Институты Сангата и Пангата
САНГАТ - ОБЩИНА СВЯТЫХ
Слово “сангат” означает “собрание” или “община”. В сикхизме обычно фигурирует название “Сат Сангат” — община святых, дом Истины, объединяющий людей, которые любят Бога и учатся жизни в Боге:
Сат Сангат кайси джаниаи джитхаи еко нам вакханиаи.” (Шри Раг Мохалла 1, с-72) В переводе:
“Что даст нам знать о Сат Сангате, Где любящие Истину вступают в единение с Господом Единым?”
Четвертый Гуру снова дает определение Сангата:
“Сат Сангат — это школа истинного Гуру; Здесь мы учимся любить Бога и понимать Его величие.” (Вар Канра Мохалла 4, с-1313)
Гуру Нанак придавал огромное значение образованию сангатов, святых общин, и везде, где бы он ни бывал, старался их создать. Божественное Слово (Гурбани) и Святой Сангат были теми единственными двумя средствами, которыми Гуру пользовался для освобождения людей от эгоизма и дурных страстей и в конечном счете для их спасения и единения с Богом:
“Сат Сангат — это сокровищница Божественного Имени; Здесь мы находим Бога; По Милости Гуру Здесь мы обретаем Свет, и вся тьма рассеивается.” (Саранг ки Вар, Мохалла 1, с-1244)
Общепризнанным является тот факт, что невозможно достигнуть духовного прогресса без общения со святыми. Общество святых способствует преодолению эгоизма и помогает освободиться от дурных пристрастий:
“Грязь векового эгоизма, пятнающая душу, Смоется только в обществе святых. Подобно тому, как плывет железо, когда оно привязано к дереву, И ты пересечешь океан жизни, Следуя Слову Гуру в обществе святых.” (Канра Мохалла 4, с-1309)
“О друг, поведай, как мне пересечь Полный препятствий океан майи;
Если Бог в Своей милости наделяет тебя дружбой Верных, Нанак, майя к тебе и не приблизится.” (Баван Акхри Мохалла 5, (7), с-251)
Везде, где бы ни побывал Гуру Нанак, сикхи возводили гурдвары (дома Гуру), встречались там ежедневно и объединялись в постоянный Cангат. Со времен третьего Учителя, Гуру Амар Даса, стало очевидно, что сикхи должны иметь свои собственные отдельные поселения и религиозные центры. Гуру Амар Дас основал город Чак Рам Дас, который впоследствии получил свое нынешнее название — Амритсар; он также построил баоли (колодец со ступенчатым спуском к воде) в Гоиндвале. Четвертый и пятый Гуру тоже проявляли большой интерес к строительству новых религиозных центров для своих последователей: они построили Амритсар, Картарпур и т.д. Эти религиозные центры представляли собой великую объединяющую силу, ставшую фактором формирования общины сикхов. Члены различных сикхских сангатов приезжали отовсюду, чтобы посетить эти центры, что давало им возможность не только встретиться со Святым Гуру и получить его благословения, но и войти в тесный контакт друг с другом. Во время таких посещений сикхи обеспечивались бесплатным жильем и питанием. Симрон (участие в ежедневном богослужении) и сева (участие в проектах общины и посещение Гуру ка Лангара, столовой Гуру) составляли две главные повседневные обязанности приезжих сикхов. Их тесные контакты заложили основы сплоченной единой сикхской организации. Процесс интеграции сикхского движения шел рука об руку с расширением его границ. Во времена третьего Гуру было двадцать два манджи и пятьдесят два пири; все они представляли собой большие и маленькие центры распространения религии сикхов по стране. Гуру Рам Дас, четвертый Учитель, создал новый орден миссионеров, так называемых масандов. Этот новый орден был реорганизован и усовершенствован пятым Гуру. Поскольку количество новых сикхских сангатов по всей стране возрастало, все миссионеры были наделены необходимым духовным авторитетом и правом осуществлять инициацию будущих сикхов посредством церемонии Чаранпаухала (Чаранамрита). Хотя с помощью идеального Чаранамрита мог проводить посвящение только сам Гуру, поскольку он не мог физически присутствовать во всех местах одновременно, право совершения инициации было делегировано миссионерам на местах. Основную массу людей, пополнивших ряды сикхов в результате их усилий, составляли выходцы из класса коммерсантов, жившие преимущественно в городах. При пятом Гуру движение сикхов приобрело популярность и в сельской местности, и в результате множество маджха джати приняло сикхизм.
Для успеха любого движения необходимо наличие денежных средств. Сначала хватало добровольных пожертвований, поступавших от преданных сикхов. Когда сикхи начали реализацию больших проектов, существующей практики пожертвований оказалось недостаточно. Для того, чтобы выйти из положения, масанды были вынуждены заниматься не только распространением учения сикхов, но и сбором добровольных пожертвований верующих и доставкой их в резиденцию Гуру. Изначально сикхский Cангат был просто более или менее изолированно функционирующим религиозным собранием верующих. Мало-помалу его функции расширялись. Подготовка копий священного писания, строительство религиозных центров, создание институтов манджи и масандов как представителей центрального руководства, укоренение принципа верховной власти Гуру, — все эти факторы послужили звеньями общего сближения и интеграции. Степень изолированности отдельных сангатов уменьшилась. Этот процесс интеграции продолжался до тех пор, пока не достиг своей кульминации — образования Хальсы, целью которого было создание гармоничного сочетания идеалов бхакти и шакти — морального и духовного совершенства с одной стороны, и воинской доблести и высочайшего героизма — с другой. За день до того, как он покинул этот мир, Гуру Гобинд Сингх сделал историческое заявление о прекращении линии личной преемственности Гуру и переходе освобождающей власти к Хальсе. С образованием Хальсы наполовину интегрированная сеть сангатов достигла полной интеграции. Завершение этого длительного процесса, продолжавшегося на протяжении почти двух с половиной веков, ознаменовалось наделением Хальсы высшей властью.
Членом Сангата может стать любой человек, независимо от его касты, религии и места жительства. Все богослужения могут совершаться как сикхами, так и преданными не-сикхского вероисповедания, кроме функции крещения, которую могут выполнять только инициированные члены Хальсы, живущие в соответствии с идеалами сикхизма. Сангат — это не просто собрание людей, отправляющих богослужение, и не только арена поиска индивидуального спасения и обретения блаженства. Он помогает тотальной переориентации образа жизни каждого человека и общества в целом на творческое, целенаправленное существование. Сангату придавалась такая важная роль, что даже Гуру вынуждены были подчиняться его решениям. В частности, Гуру Арджан не женил своего сына на дочери Чанду, потому что сангат выступил против этого. Сангат может быть численно небольшим, но в своей целостности он именуется Пантх — Святой Образ Жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|