Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники и факторы социальной динамики.




С самого начала своего возникновения общество имеет не только постоянные характеристики, но и находится в состоянии изменений, в динамике. Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества.

Содержательная характеристика социальной динамики предполагает выявление ее источников, факторов, субъектов, движущих сил, основных механизмов трансформации общества и направленности исторического процесса.

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования системообразующих факторов социальной динамики.

Выделяют две группы факторов социальной динамики:

1) объективные – формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и сообществ людей; среди них выделяются:

- социально-экономические (включают в себя уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники);

- природно-географические (включают в себя климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов, удаленность или близость к путям коммуникаций);

- демографические (включают в себя численность населения, плотность расселения, половозрастную структуру населения, соотношение городского и сельского населения);

2) субъективные – являются результатом сознательной деятельности людей и социальных групп. К ним принадлежат мировоззрение и сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, потребности, интересы, цели и ценности.

Разные представители социально-философской мысли по-разному оценивают роль тех или иных факторов в жизни общества. К.Маркс, например, основой формирования общества и условием его существования считал способ материального производства и характерные для него объективные экономические отношения, которые обуславливают различные виды деятельности и характер социальных связей. М. Вебер в качестве основного фактора выделял нормативно-ценностные основы социальных действий, характерные для различных исторических эпох: традиционные и аффективные действия традиционного общества, ценностно-рациональные действия эпохи перехода от традиционного к индустриальному обществу и целерациональные действия индустриального общества.

Проблема направленности общественного развития.

Вопрос о направленности человеческой истории относится к числу тех, которые были и остаются предметом весьма острых дискуссий. Это естественно, т.к. общественная жизнь свидетельствует о том, что в мире происходят необратимые изменения; вопрос же о характере этих изменений никогда не был безразличным для людей: ответ на него привносит в понимание истории то ценностное измерение, которое отличает собственно философское видение истории. От ответа на данный вопрос зависит выработка тех или иных способов для ориентации человека в мире, практическое поведение людей. В истории философии сложилось несколько вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории:

1. Исторические изменения регрессивны.

2. История есть циклический круговорот.

3. Исторические изменения есть прогресс.

Уже в древности возникает представление об определённой направленности происходящих в мире изменений. Правда, для большинства античных авторов история — простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. В целом история изображается двояко:

либо как регрессивный процесс (нисхождение от древнего «золотого века») - Гесиод, Сенека;

либо как циклический круговорот, связанный с повторением одних и тех же стадий - Полибий, Аристотель.

Впервые идея регрессивного характера общественного развития сформулирована и обоснована у Гесиода (VIII в. до н.э.) в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, медном, бронзовом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних — ко временам Зевса. Первое поколение было создано вечными богами из золота, а сам золотой век отличался высокими нравами («жили те люди как боги»). Но от века к веку люди развращаются и в эпоху железа (современное Гесиоду общество) полностью деморализуются: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжёлые дадут им боги». В результате общество погружается в пучину распрей и конфликтов, господства низменных желание и страстей. Прогноз о дальнейшем развитии событий отражён Гесиодом в басне «О соловье и ястребе», где явно прослеживается пессимизм автора: «Правду заменит кулак...Где сила, там будет и право...Стыд пропадает...От зла избавленья не будет».

В христианской историософии история представляется как процесс, идущий в определённом направлении. Однако это не имманентный процесс, а движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории (Град божий — Августин). Провиденциализм.

В циклических теориях общества была предпринята попытка пересмотреть примитивные линейные интерпретации истории, изображавших её как постепенное удаление человечества от мифического «золотого века», либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению. Наиболее полно идея истории как циклического круговорота (общество в целом или отдельные его сферы движутся в своём развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка) представлена у Джамбаттисты Вико (1668 - 1774). В своём главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) Вико стремится выйти с поверхности исторического бытия на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений — «Вечную Идеальную историю...соответственно которой протекают во времени все отдельные истории Наций в их возникновении, движении вперёд, состоянии, упадке и конце». «Новая наука» Вико одновременно и теоретическая (т.к. её предмет — общая природа наций), и вместе с тем историческая (т.к., во-первых, нужно учитывать «движение наций», а, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует «посмотреть на фактах»). Вико отмечает существование трёх типов времён: религиозные, героические (или «поэтические») и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым «авторитетом власти», формой правления, способом общения и мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...