Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия и функции культуры.




Понятие культуры – одно из самых многозначных в науке. Сегодня насчитывается до 500 определений культуры, каждое из которых, фиксируя определенную грань этого сложного явления, имеет право на существование. Приведем некоторые из них.

«Культура …слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (антрополог Э. Тайлор).

«Культура … это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях» (социолог У. Томас).

«В самом широком смысле слова Культура Обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин).

«То, что отличает человека от животных, мы называем Культурой» (философ О. Шпенглер).

«Культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

При всем многообразии подходов и определений культуры, есть ряд ее наиболее существенных характеристик, с которыми могут согласиться практически все исследователи:

V культура – это то, что отличает человека от животных, это характеристика Человеческого общества;

V культура не наследуется биологически, а предполагает обучение;

V культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в Символической Форме (посредством языка).

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли, культивирования, выращивания чего-либо, обычно животных и растения (от лат. сultura – заботиться, взращивать, ухаживать). Сельскохозяйственный смысл этого термина сохраняется в таких выражениях, как «зерновые культуры», «аграрная культура». Постепенно термин «культура» стал использоваться применительно к социальным процессам, для характеристики развития и совершенствования Человека.

В Новое время культура приобретает значение Научного термина и становится центральным понятием европейского самосознания. В эпоху Просвещения наиболее характерным было понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре». Природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается над природой, преодолевает свою естественно-природную ограниченность.

В ХIХ веке в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза – Культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с идеальными, духовными процессами, к которым категория прогресса неприменима.

В ХХ веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс, а прежде всего Нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Современные исследователи, определяя содержание понятия «культура», отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей идеалов, выполняющих функции социальной ориентации в обществе. Именно этот, Аксиологический (ценностный) подход к исследованию культуры характерен для социологии. Вместе с тем, культура – это и специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда. Таким образом, Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Исходя их этого, выделяются следующие функции культуры:

· Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Развитие культуры дало человеку ту защиту, которой не снабдила его природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, орудия труда и т. д. Благодаря культуре человек приспособился жить и выживать практически в любых природных условиях;

· Человекотворческая (гуманистическая) функция. Культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

· Гносеологическая (познавательная) функция. Культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

· Информационная функция. Культура обеспечивает трансляцию социального опыта, а значит, выступает особой формой хранения и передачи информации. Посредством знаковых систем культура обеспечивает связь времен и поколений.

· Коммуникативная функция. Культура обеспечивает социальное общение, способствует адекватности взаимопонимания;

· Интегративная функция. Общность ценностей, норм, традиций объединяет индивидов, социальные группы, народы;

· Ценностно-ориентационная функция. Культура задает определенную систему координат, в которой существует и на которую ориентируется человек в своей жизни;

· Нормативно-регулирующая (управленческая) функция. Культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

 

 

59. Мораль, искусство и религия как формы культуротворчества.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.

Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, выполняет в качестве нравственного предписания регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции.

Мораль включает в себя нравственные принципы, заповеди, традиции, нормы, взгляды, смысло – жизненные ориентации и идеалы, оценки, отношения и поступки. Важную роль в становлении культуры сыграли моральные запреты (табу), связанные с пищевым и половым поведением человека. Морали противостоит аморализм в различных своих проявлениях: в экономике через игнорирование интересов производителей, в научно – технической сфере путем использования определенных достижений во вред человечеству, в политике – достижение целей любыми средствами (в том числе антигуманными, антиэкологическими), в области права – пренебрежение к закону.

Человек познает, оценивает и преобразует мир и себя не только утилитарно-практически, но и эстетически, осуществляя деятельность по законам красоты. Как эстетический вид деятельности искусство, по Аристотелю, основано на подражании действительности и знании правил этого подражания. Эта способность наиболее полно воплощается в искусстве. У Аристотеля «подражание» жизни (правдоподобие) не исключает наличие в художественном произведении погрешностей (ошибок). Гегель отвергает копирование природы и настаивает на высоком, духовном отражении бытия в искусстве. Используя символизацию, художник, по Гегелю, способен сосредоточить внимание на внутренней, существенной стороне бытия. Шеллинг провозглашает свободу выбора художником способа отображения истины. Искусство, по его мнению, – это высшая ступень развития культуры, оно изображает подлинную сущность в мгновении становления.

В искусстве развивается человек как субъект и объект культуры, его умения, мастерство, деловитость, эстетическое сознание. Искусство проявляется через развитие интеркультурных связей, обменов, технологий, обеспечивающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов. Мир классического искусства рассматривался как специфическая система адекватного отображения действительности через художественные образы. Классическая модель искусства предполагала нормативность (образцовость) как в аспекте ориентации на прекрасный идеал, так и в плане преобразования жизни. Неклассическая модель искусства базируется на равноправном сосуществовании и коммуникации динамически меняющихся разнообразных культурных миров. Искусство становится преимущественно знаково-символическим образованием, передающим ценностные значения. Основными чертами неклассического искусства (с начала 70-х годов XX в. на этапе постмодернизма) стали:

а) радикальный антитрадиционализм (отвергается само понятие традиции);

б) плюрализм (мир видится как неупорядоченный, состоящий из множества не связанных между собой фрагментов);

в) отрицание любой иерархии, игра со смыслами (исчезает различие между прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным, есть лишь игра автора с культурными смыслами);

г) сочетание элементов элитарной и массовой культуры.

Религия, широко использующая достижения искусства и нормы морали, также в значительной части своего содержания выступает как органическая часть культуры. Она способствовала развитию письменности, книгопечатания, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, передает накопленное наследие от поколения к поколению, формирует сознание единства человеческого рода, является средством социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозными идеями пропитана не только философия, но и поэзия, живопись, архитектурное искусство. Религия пытается продуцировать смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и абсолюта. Религия в определенной мере способствует выходу человека за пределы узкоземного существования.

Вместе с тем, религия, выступая за сохранение традиций, становится орудием консерватизма. Антигуманны такие деяния церкви, как костры инквизиции, кровавые походы крестоносцев, религиозные войны и т.п. Кант говорил о том, что все известные формы религии являлись идолослужением в той мере, в какой они допускали человеческую униженность, индульгентное понимание божьей милости и утешительную ложь, веру в чудеса и богослужебные жертвы. Кант же выступал за нравственную самостоятельность людей, поэтому, считал он, подлинно верует лишь тот, кто не имеет страха перед богом, не роняет перед ним свое достоинство и не перекладывает на него свои моральные решения.

Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ Бога. Для тоталитаризма также характерны принесение в жертву государству личных интересов, установки на лучшую жизнь в отдаленном будущем, а не в настоящем, поклонение вождю, государству, утопической доктрине. Теизм способен оживляться в новых формах, внешне атеистических. Так было в отечественной истории. Этому содействовали некоторые особенности психологии славян: царистские иллюзии, стремление к запредельным истинам, максимализму, поглощенность решением не жизненно реальных, а отвлеченных вопросов о смысле жизни, стремление к достижению счастья через простое разрушение существующего строя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...