Специальные технические средства - автомобильные лестницы и коленчатые подъемники: назначение, общее устройство, обзор технических характеристик.
РД: Приказ МЧС от 22.12.09 №162 «Правила организации технической службы в ОПЧС РБ» Пожарные АЛ представляют собой механизированные лестницы, установленные на специально приспособленных автомобильных шасси. Автолестницы используются на пожарах для доставки боевого расчета, эвакуации людей из горящих зданий и обеспечивают от посторонней насосной установки подачу огнетушащих средств в очаг горения ручными или лафетными стволами. Кроме того, они могут использоваться для подъема грузов массой до 300 кг (в сложенном состоянии комплектов колен), освещения места пожара прожекторами, закрепленными на вершине лестницы. В пожарной охране нашей страны применяют следующие марки автолестниц: АЛ-18 (52)Л2 АЛ-ЗО(131)Л21 АЛ-30(131)Л22 и АЛ-30(131)ПМ-506 осваивается выпуск АЛ45(133ГЯ)ПМ-501 и АЛ-45(257)ПМ-109 шасси КрАЗ. Все выпускаемые в настоящее время автолестницы имеют гидромеханический привод как наиболее простой, надежный и удобный в эксплуатации. Кроме отечественных моделей в пож службе страны применяются автолестницы и зарубежного производства длиной 52...60м. Несмотря на разнообразие конструкций автолестниц все они имеют общие конструктивные элементы и системы, главными из которых являются: базовое шасси дополнительная силовая передача, опорная база башенный механизм, комплект колен с лифтом и лафетным стволом, пульт управления, дополнительное электрооборудование, сигнальные и блокирующие устройства и переговорное устройство. В отсеках платформы автолестницы размещено следующее пожарное оборудование: стволы лафетные с насадками диаметром 32 28 и 25мм; веревки спасательные - 2 шт.; катушки с растяжными веревками - 2 шт.; ломы пожарные - 2 шт.; ножовка по дереву.
Пожарная автолестница АЛ-30(131)ПМ-506 является модификацией автолестницы АЛ-30(131)Л21 в частности длина каждого колена увеличена на 300 мм исключенызамыкатели и усилены канаты выдвигания в аварийном приводе вместо ручного насоса используется насос с электроприводом. Базовое шасси с кабиной водителя и платформой служит основой для монтажа узлов и агрегатов автолестницы. Сварная металлическая платформа крепится к раме автомобиля. Под платформой сзади размещается пожарное оборудование. В передней ее части за кабиной водителя закреплена опорная рама, на которую опирается комплект колен в исходном положении. Произвольное выдвигание колен при движении автолестницы пре.дотвращается запорным крюком. При подъеме комплекта колен с опорной рамы под действием собственного веса крюк опускается и освобождает колена для выдвигания. Опрная база предназначена для обеспечения устойчивости автолестницы в рабочем состоянии выдвинутых колен. Она состоит из опорной рамы, двух кронштейнов, четырех выдвижных опор, механизма выключения рессор и кранов управления. Опорная рама состоит из двух боковых щек, закрепленных к задней части рамы автомобиля. К кронштейну рамы автомобиля крепятся гидравлические опорные домкраты (аутриггеры). Каждая из опор состоит из наружной и внутренней балки прямоугольного сечения. На конце внутренней балки закреплена опорная тарелка. Выдвигание внутренней балки осуществляется штоком гидроцилиндра. Самопроизвольное перемещение штока исключается благодаря наличию в гидравлической системе гидравлических замков. Рабочая жидкость, подаваемая к штуцеру, открывает клапан и поступает через отверстие в поршневую полость гидроцилиндра опорного домкрата, при этом перемещается поршень, который открывает клапан, обеспечивая свободный выход рабочей жидкости из штоковой полости гидроцилиндра через штуцеры и в сливную линию. Шток под давлением рабочей жидкости в поршневой полости гидроцилиндра опорных домкратов будет выдвигаться.При сдвигании опоры рабочая жидкость через штуцер, открыв клапан, поступает в штуцер и далее в штоковую полость гидроцилиндра. Одновременно с этим давлением рабочей жидкости перемещается влево поршень и открывает клапан, поршневая полость через штуцер сообщается со сливной линией и шток гидроцилиндра вдвигается. При отсутствии давления перед штуцерами клапаны закрыты, рабочая жидкость заперта в полостях гидроцилиндра, движение штока невозможно. Для повышения устойчивости автолестниц выдвигание ее опорных домкратов сблокировано с механизмом выключения рессор. Механизм выключения рессор осуществляет разгрузку колес задних мостов автомобиля. При выдвигании опор рабочая жидкость поступает одновременно в поршневую полость гидроцилиндра через гидрозамок. Шток гидроцилиндра, выдвигаясь, натягивает канат, соединенный с балками среднего и заднего мостов, при этом выключаются рессоры и разгружаются колеса автомобиля. При подъеме опорных домкратов автолестницы шток механизма выключения рессор вдвигается в цилиндр, канат ослабляется и рессоры разблокируются. Фиксация штока механизма блокировки рессор от самопроизволь. кого сдвигания также осуществляется гидрозамком.
