Как называется функция социологии, которая реализуется в выработке научных знаний об обществе?
4.Какая из функций социологии политики является прогностической?
5.Прогностическая функция социологии возможна вследствие:
6. К методам социологического исследования относят:
7. При анализе документов используются:
8. В каких социологических исследованиях могут возникнуть этические проблемы?
Кто под социальными фактами понимал коллективные привычки, обычаи, традиции?
10.Органическая теория Г. Спенсера заложила основания:
11.М. Вебер считал, что нужно изучать:
12.Концепцию социал-дарвинизма выдвинул:
Модуль 2
II. Социология личности
В разделе изучаются две темы. Формы изучения: лекции и самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Формы контроля: самопроверка по вопросам, указанным к темам раздела; тестирование для очного и очно-заочного обучения; контрольная работа, в тематику которой входят вопросы раздела; итоговый зачет по курсу. Личность как субъект и объект социологии. Социальное Взаимодействие
Основные вопросы темы Основные понятия социологии личности. Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни. Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия. Конфликт как тип взаимодействия. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии.
Особенностью социальных наук и, в частности, социологии является то, что и субъектом, и объектом исследования является человек (как индивид и как общность людей). В иерархии понятий «человек – индивид – личность» «человек» рассматривается как совокупность присущих всему человеческому роду качеств и способностей, «индивид» – как единичный представитель человечества без биологических особенностей (возраст, пол, психика) и социальных различий, а «личность» – напротив, как индивид, обладающий полным набором биологических и социальных характеристик. Социологический подход к личности означает поиск социально-типического в ней, что проявляется в процессе взаимодействия либо на микроуровне (обычно при межличностном общении), либо на макроуровне (для крупных общностей и институтов). Источниками взаимодействия (интеракции) могут служить потребности в удовлетворении каких-либо жизненных средств; интересы (индивидуальные или объединяющие индивидов в общность), направленные на социальные институты и нормы, от которых зависит удовлетворение потребностей индивида или общности; ценности как особые общественные отношения (индивидуальные, групповые, общечеловеческие), переносящие потребности и интересы в плоскость материальных и духовных явлений, не носящих утилитарного характера.
М. Вебер предложил положить в основу классификации взаимодействий их мотивацию, разбив действия на целерациональные, ценностно-рациональные, традиционные и аффективные. Сходные критерии выдвигались и авторами других теорий взаимодействия: обмена (Дж. Хоуманс), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), этнометодологии (Г. Гарфинкель), «драматургического подхода» (Э. Гофман) и др., но каждая концепция обладает и своими особенностями. Так, для теории обмена основным мотивом взаимодействия является награда; для символического интеракционизма важна правильная интерпретация межличностного общения, которая при «драматургическом подходе» осложняется попытками субъекта управлять впечатлениями от своего поведения; в этнометодологии изучаются вербальные и невербальные способы передачи смысла повседневных взаимодействий в определенных общностях. Сторонники социобиологического подхода (Б. Малиновский, Э. Уилсон) утверждали генетическую обусловленность определенных видов поведения. Восприятия раннего детства, запечатленные в подсознании, оказывают глубокое влияние на поведение взрослых – утверждает психоаналитическая теория (З. Фрейд). Взаимодействия могут быть прямыми и опосредованными, они различаются по содержанию (интеллектуальные, эмоциональные и волевые) и средствам коммуникации. Особо важным различием во взаимодействиях выступает совпадение или противоположность их целей, ведущие либо к солидарности, либо к противоборству. Это различие является основанием, возможно, самой существенной социологической дилеммы – между функционализмом и теорией конфликта.
Функционализм предполагает наличие консенсуса – согласия между членами группы, общности или общества в целом относительно основных социальных ценностей; конфликт как вид взаимодействия сторонниками функционализма рассматривается в виде дисфункции (Р. Мертон) либо в виде управляемого процесса, обладающего даже позитивными чертами (Л. Коузер). Сторонники же теории конфликта доказывают его постоянное присутствие во взаимодействиях, исходя из диалектического закона единства и борьбы противоположностей. В основе противостояния индивидов, групп, общностей лежат различия в потребностях, интересах, ценностях – это один из важнейших критериев типологии конфликтов. Другим критерием может служить сфера человеческой деятельности, в которой зарождается и первоначально развивается конфликт – экономика, политика, культура. Так, К. Маркс и Г. Зиммель видели корни конфликтов в экономике, Р. Дарендорф – в политике, С. Хантингтон – в культуре, особенно в религии, хотя современные исследователи предполагают многофакторность причин конфликтов. Социальный конфликт также может быть результатом противостояния личностей, личности и группы, групп, слоев, общностей, целых обществ (в виде государств, их союзов и даже цивилизаций). Конфликт имеет определенные стадии развития и завершается либо победой одной из сторон, либо переговорным приходом к консенсусу, либо разделением сторон. Часто противостояние сохраняется в скрытой форме. Важность этого вида взаимодействия такова, что выделилось самостоятельное направление в его исследовании – конфликтология.
Вопросы для самопроверки по теме 3 1. Каково социологическое содержание понятия «личность»? 2. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»? 3. Значение взаимодействий (интеракций) в социальной жизни. 4. Знаете ли Вы какие-либо теоретические концепции, абсолютизирующие значение материальных интересов и духовных ценностей в социальной жизни?
5. Какие мотивы взаимодействий предлагал М. Вебер? 6. Какие теории взаимодействия Вы знаете? 7. Конфликт как тип взаимодействия. 8. Какова природа социальных конфликтов? 9. Какие критерии типологии конфликтов Вы можете назвать?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|