Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии.




В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящее время). Классическая философия — это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач философии.

Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.

Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, интенсифицирует интерес к «человеку-в-мире», обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

Основные особенности постклассической западно-европейской философии:

1) Отказ от поиска неизменных начал, единой мировой основы. Для постклассики характерно признание разнородности реальности;

2) Отказ от деления реальности на мир, существующий независимо от человека, и субъективную реальность, отражающую этот мир объектов. Вещи рассматриваются как вовлечённые в мир человеческого опыта;

3) Недоверие к разуму как к способу познания. Демонстрируется ограниченность разума;

4) Изучению подлежит не бытие само по себе, а то, как мы его себе представляем, потому что мир такой, как мы его переживаем и мыслим, т.е. это отказ от тождества бытия и мышления;

5) Язык не средство описания мира, а условие и способ его существования. Наша мысль такая, какой мы её проговариваем, а мир такой, как мы о нем говорим.

Представители постклассики: Сёрен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Карл Маркс.

 

Становление иррациональной традиции в неклассической философии

Философы критиковавшие разум и рационализм, стали больше уделять внимания свободе человеческого духовного опыта Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Главные ее представители: В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

Первым, кто выступил против философии Гегеля, был А.Шопегауэр (1788-1860). Свои основные идеи он изложил в сочинении «Мир как воля и представление». Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, так как он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. То есть выше разума, над разумом он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего, а представление всего лишь проявление (объективация) этой воли. Она заставляет жить человека, каким бы бессмысленным не было бы его существование, он явл.рабом воли и подчинен ей во всем.Сам мир нелеп, неразумен, так как первопричина его – Мировая воля есть нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли. Бессмысленна и воля к жизни, также как и сама жизнь, в том числе, и человеческая, поскольку человек не хозяин этой жизни, а всего лишь заложник воли, исполнитель ее желаний и хотений. 2 разновидности людей, кот.перестали быть рабами воли: - святые в земной жизни- гении в искусстве.Каждый чел.располагает 3 высшими благами жизни: здоровье, молодость, свобода=>пока они есть индивид их не осознает, считая, что жизнь и здоровье вечны.

Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше (1884-1900). – пытался построить философскую систему на анализе культуры др.Греции, досократовской. Он утверждал, что кул-ра др.Греции определялась равноправным существованием двух начал: дионисийского (бог вина и веселия) и апполонского(бог разумного и гармоничности, искусства). В основании философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель.

Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМ – отрицание морали. Иудейско-христианская мораль, по мнения Ницше, мораль рабов. Она препятствует полному самовыражению человека, поэтому нужно произвести переоценку всех ценностей. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали: мораль господ.

В ее основе должны лежать следующие принципы:

1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность;

2) существ природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»;

3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан ни какими моральными нормами.

Этим требованиям, согласно Ницше, удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК – в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками. Вырастить такого сверхчеловека основная цель человеческой истории.Религия ослабляет личностное начало в человеке (заповеди составляют пассивное качество) – ушел дух авантюризма.

Жизнь по Ницше – борьба всех противоположностей, где побеждает сильный – путь к сверхчеловеку.

Первый сказал о наступлении нигелизма, Бог умер(«Если Бога нет – значит все дозволено»(Достоевский))

Марксистская филоофия

Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение сущ миропорядка.

Особенности философии марксизма:

1)основной вопрос философии решается материалистически;

2)истина как результат совпадения представлений человека и действительности; критерием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-чувствительной деятельности человека;

3)диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;

4)провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...