìåñòî ïðåäñòàâëåíèé î çàãðîáíîì âîçäàÿíèè ôîðìèðóåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î ïðîÿâëåíèè áîæüåé áëàãîñêëîííîñòè ê ÷åëîâåêó ñåé÷àñ, ïðè æèçíè: íà íåáå íåò íè ðàÿ, íè àäà, à âîçäàåò Áîã ÷åëîâåêó ïî äåëàì åãî ïðèîáðåòåííûì ñàìèì этим человеком áîãàòñòâîì: «áîã ëþáèò áîãàòûõ»; âìåñòî ñàìîóíè÷èæåíèÿ è «íèùåòû äóõà» ïðîòåñòàíòèçì ïîääåðæèâàåò âîçðîæäåí÷åñêèé ïðèíöèï ÷åëîâå÷åñêîé ðàçâèòîñòè è îáðàçîâàííîñòè.

Ñëåäóþùèå ýïîõè ïðîäîëæàëè äâèæåíèå â òîì æå íàïðàâëåíèè. Àíãëèéñêàÿ è ôðàíöóçñêàÿ ôèëîñîôèÿ ÕVII – ÕVIII âåêîâ ïðîäîëæàëè èíäèâèäóàëèñòè÷åñêóþ è ñóáúåêòèâèñòñêóþ êðèòèêó òîòàëèòàðèçìà è îáúåêòèâèçìà Ñðåäíåâåêîâüÿ â ïîíèìàíèè ÷åëîâåêà. Äëÿ Åâðîïû ýòî áûëî øàãîì âïåðåä, íî â ïðèíöèïå ýòî áûëî íå áîëåå ÷åì ïîâòîðåíèå àíòè÷íîé àáñîëþòèçàöèè èíäèâèäíîãî ÷åëîâåêà è ÷åëîâå÷åñêîãî ðàññóäêà êàê åäèíñòâåííîãî è äîñòàòî÷íîãî ñïîñîáà ìûøëåíèÿ.

Ô. Áýêîí (1561 – 1626) ïèñàë, ÷òî â ïðèðîäå äëÿ ÷åëîâåêà íåò íèêàêèõ ïðèíöèïèàëüíûõ òàéí è ÷òî â íåé íåò íèêàêèõ àðèñòîòåëåâñêèõ êîíå÷íûõ ïðè÷èí. «Èññëåäîâàíèå êîíå÷íûõ ïðè÷èí áåñïëîäíî è, ïîäîáíî äåâå, ïîñâÿùåííîé Áîãó, íè÷åãî íå ðîæäàåò»[22].  ìèðå ñóùåñòâóþò òîëüêî ðàçðîçíåííûå ïðåäìåòû, è âñÿêóþ ñâÿçü ìåæäó íèìè óñòàíàâëèâàåò ïîçíàþùèé ÷åëîâåê, êîòîðûé ðóêîâîäñòâóåòñÿ ïðè ýòîì ñîîáðàæåíèÿìè ïîëüçû ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèé. «×òî â äåéñòâèè íàèáîëåå ïîëåçíî, òî è â çíàíèè íàèáîëåå èñòèííî»[23]. Ýòî ïðàêòè÷åñêè íè÷åì íå îòëè÷àåòñÿ îò ïðîòàãîðîâñêîãî «×åëîâåê – ìåðà âñåõ âåùåé».

Åâðîïà ôàêòè÷åñêè ïîâòîðÿåò àíòè÷íóþ êóëüòóðó (â äàííîì ñëó÷àå ðàííþþ è êëàññè÷åñêóþ, îïòèìèñòèчески-èíäèâèäóàëèñòè÷åñêóþ) ñî âñåìè åå èëëþçèÿìè è ïðîáëåìàìè. Íåò íèêàêèõ ñâåðõ÷åëîâå÷åñêèõ ñòðóêòóð, ñèë è ñóáúåêòîâ, íå áóäåì ïðåäïî÷èòàòü íåâèäèìîå âèäèìîìó, ïðåäìåòû ðàâíû ñàìèì ñåáå è îíè òàêîâû, êàêèìè íàì ïðåäñòàâëÿþòñÿ. Ñëåäóåò äîâåðÿòü íàøèì îðãàíàì ÷óâñòâ, íàøåìó ýìïèðè÷åñêîìó ïîçíàíèþ: êàêèìè ïðåäìåòû íàì ÿâëÿþòñÿ, òàêîâû îíè è åñòü, è íå íàäî èçìûøëÿòü íèêàêèõ èçëèøíèõ ñóùíîñòåé. «Ïðèðîäà ïðîñòà è íå ðîñêîøåñòâóåò èçëèøíèìè ïðè÷èíàìè ÿâëåíèé» (È. Íüþòîí, âñëåä çà Ó. Îêêàìîì); îíà äîñòóïíà ÷åëîâåêó, è â íåé íåò íèêàêîé ñóáúåêòíîñòè – íè áîæåñòâåííîé, íè àðèñòîòåëåâñêîé ñèñòåìíîé; åäèíñòâåííîé ñóáúåêòíîé ñèëîé â ïðèðîäå ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê, è ïðèðîäà îáÿçàíà åìó ïîä÷èíÿòüñÿ. Çíàíèÿ (ïðåäìåòíûå, ýìïèðè÷åñêèå) – ñèëà.

