Перечень видов практических занятий и контроля
–тесты (по разделам; для очной и очно-заочной форм обучения); – одна контрольная работа или реферат (для заочной формы обучения); – семинары (для очной и очно-заочной форм обучения); – зачет.
РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Рабочая программа (объем – 64 часа) Введение в социологию (объем – 14 часов) Тема 1. Предмет и метод социологии (объем – 6 часов) [1], гл. 1; [3], гл. 1, 2; [4], гл. 1, 21; [6], [9], гл. 1 и с. 638-649; [11]
Социология как наука о социальных общностях и социальных отношениях, закономерностях и механизмах их формирования, функционирования и развития. Место социологии среди наук об обществе. Структура науки: теоретическая и прикладная социология, макро- и микросоциология, общая и частные социологические теории. Познавательная, прикладная, мировоззренческая, прогностическая функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете. Социологические дилеммы современности: функционализм и теория конфликта; структурный и деятельностный анализ; революционаризм и эволюционизм; абсолютизация экономического, классового, гендерного (и т.д.) факторов и многофакторный подход к социальному анализу. Прикладные социологические исследования: формулировка проблемы, гипотез и целей; качественные и количественные методы сбора и анализа информации (опросы, наблюдение, анализ документов, эксперимент, социометрия).
Тема 2. История и основные направления развития социологии (объем – 8 часов) [4], гл. 22; [5], гл. I, II, IV, VIII, IX, XII, XIV-XX; [7]; [8]; [11] О. Конт – основоположник современной науки об обществе. Позитивистская социология Конта: трактовка исторического процесса; соотношение порядка и прогресса; закон интеллектуальной эволюции человечества; место социологии в иерархии наук; социальная статика и социальная динамика.
Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера: общество как организм с функционально связанными частями; рост общества и социальный прогресс; сущность социальной эволюции; социал-дарвинизм. Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности: система «коллективных представлений» как социальных фактов. «Социологизм» как теория общества и методология анализа. Применение эмпирических методов исследования социальной реальности. Типы солидарности: значение религии и разделения труда в обществе. Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений. Вклад К. Маркса в разработку теорий уравнительности, общественных формаций, классов, конфликта, революции. Взаимосвязь и противоречия политического и научно-социологического аспектов марксистской теории, их проявления в неомарксистских концепциях общественного развития. Роль М. Вебера в развитии социологической науки: теория «идеальных типов», ее использование в оценке социальной реальности; «понимающая социология» о мотивах взаимодействий; анализ значения религиозных ценностей в социальном развитии; социология власти, государства, бюрократии. Особенности социологии дореволюционной России, их отражение в многообразии концепций: географический детерминизм, органицизм, субъективное и психологическое направления, ценностный подход к солидарности. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии: демографический фактор социальной динамики; происхождение государства и социальная дифференциация; соотношение социального прогресса и революции; сравнительно-исторический метод исследований. Социологическая система П.А. Сорокина: представления о предмете, структуре и методах исследования в социологии. Теории социальной стратификации и мобильности; значение экономического, политического и профессионального статусов как критериев дифференциации. Интегральная теория развития общества как смены типов культур.
Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др. II. Социология личности (объем – 12 часов) Тема 3. Личность как субъект и объект общественной жизни. Социальное взаимодействие ( о бъем – 6 часов) [1], гл. 2-4; [3], гл. 4, 7, 17; [4], гл. 3, 4; [8]; [11]
Понятия «личность», «деятельность», «поведение» в социологии. Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни. Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия. Социальное взаимодействие как фактор образования социальных общностей. Конфликт как тип взаимодействия, классификация конфликтов. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии.
Тема 4. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение (объем – 6 часов) [1], гл. 3, 5-7; [3], гл. 3, 4, 6; [4], гл. 2, 3, 5; [9], гл. 2, 4, 7; [11]
Культура: понятие, функции и значение в обществе. Культурные универсалии и разнообразие культур. Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура. Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности как процесс интеграции индивида в общество: первичные социализирующие коллективы (агенты), непрерывность процесса, ресоциализация. Социальный контроль и его значение. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Типы отклонений: позитивные, преступления, психические заболевания. Аномия.
III. Социологический анализ общества (объем – 38 часов) Тема 5. Структура общества. Концепции строения общества (объем – 22 часа) [1], гл. 4, 8-10, 13; [3], гл. 9-13; [4], гл. 7, 9, 12-14; [5], гл. II, XII; [8]; [9], гл. 3, 6, 9-17; [11]
Общество как система: строение, функционирование. Принципы самоорганизации.
Строение общества как иерархия социальных групп. Статус как статическая характеристика, отражающая положение индивида в обществе и ожидания людей, связанные с выполнением присущей статусу основной функции; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика, показатель различий в понимании прав и обязанностей, качества выполнения функций. Социальные общности и группы. Классификация групп: большие и малые, первичные и вторичные, неформальные и формальные. Стратификация общества как отражение неравенства людей. Исторические типы страт: касты, рабство, сословия, классы. П. Сорокин о формах стратификации: экономической, политической, профессиональной. Марксизм о классовой структуре общества: собственность на средства производства как критерий социальной стратификации. Социальные институты: происхождение, сущность, функции, структура. Типы социальных институтов, их взаимодействие. Социальные организации: понятие, основные признаки, функции и виды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|