Категория бытия в философии
Понятие бытия. Эволюция представлений о бытии. Виды бытия Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных для мировоззрения вопроса. 1. Окружающая человека реальность наполнена многообразием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или все же мир целостен и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира? Если мир все же целостен, что общее можно найти, например, у камня и человека, произведения искусства и явления природы, мудрости и безумия? 2. Ничто из видимого нами не является вечным: все возникает, изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире нечто существующее всегда, то, что никогда не изменяется и всегда равно себе, или все, что есть, обречено на распад и гибель? Ответом на первый вопрос является слово «есть». И камень, и человек, а также мудрость и безумие - все это есть. Все многообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим признаком «быть». Именно это общее, объединяющее свойство и получило название бытия. Быть - значит находиться в наличии, обладать бытием. Хотя отдельные вещи разрушаются и гибнут, мир в целом существует, поскольку за всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное - определяющее то, что они есть. Значит, несмотря на всю пространственную разобщенность и временное непостоянство, в мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное - бытие, лежащее в основе мира. Бытие есть важнейшая категория философии, которая необходима для того, чтобы придать нашей картине мира целостность и стабильность. Только после признания ее существования можно серьезно ставить вопрос о возможности познания мира, о постановке верных ориентиров и целей в жизни, о путях развития философии, науки, морали.
В целом бытие можно определить как предельно общее понятие о реальности. Следует иметь в виду, что всякое определение бытия условно - это самая широкая и всеохватная из всех имеющихся категорий, для которой невозможно поставить пределов или границ. Это чистое, самодостаточное существование, не нуждающееся ни в каких основаниях, поскольку оно само по себе является основанием для всего существующего. В философии часто для того, чтобы подчеркнуть различия между окружающими нас преходящими вещами и бытием как неизменной основой мира, употребляют также понятие «сущее». Сущее есть совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира. Можно сказать, что сущее есть конкретное проявление бытия, возникающее и гибнущее. На протяжении развития философии бытие рассматривалось под разными углами зрения, что позволяет проследить эволюцию представлений о бытии. Как самостоятельное понятие «бытие» возникает в античности, в учении древнегреческого философа-элеата Пармени-да. Исторической предпосылкой введения этого понятия стала необходимость преодоления ситуации общественного кризиса к Греции, когда рушился привычный уклад мира и ничто не ка- 96 Глава 5. Онтология (учение о бытии) залось достаточно стабильным. Гарантом стабильности и должно было выступить новое понятие. Согласно Пармениду, бытие выглядит так: Бытие - это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает; оно неделимо, всегда есть все целиком; оно не может, следовательно, быть меньше или больше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно целокупно и неподвижно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах'. Соответственно подлинное бытие в его философском значении стало обозначать то, что находится за миром чувственных вещей. В дальнейшем идеи о подлинном и неподлинном бытии в классическом виде развиваются в учении Платона о «мире идей» и «мире теней».
В Средневековье бытие рассматривается с религиозных позиций. Единственным истинным бытием объявляется бог; мир и человек обладают вторичным, несамостоятельным, сотворенным бытием, которое исчезнет без божественного попечения. В Новое время, т.е. с развитием научного знания, бытие стало отождествляться с предметным миром, вещественной реальностью, противостоящей человеку. Постепенно происходило «обесценивание» понятия бытия: оно практически слилось с понятием сущего. В конце XIX в. многие философы уже призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки. В XX в. философ-экзистенциалист М. Хайдеггер предпринимает попытку реабилитации категории бытия, требуя поворота от «только сущего» к «самому бытию». Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о «сущем» - вещах, обществе - и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому. В «просвете бытия», по Хайдеггеру, обнаруживается совершенно иной, полнокровный и объемный взгляд на мир. 1 См.: Маковельский А. О. Досократики. Казань,1914. Т. 1.С. 32-33.
§5.1. Категория бытия в философии Из краткого анализа понятия бытия и его эволюции в философской мысли понятно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, мы можем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Например, иллюзии, представления о мифологических героях или богах, фантастических существах хотя и не существуют в физической действительности, однако есть в реальности психической: следовательно, и они обладают особым бытием. Таким образом, можно говорить о различных формах бытия. Английский философ Карл Поппер (1902—1994) выделил три такие формы (которые он называет мирами): о мир физических явлений — атомы, поля, тела (материальные предметы);
о мир психических явлений — различные состояния сознания; о мир объективного содержания мышления — модели, проекты, проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механизмов, зданий, книг, произведений искусства. «Третий мир» есть проявление человеческого мышления и сознания, но при этом он находится вне самого сознания, воплощен в конкретных предметах (опредмечен) или идеях, представляя собой как бы «освободившееся от человека» объективное знание. Помимо трех обозначенных миров часто выделяют человеческое бытие (как точку пересечения физического и психического миров) и социальное бытие (мир социальных отношений). В исследовательских интересах проводят и более дробное деление, выделяя политическое, экономическое и иное бытие. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Бытие есть предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность. 2. Проблема бытия лежит у истоков любой философской традиции и определяет ее основные черты. 3. Выделяют материальную и духовную формы бытия, а также мир знаний как особую его форму. ЗАДАНИЯ 1. Какие мировоззренческие вопросы потребовали оформления категории бытия? 2. Какие исторические этапы прошло философское осознание бытия? 3. Назовите основные формы бытия. 7 - 1760
98 Глава 5. Онтология (учение о бытии)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|