Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система управления качеством продукции в мировой практике

В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы при­менялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектно­го труда, которая распространилась на сферу производства, раз­работку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое рас­пространение комплексная система управления качеством про­дукции, которая включала все сферы производства и методы эко­номического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продук­ции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положе­ние дел и государственная приемка продукции, которая была орга­низована в конце 80-х годов.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономи­ке, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стан­дарты находят все большее применение при заключении контрак­тов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обес­печения качества продукции у поставщика.

Во многих странах международные стандарты приняты в каче­стве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.). Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.

Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным пла­нировать количественные показатели качества работникам внут­рипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мас­терство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

 

Рис. 1.2. «Кружки качества»

 

Условия, необходимые для существования менеджмента ка­чества.

1. Укрепление организационной структуры предприятия. Ре­организация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного прояв­ления потенциала работников.

3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.

4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

6. Факт-контроль на основе строгих данных.

7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

8. Ориентация на потребителя.

9. Работник на следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

10. Своевременная корректировка управленческой политики.

11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных орга­низационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств.

Особое место в мировой практике управления качеством про­дукции занимают кружки качества как форма привлечения работ­ников предприятия к осознанному участию в процессе повыше­ния качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурен­тоспособности продукции, что в значительной мере способство­вало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке то­варов. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Фран­ции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их рас­пространению способствовала активная пропаганда, многочис­ленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделе­ния, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в тече­ние часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претво­ряют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.

1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.

2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.

3. Активизировать использование человеческого фактора.

В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю каче­ства, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалис­ты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопро­сам их организации.

Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте ра­боты кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и долж­ного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фир­мы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организа­ции кружков качества:

1. Добровольное участие в кружках.

2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, ко­торые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.

3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работ­нику фирмы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...