Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория бытия в философии




 

Понятие бытия. Эволюция представлений о бытии. Виды бытия

Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных для мировоззрения вопроса.

1. Окружающая человека реальность наполнена многооб­разием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или все же мир целостен и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира? Если мир все же целостен, что общее можно найти, например, у камня и человека, произведения искусства и явления приро­ды, мудрости и безумия?

2. Ничто из видимого нами не является вечным: все возника­ет, изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире не­что существующее всегда, то, что никогда не изменяется и все­гда равно себе, или все, что есть, обречено на распад и гибель?


Ответом на первый вопрос является слово «есть». И камень, и человек, а также мудрость и безумие - все это есть. Все мно­гообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим призна­ком «быть». Именно это общее, объединяющее свойство и по­лучило название бытия. Быть - значит находиться в наличии, обладать бытием.

Хотя отдельные вещи разрушаются и гибнут, мир в целом существует, поскольку за всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное - определяющее то, что они есть. Значит, несмотря на всю пространственную разоб­щенность и временное непостоянство, в мире есть нечто ста­бильное, устойчивое и вечное - бытие, лежащее в основе мира.

Бытие есть важнейшая категория философии, которая не­обходима для того, чтобы придать нашей картине мира целост­ность и стабильность. Только после признания ее существова­ния можно серьезно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о пу­тях развития философии, науки, морали.

В целом бытие можно определить как предельно общее поня­тие о реальности. Следует иметь в виду, что всякое определение бытия условно - это самая широкая и всеохватная из всех имеющихся категорий, для которой невозможно поставить пределов или границ. Это чистое, самодостаточное существо­вание, не нуждающееся ни в каких основаниях, поскольку оно само по себе является основанием для всего существующего.

В философии часто для того, чтобы подчеркнуть различия между окружающими нас преходящими вещами и бытием как неизменной основой мира, употребляют также понятие «су­щее». Сущее есть совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира. Можно сказать, что сущее есть конкретное проявление бытия, возникающее и гибнущее.

На протяжении развития философии бытие рассматрива­лось под разными углами зрения, что позволяет проследить эволюцию представлений о бытии.

Как самостоятельное понятие «бытие» возникает в антич­ности, в учении древнегреческого философа-элеата Пармени-да. Исторической предпосылкой введения этого понятия стала необходимость преодоления ситуации общественного кризиса к Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не ка-


96 Глава 5. Онтология (учение о бытии)

залось достаточно стабильным. Гарантом стабильности и должно было выступить новое понятие. Согласно Пармениду, бытие выглядит так:

Бытие - это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно неделимо, всегда есть все цели­ком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно целокупно и непод­вижно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах'.

Соответственно подлинное бытие в его философском зна­чении стало обозначать то, что находится за миром чувствен­ных вещей. В дальнейшем идеи о подлинном и неподлинном бытии в классическом виде развиваются в учении Платона о «мире идей» и «мире теней».

В Средневековье бытие рассматривается с религиозных по­зиций. Единственным истинным бытием объявляется бог; мир и человек обладают вторичным, несамостоятельным, сотво­ренным бытием, которое исчезнет без божественного попече­ния.

В Новое время, т.е. с развитием научного знания, бытие стало отождествляться с предметным миром, вещественной реаль­ностью, противостоящей человеку. Постепенно происходило «обесценивание» понятия бытия: оно практически слилось с понятием сущего. В конце XIX в. многие философы уже призы­вали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки.

В XX в. философ-экзистенциалист М. Хайдеггер предпри­нимает попытку реабилитации категории бытия, требуя пово­рота от «только сущего» к «самому бытию». Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о «сущем» - вещах, обществе - и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая без­личная наука не способна привести к этому. В «просвете бы­тия», по Хайдеггеру, обнаруживается совершенно иной, пол­нокровный и объемный взгляд на мир.

1 См.: Маковельский А. О. Досократики. Казань,1914. Т. 1.С. 32-33.


 

 

§5.1. Категория бытия в философии

Из краткого анализа понятия бытия и его эволюции в фило­софской мысли понятно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, мы мо­жем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Например, иллюзии, представления о мифологических ге­роях или богах, фантастических существах хотя и не существуют в физической действительности, однако есть в реальности пси­хической: следовательно, и они обладают особым бытием.

Таким образом, можно говорить о различных формах бытия. Английский философ Карл Поппер (1902—1994) выделил три такие формы (которые он называет мирами):

о мир физических явлений — атомы, поля, тела (материальные предметы);

о мир психических явлений — различные состояния сознания;

о мир объективного содержания мышления — модели, проекты, проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механиз­мов, зданий, книг, произведений искусства.

«Третий мир» есть проявление человеческого мышления и сознания, но при этом он находится вне самого сознания, во­площен в конкретных предметах (опредмечен) или идеях, представляя собой как бы «освободившееся от человека» объ­ективное знание.

Помимо трех обозначенных миров часто выделяют челове­ческое бытие (как точку пересечения физического и психиче­ского миров) и социальное бытие (мир социальных отноше­ний). В исследовательских интересах проводят и более дробное деление, выделяя политическое, экономическое и иное бытие.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Бытие есть предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность.

2. Проблема бытия лежит у истоков любой философской традиции и определяет ее основные черты.

3. Выделяют материальную и духовную формы бытия, а также мир знаний как особую его форму.

ЗАДАНИЯ

1. Какие мировоззренческие вопросы потребовали оформления кате­гории бытия?

2. Какие исторические этапы прошло философское осознание бытия?

3. Назовите основные формы бытия.


7 - 1760


§ 5.2. Материальный мир (материя)

98 Глава 5. Онтология (учение о бытии)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...