Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В основе философии нового времени лежит попытка соединить античные и средневековые представления о началах мироздания.




Философия древней Индии

Отличительные черты:

- традиционализм;

- пессимизм;

- нацеленность на практику;

- безликий характер.

Неортодоксальные даршаны (школы):

- Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

- Джайнизм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

Ортодоксальные даршаны:

- Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам.

- Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800 г. н. э.) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

- Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

- Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

- Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

- В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

Философия Древнего Китая

В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.

Философские школы:

- Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551—479 до н. э.) и развитое его последователями. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.

- Даосизм - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно.

- Легизм - Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

- Ноизм - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание.

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

 

7 Античная философия сформировала особый стиль мышления – обеспечение логической доказательности, а также сформировала активно-преобразовательное отношение к обществу и природе. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)

Этапы развития:

- Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

- Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

- Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

- Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

- Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

- Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

8 Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

При анализе греческой философии выделяют три периода:

- первый — от Фалеса до Аристотеля (это в основном деятельность философов Милетской школы Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

- второй — греческую философию в римском мире (это деятельность софистов, Сократа и сократиков);

- третий — неоплатоновскую философию (включает в себя философские идеи Платона и Аристотеля)

 

Философия Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы:

- Никто не желает зла.

- Никто не делает зла по своей воле.

- Добродетель — это знание.

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

 

Философия Платона

Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать... посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошёл на вершину зримого». В обыденном понимании диалектика — это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами

 

11 Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

- Материя («то, из чего»). Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

- Форма («то, что»). Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

- Действующая, или производящая причина («то, откуда»). Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина («то, ради чего»). У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

 

12 Средневековая философия - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Основные этапы развития:

- Патристика (II—VII века) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения.

- Схоластика (VIII—XV века) - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики. Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати.

Блаженный Августин (354—430 гг.) – представитель ранней средневековой философии. Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога.

 

13 Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.

Основные направления:

- Гелиоцентризм (представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты);

- Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности);

- Неоплатонизм (учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку);

- Секуляризм (концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры)

Представители: Леонардо Да Винчи (1452—1519), Николло Макиавелли (1469—1527), Николай Коперник (1473—1543), Нострадамус (1503—1566), Галилео Галилей (1564—1642), Иоганн Кеплер (1571—1630).

В основе философии нового времени лежит попытка соединить античные и средневековые представления о началах мироздания.

Эмпиризм — направление, где основной метод познания – опыт (внедрение в практику, сбор, анализ, объяснение фактов). С точки зрения представителей эмпиризма, наука должна перестать быть умозрительной. Любые данные должны быть подтверждены опытным путём.

Представители: Фрэнсис Бэкон (основоположник эмпиризма), Джон Локк, Томас Гоббс.

Метод Бэкона эмпирический, основанный на признании ведущей роли опыта в познании. Результаты многочисленных опытов обобщаются путем индукции. ИНДУКЦИЯ- логический метод перехода от частных высказываний к более общим, то есть, когда частное знание индуцирует (наводит) общее знание.

15. РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Рационализм – Рене Декарт (1596-1650). Метод познания Декарта – дедуктивный. ДЕДУКЦИЯ – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего. Метод Декарта рационалистически-дедуктивный.

Позиции: 1) критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую идею – («мыслю, следовательно, существую»), положил в основу философии принцип очевидности и автономии рационально мыслящего и самоосознающего субъекта.

Отец европейского рационализма был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Р. Декарт формулирует четыре правила рационалистического метода:

1)принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное),2)мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними,3)последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).4)Не допускать пропусков в изложении

Представители: Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт, Георг Гегель

 

16 Философия эпохи Просвещения (XVIII век) — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам.

Важные моменты в общей характеристике философии эпохи Просвещения:

- получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

- развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

- формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Представители: Жан-Жак Руссо, Вольтер, Поль Анри Гольбах, Адам Смит.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...