Структурно-логическая схема
Временной график изучения дисциплины
Практический блок
Практические занятия (очная и очно-заочная формы обучения)
Методические указания по подготовке к семинару Вопросы семинарских занятий могут корректироваться ведущим преподавателем. Литература, рекомендуемая к семинарам, также может дополняться преподавателем или самими студентами как из библиографического списка (см. пп. 3.1. в «Информационные ресурсы дисциплины»), так и из вновь издаваемой литературы.
План семинара по теме «СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ» Литература: [1], гл. 4, 8-10, 13; [2], с. 28-39; [3], гл. 9-13; [4], гл. 7, 9, 12-14; [5], гл. II, XII; [8]; [9], гл. 3, 6, 9-17; [11]. Вопросы для обсуждения 1. Общество: понятие, характерные признаки. 2. Общество как социальная система. 3. Структура общества: функции, статусы, группы, роли, институты. 4. Типология обществ. 5. Социальная стратификация: сущность, исторические типы страт. 6. Социальная мобильность и ее формы. 7. Функционализм и теория конфликта о причинах и возможностях преодоления социального неравенства. Темы докладов и рефератов 1. Т. Парсонс и Р. Мертон о системном подходе к обществу. 2. К. Маркс о классовой структуре общества и причинах социального неравенства.
3. Современные критерии стратификации. 4. Роль церкви в аграрных или традиционных обществах. 5. Индустриальное общество: характерные черты. 6. Органический и «догоняющий» типы модернизации. 7. Постиндустриальное, или информационное, общество. 8. Факторы восходящей социальной мобильности. 9. «Утечка умов» как современная форма горизонтальной мобильности. Методические указания по самоподготовке к семинарам При подготовке к семинару внимательно рассмотрите вопросы семинара и, используя приведенные выше рекомендации по изучению соответствующей темы курса и рекомендуемую литературу, составьте расширенный план или тезисы ответов по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7-10 мин. Можно подготовить доклад по указанной тематике (до 15 мин.) и выступить с ним на семинаре, либо написать небольшой реферат (до 4-5 с.) и сдать его преподавателю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ Библиографический список Основной: 1. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект; Фонд «Мир», 2005. 2. Лопушанский, И.Н. Социология: учебно-методическое пособие (учебное пособие) / И.Н. Лопушанский. – М.: Изд-во СЗТУ, 2007. 3. Фролов, С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительный: 4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005. 5. Громов, И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003. 6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. 7. История социологии XIX - начала XX века: В 2-х чч.: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2005. – Ч. 1: Западная социология; Ч. 2: Русская социология. 8. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002. 9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1998.
10. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изме нений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 11. Социологическая энциклопедия: В 2-х тт. / Нац. обществ. фонд; гл. ред. В.Н. Иванов, чл.-корр. РАН. – М.: Мысль, 2003. – Т. 1: А-М; Т. 2: Н-Я.
3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине* Введение
Социология призвана помочь студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, особо остро происходящие в современной России, разобраться в причинах и последствиях социального неравенства, межэтнических, экономических и политических конфликтов, болезненной трансформации институтов российского общества, оценить неотложные задачи социальной политики государства, формируя их ценностные ориентации и активную гражданскую позицию. В заочном техническом вузе курс социологии излагается в иной методической постановке, чем в обычном институте: в его преподавании приходится отходить от предметного и опираться на проблемный подход, ограничиваться центральными вопросами социализации личности, структуры и динамики современного общества, управления малыми и крупными группами и общностями.
Модуль 1 I. Введение в социологию В разделе изучаются две темы. Формы изучения: лекции и самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Формы контроля: самопроверка по вопросам, указанным к темам раздела; тестирование для очного и очно-заочного обучения; контрольная работа, в тематику которой входят вопросы раздела; итоговый зачет по курсу. По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в конце каждой темы. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. По теме 5 проводится семинар (для очной и очно-заочной форм образования), рекомендации по подготовке к которому смотрите в разделе 2.5. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ. * Прим. Нумерация разделов и глав соответствует рабочей программе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|