Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Оценка показателей качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Горизонт»





В таблице 3.1 представлен образец систематизации данных при оценке конкурентоспособности ОАО «Горизонт». Здесь указаны основные факторы, определяющие успех на рынке, и даны переменные, по которым можно количественно оценивать значение факторов. Каждая переменная получает оценку от 0 до 5 баллов.

0 — наиболее слабые позиции по данному параметру конкурентоспособности;

5 — доминирующее положение на рынке.

Таблица 3.1.

Оценка конкурентоспособности предприятия относительно конкурентов

Факторы конкурентоспособности ОАО «Горизонт» ПО «Витязь» Panasonic
ПРОДУКТ      
Качество 3 3 5
Технические параметры 4 4 5
Право замены изделий 5 5 5
Стиль 4 4 5
Престиж торговой марки 2 2 5
Упаковка 3 3 5
Габариты 4 4 4
Гарантийный срок 4 4 4
Надежность 3 4 5
Срок службы 3 3 4
ЦЕНА 4 5 3
КАНАЛЫ СБЫТА      
Формы сбыта      
— торговые представители 4 4 5
— оптовые посредники 4 4 4
— дилеры 3 3 5
Степень охвата рынка 2 2 5
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ      
Реклама 2 2 5
Индивидуальная продажа      
— стимулы для потребителей 1 2 3
— демонстрационная продажа 3 3 4
— показ образцов изделий 3 3 4
Упоминание об изделиях в средствах массовой информации 2 2 5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 64 67 90

 

Балльная оценка конкурентоспособности представлена на рис.3.1.

 

 

 

Рис.3.1. Балльная оценка конкурентоспособности

 

Общий итог таблицы (сумма баллов) показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Из приведенных данных видно, что лидирующее положение занимает «Panasonic», а позиции белорусских производителей почти одинаковы и значительно уступают лидеру. Просуммировав значения оценок по основным факторам и сопоставив эти данные с общим итогом, можно выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность. Так, в нашем случае «Горизонту» следовало бы обратить внимание и принять соответствующие меры по снижению цены и повышению надежности телевизоров.



Важность проведения данного исследования, определение того, какие именно параметры данного анализа могут быть привлекательны для потребителя и насколько ваши конкуренты уже позаботились об этом, подтверждается множеством примеров из реальной хозяйственной практики.

В любом случае оценка конкурентоспособности предприятия должны дополняться анализом его слабых и сильных сторон. С помощью изучения данных табл.3.2 можно более детально оценить конкурентоспособность своего предприятия, а также сопоставить между собой различные производственные подразделения внутри предприятия по уровню их конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны в этой области.

ГРАФА 1 — показатели лидирующего положения на рынке.

ГРАФА 2 — показатели выше среднего.

ГРАФА 3 — средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам.

ГРАФА 4 — следует позаботиться об улучшении позиций на рынке.

ГРАФА 5 — позиции на рынке должны быть улучшены решительным образом. Предприятие в кризисной ситуации.

Таблица 3.2

Контрольный лист для анализа сильных и слабых сторон предприятия «Горизонт» в конкурентной борьбе

Основные группы показателей 1 2 3 4 5
ФИНАНСОВЫЕ          
Структура активов (задолженность по отношению к уставному капиталу)       *  
Движение денежной наличности         *
Доход на новые инвестиции         *
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ          
Использование производственных мощностей     *    
Производительность труда       *  
Контроль качества       *  
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ          
Административная нагрузка       *  
Система связи       *  
Скорость реагирования управления на происходящие изменения на рынке     *    
МАРКЕТИНГОВЫЕ          
Доля рынка сбыта       *  
Репутация продукции       *  
Расходы по сбыту     *    
Цены     *    
Качество информации о рынке       *  

 

Анализируя приведенную информацию следует отметить, что положение ОАО «Горизонт» в основном характеризуют графы 4 и 5. руководству предприятия следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Очень беспокоит проблема платежеспособности и финансового состояния. Предприятие получало кредиты у государства, но они, как правило, расходовались нерационально. Качество выпускаемой продукции претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с использованием импортных комплектующих, что приводит к его улучшению. Однако по сравнению с основными конкурентами все же оно оставляет желать лучшего, подтверждением чего является большое число возврата продукции, следовало бы также обратить внимание на организационно-управленческие факторы. Из-за необоснованного количества управленческого персонала возникают проблемы нерационального использования денежных ресурсов и отсутствия четкости разделения полномочий и функций в аппарате управления. Регион сбыта продукции ограничен (страны СНГ), в то время как изделия лидирующих фирм пользуется спросом почти во всех странах мира.

В целом в результате сопоставления сильных и слабых сторон нашего предприятия с конкурентами становится очевидна необходимость улучшения работы по ряду направлений таких, как управление предприятием, ассортиментом, работа с дилерами, повышение качества продукции, а также уделять большое внимание изучению рынка и разработке маркетинговых стратегий.

Так, если мы определили, что продукция предприятия способна конкурировать по цене, то надо позаботиться о выравнивании всех остальных параметров по имеющимся стандартам. Конечно, лучше было бы найти и выделить для потребителя (прежде всего с помощью рекламы) еще какие-нибудь параметры изделия, выгодно характеризующие его в сравнении с имеющимися аналогами.

Также следует обратить внимание на маркетинговую политику фирм" конкурентов. Например, в последнее время основной конкурент ОАО"Горизонт" на белорусском рынке ПО "Витязь" довольно активно рекламирует свою продукцию как на телевидении, так и в средствах массовой информации. Кроме того, оно увеличило гарантийный срок на свои телевизоры с 25 месяцев до 30 месяцев, в то время как гарантийный срок на телевизоры "Горизонт" по-прежнему 25 месяцев. Это большое упущение в политике, проводимой ОАО "Горизонт" так как даже рядовой потребитель не разбирающийся, скажем, в технических параметрах, скорее купит тот телевизор, гарантийный срок которого больше, а это отрицательно скажется на конкурентоспособности телевизоров ОАО "Горизонт".

Также, бесспорным является развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией телевизоров, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5-2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве. Более того можно проводить такую политику в соответствии с которой завод гарантирует поставку запасных частей к продаваемым телевизорам в течение определенного более или менее длительного срока, после снятия их с производства.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.