Ïî ñóùåñòâó, ýòî óæå è åñòü «ñìåðòü Áîãà», êîòîðóþ îáíàðóæèëè è î êîòîðîé çàãîâîðèëè òîëüêî ÷åðåç äâåñòè ëåò. Íåò Áîãà – è ýòî çíà÷èò, ÷òî ó ÷åëîâå÷åñêîé ñóáúåêòíîñòè íåò íèêàêîãî âåêòîðà, а ó ÷åëîâå÷åñêîé àêòèâíîñòè íåò íèêàêîãî îáúåêòèâíîãî ñìûñëà. Àòîìèçàöèÿ, ïðåäåëüíûé ïëþðàëèçì âîëü è äåéñòâèé. Ñïëîøíàÿ ìîíàäîëîãèÿ. Åäèíñòâåííîé öåííîñòüþ è öåëüþ ÿâëÿåòñÿ â òàêèõ óñëîâèÿõ ëþáîâü ê ñåáå ëþáèìîìó è ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèå êàê ñàìîàêòóàëèçàöèÿ, êîòîðûå íà ïîâåðêó îêàçûâàþòñÿ, ïî ñëîâàì Ãåãåëÿ, ëèøü «ïîãîíåé çà ïðîñòîé èíàêîâîñòüþ», ïîãîíåé çà ðàçíîîáðàçèåì ðàäè ðàçíîîáðàçèÿ (Ô. Ì. Äîñòîåâñêèé, «Áåñû»).

Êàê áû íè áûëè «ðåàêöèîííû» â ýòèõ âîïðîñàõ ðåëèãèîçíî-öåðêîâíûå ïîçèöèè, êàê áû îíè íè çàíèæàëè ÷åëîâå÷åñêóþ èíäèâèäíîñòü äî åå ðàñòâîðåíèÿ â öåëîì è ñèñòåìå, îíè âñå æå âèäåëè ýòî öåëîå è ýòó ñèñòåìó. Îíè переусердствовывали â ïðàêòèêå ïîä÷èíåíèÿ ÷åëîâåêà öåëîìó, Áîãó, íî îíè ïîìíèëè î ñóùåñòâàâàíèè этого целого. Îíè ðàñõîäèëèñü ñ Àðèñòîòåëåì â òðàêòîâêå öåëîñòíîñòè ìèðà, âûíîñÿ åå универсальные ñâîéñòâà çà ïðåäåëû ðåàëüíîсти è íàäåëÿÿ èìè ëè÷íîãî, ëþáÿùåãî è êàðàþùåãî ëþäåé Áîãà, òîãäà êàê âåëèêèé äèàëåêòèê Àíòè÷íîñòè âèäåë ýòó ñèñòåìó íàó÷íî, êàê æèâóþ ðåàëüíîñòü, êàê öåëîñòíîñòü, æèâóùóþ æèçíüþ ñâîèõ ýëåìåíòîâ. Íî îíè âñå æå ïðèçíàâàëè ýòó ñèñòåìó. Îíè îïèñûâàëè åå ñðåäñòâàìè ñâîåãî ðåëèãèîçíîãî ëåêñèêîíà, è ýòî áûëà ïðåâðàòíàÿ, ïðåâðàùåííàÿ ôîðìà ïîäà÷è ðåàëüíîãî ñîäåðæàíèÿ. Ôèëîñîôèÿ же Íîâîãî âðåìåíè оказалась ниже этого мировоззренческого потенциали христианской теологии. Она íå ó÷ëà çäåñü äèàëåêòèêè ôîðìû è ñîäåðæàíèÿ. Èç-çà ðåëèãèîçíîé ôîðìû áûëî âûáðîøåíî è òî ïîëîæèòåëüíîå, ÷òî èìåëîñü â ñîäåðæàíèè ðåëèãèîçíîãî ìèðîïîíèìàíèÿ. Ñ êóïåëüþ áûë âûïëåñíóò è ðåáåíîê. Из-за того, что целое понималось мистически, как потусторонняя реальность, Новое время отказалось не только от мистической формы целого, но и от самого этого целого. Ñèñòåìà ìèðà áûëà âûáðîøåíà è çàìåíåíà ðàçðîçíåííîé ñîâîêóïíîñòüþ ïðåäìåòîâ.

Но не только религиозная мысль удерживала понимание ценности целого и сопротивлялась новомодным тенденциям субъективизма. С позиций, близких к аристотелевскому материализму и пантеизму, системное понимание мира высказывал Б. Спиноза (1632 – 1677).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...