Башенный механизм включает: поворотное устройство; подъемную раму; приводы поворота, подъема, выдвигания и бокового выравнивания; комплект колен лестницы, пульт управления и центральный маслотокопереход. Поворотное устройство представляет собой однорядный роликовый подшипник, состоящий из неподвижного и подвижного кольца. Между ними поставлены цилиндрические ролики с текстолитовыми сепараторами. На неподвижном кольце с внутренней стороны имеется зубчатый венец, в зацепление с которым входит ведущая шестерня привода поворота. Коленчатые автоподъемники, как и автолестницы, служат для проведения работ, связанных с тушением пожаров и спасания людей на высоте. Кроме того, наличие грузовой люльки позволяет также использовать подъемники в качестве наблюдательного командного поста. Высокая маневренность, отсутствие ограничений рабочего поля, наличие грузовой кабины, в которой размещается пожарное оборудование и могут транспортироваться одновременно несколько человек, обусловливают более высокую эффективность подъемников по сравнению с автолестницами. Основным недостатком подъемников является их меньшая высота, так как увеличение высоты подъема связано с увеличением габаритных размеров в транспортном положении и массы комплекта колен. Главные механизмы и агрегаты автоподъемников; базовое шасси, опорная база, подъемно-поворотная рама, механизмы подъема и поворота, органы управления (аналогичны автолестницам). Основной отличительной констр-ой особен-тью АКП по срав-июАЛявл-ся шар-ное сочлен-ие колен, раск-тиекотрыхосущ-ся с помщьюсис-мы рычагов с приводом от гидроцил-ов. Кроме того, в конструкции автоподъемников исход; из их назначения предусмотрено наличие следующих дсполнительных элементов:
- грузовой люльки с системой ее стабилизации и водяного орошения для защиты от тепловой радиации; - системы водопенных коммуникаций, проложенной вдоль колен подъемника; - системы дистанционного управления из люльки с выносным пультом управления; - лафетного ствола с производительностью не менее 20 л/с или генераторов пены средней кратности. Для обеспечения постоянной боевой готовности автолестниц и подъемников они должны находиться в закрытом отапливаемом гараже с температурой не ниже 5°С. После каждого выезда на пожар или учебное занятие они должны быть очищены, протерты, смазаны согласно карте смазки. Техническое обслуживание их проводится согласно наставлениям и инструкциям. При этом особое внимание обращается на возможность подтекания рабочей жидкости, износ проволок канатов, состояние-контактов и клемм соединений электрощита, уровень и качество масла в гидросистеме. Во время работы лестниц и подъемников не допускается присутствие людей в зоне их работы и у пульта управления. Нельзя оставлять без надзора лестницу и подъемник с поднятыми коленами. При работе на автолсстнице стационарно закрепленным лафетным стволом необходимо, чтобы лестница была выдвинута не более чем на 2/3 ее длины, угол наклона должен быть менее 70°, при этом рукава прокладывают по середине тетив и надежно закрепляются задвижками, давление воды в линии повышается или понижается постепенно, давление у ствола должно быть при диаметре насадки 28 мм—0,6 МПа, 32 мм— 0,5 МПа.
После окончания работы автолестницы и подъемников необходимо сдвинуть колена и уложить их комплект на переднюю опорную стойку, поднять опорные домкраты и выключить дополнительную трансмиссию. Общий порядок и организация ТО автолестниц и коленчатых подъемников включают в себя: мойку, контроль заправки систем топливом, маслом, охлаждающей и рабочей жидкостью; осмотр механизмов и устранение их неисправностей; смазочные работы; проверку работоспособности систем и механизмов; замер контрольных параметров и проведение отладочно-регулировочных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|