Основные направления в теории познания
Возможность познания мира. Чувственное и рациональное в познании. Ненаучные способы познания Исходным для теории познания является вопрос «Познаваем ли мир?» В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют две философские позиции — пессимистическую и оптимистическую. Пессимистическая позиция формируется в античной философии и в законченном виде отражается в скептицизме Пир-рона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. В дальнейшем сомнения по поводу познаваемости мира выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др. Скептицизм в принципе не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Основы для скептической аргументации были предложены еще в Древней Греции: чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения (например, то, что нравится одному, вызывает отвращение у другого); Глава 6. Гносеология (теория познания) § 6.3. Основные направления в теории познания 127
чувствам нельзя доверять из-за того, что Органы чувств постоянно обманывают нас (например, преломление лучей света на границе воздушной и водной сред создает обман зрения - искажение предмета); нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или дог- маты. Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - более сильный вариант пессимизма - течение, которое отрицает познаваемость объективного мира1. С обоснованием этой позиции в середине XVIII в. выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776). Он полагал, что невозможно логически доказать, что или кто вызывает наши ощущения - материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следует оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Яркий пример агностицизма - философия И. Канта, согласно которому действительный мир (или мир «вещей-в-себе») принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.
Все, что видишь ты, - видимость только одна, Только форма - а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся -Сядь спокойно в сторонку и выпей вина. Омар Хайям, персидский философ и поэт (1048-1 М5) Однако большая часть философов настроена более оптимистично и считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно все глубже и глубже проникает в ее тайны. Однако и здесь не существует единства по 1 Часто этот термин употребляется и по отношению к религии. Если верующие верят в существование бога, а атеисты не верят в него, то агностики просто воздерживаются от ответа, указывая, что невозможно доказать ни то, что бог есть, ни то, что его нет. поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму. Сенсуалисты (или эмпирики) полагают, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта, разум же замкнут в сфере уже известного. Так, в умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.
Фрэнсис Бэкон, критикуя рациональную логику, назвал классические логические силлогизмы «бесплодными девственницами», указывая, что никакой пользы от логики в науке нет. Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Бертран Рассел приводит такую притчу о недостоверности нашего каждодневного повторяющегося опыта. Некой курице хозяин ежедневно приносит зерно. Отсюда она делает эмпирический вывод о том, что появление хозяина обозначает появление еды. Но однажды хозяин появляется с ножом... Хотя опыт подтверждает, например, что брошенный камень всякий раз летит вниз, это еще не доказывает, что он не сможет после очередного броска полететь вверх. Для доказательства необходим разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество; это касается, например, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, никаких новых данных чувства не могут получить без предварительной помощи разума. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит: разрозненные факты вне логической связи друг с Глава 6. Гносеология (теория познания) §6.4. Истина, ложь, заблуждение 129
другом, и это будет чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта. Сенсуализм и эмпиризм противоречат друг другу, однако их можно рассматривать и как дополняющие друг друга направления, составляющие единство противоположностей. В таком ракурсе, основанном на диалектическом методе, вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира. Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, некоторые философы выделяют и ненаучные способы познания.
Интуиция как способность получить новое знание «по наитию», «в озарении» обычно связывается с бессознательным. Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и на неосознаваемом уровне; например, Д.И. Менделеев (1834-1907) увидел во сне периодическую систему элементов. Однако решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее при помощи «озарения». Интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания. Остроумие имеет особое значение в познании как творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть философских теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира. Вера в религиозной философии является способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая и крепкая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, что- бы знать», - говорил средневековый схоласт Ансельм Кентер-берийский (1033-1109). Мистическое озарение в мистических вариациях философии является путем к истинному познанию и трактуется как прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в трансцендентное, истинное бытие. Например, в неоплатонизме такое озарение понимается как экстаз, где душа человека сливается со своим божественным источником. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.
Наука относится скептически к ненаучным формам познания, однако некоторые философские течения считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Исходным для теории познания является вопрос о познаваемости мира. Скептицизм выражает сомнения в познаваемости; агностицизм говорит о принципиальной непознаваемости мира. 2. Возможность познания мира при помощи чувств утверждает сенсуализм, при помощи разума — рационализм. Современная философия рассматривает чувства и разум как две стороны единого процесса познания. 3. К ненаучным способам познания относят интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение и т.д. ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные характеристики различных взглядов на познаваемость мира. 2. Перечислите способы ненаучного познания мира. Укажите, в каких ситуациях и ради каких целей они могут применяться. § 6.4. Истина, ложь, заблуждение Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Ложь и заблуждение Познание — это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины. Традиционно истина понимается как соответствие мыслей и высказыва- •> - 1760 Глава 6. Гносеология (теория познания) § 6.4. Истина, ложь, заблуждение
ний действительности. Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям греческих философов Платона и Аристотеля.
Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет. Платон •
Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное. Аристотель Польско-американский логик и математик Альфред Тар-ский (1902-1984) выразил классическую формулу истины таким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото - металл» истинно, если золото действительно является металлом. Истинность и ложность, таким образом, относятся к нашим мыслям и высказываниям, а не к фактам реального мира. Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion - мерило для оценки). В истории философии были предложены различные критерии отличения истинного от ложного (табл. 6.1). 1. Сенсуалисты (П. Гольбах, Л. Фейербах) опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
2. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза) считали, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и искали основы для проверки высказываний в разуме. Основным критерием истины становились ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания являлась математика, где каждый вывод требует четких доказательств. 3. Дальнейшее развитие рационализм находит в когерентной концепции (О. Нейрат, К. Гемпель), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2x2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. 4. Сторонники прагматизма (У. Джеймс, Р. Рорти) считают
Истиной прагматизм признает то - и это единственный его критерий истины, — что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие? У. Джеймс 5. В марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс) критерием истины 6. Для сторонников конвенционализма (А. Пуанкаре, Табл и ца 6.1. Критерии истины в разных философских концепциях
V* 132 Глава 6. Гносеология (теория познания) Некоторые предложенные критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины. В этом случае можно говорить о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины. Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие: в таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям. Известны и альтернативные трактовки истины. Так, в религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины. Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В то же время каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-та часть истины абсолютной. Так, в высказывании Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальности. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не исчерпывают реальности в целом. Каждая подобная истина содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной. § 6.4. Истина, ложь, заблуждение 133 Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если же считается, что она только абсолютна, — к догматизму. Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными, или банальными, истинами, такими, как «Сократ — человек» или «Скорость света в вакууме — 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более значительных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом полных и исчерпывающих истин не существует. Помимо понятия «истина» в русском языке также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости; это высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Согласно В.И. Далю, правда есть «истина наделе, истина во благе». Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь — преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. В классической концепции истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. 2. В качестве критериев истины в разное время предлагались чувственный опыт; ясность и отчетливость; согласованность с системой знаний; эффективность; опыт; общее согласие. 3. Абсолютная истина — это полное, а относительная истина — неполное знание о действительности. Достижение абсолютной истины невозможно, но каждая новая относительная истина может быть шагом к абсолютной. ЗАДАНИЯ 1. Дайте определения категорий истина, ложь, заблуждение. 134 Глава 6. Гносеология (теория познания) 2. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки. 3. Назовите виды истины, дайте их характеристику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|