Материальный мир (материя)
Понятие материи. Свойства материи Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии. Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них'. В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие. Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1). Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению. 1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве. ' Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // В.И. Ленин. Поли. собр. соч. Изд. 4-е. Т. 18. С. 298.
Таблица 5.1. Уровни материи
Относительно проблемы взаимосвязи времени, пространства и материи существуют две противоположные точки зрения. Первая из них — классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643-1727). Здесь время, пространство и материя рассматриваются как независимые друг от друга сущности, а отношения между ними - как отношения между различными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительность как последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способ сосуществования вещей (пространство).
Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространство сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей. 2. Способом существования материи является движение, понимаемое как всякое изменение и взаимодействие вещей. Всякая вещь находится в постоянном движении — даже покоящийся камень движется вместе с планетой, Солнечной системой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит. Уже в стихийном материализме первых античных философов (особенно у Гераклита) имеются первые представления о постоянном движении материальных элементов — огня, воздуха,
7* 100 Глава 5. Онтология (учение о бытии) воды. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи — неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения космических систем (планет, звезд, галактик). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов — от клеточных до биосферных. Наконец, социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности. 3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент — понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов — индивидов и одновременно элемент более крупной системы — общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи — от неживой природы до общества — могут рассматриваться как особые материальные системы. 4. Способность к самоорганизации — неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожий (1917—2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса». В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может произойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе об- § 5.2. Материальный мир (материя) 101 разуются аттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем — систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок1.
Выводы синергетики обладают особой важностью — они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация — важное и неотъемлемое свойство материи как системы. 5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например: о физическое отражение — на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверхность отражает лучи света; о химическое отражение — появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов, катализ и т.п.; О биологическое отражение - подсолнух поворачивает свое соцветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет и т.д. Выделяют три вида биологического отражения — раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю. Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2. 1 См.: Пригожим И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. Глава 5. Онтология (учение о бытии) Таблица 5.2. Многообразие материального мира
Живая природа Общество
| Системность Самоорганизация
|
|
| Отражение
| ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Материя — философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность. 2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению. ЗАДАНИЯ 1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира. 2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи. Духовный мир (сознание) Материалистическая трактовка. Идеалистическая, трактовка. Свойства, формы, структура сознания Сознание — один из самых неоднозначных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует, и можно говорить о том, что оно обладает особым, психическим (или духовным) бытием. Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека. В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций — материалистической и идеалистической. В первом случае сознание объявляется вторичным и понимает- § 5.3. Духовный мир (сознание) ЮЗ ся как особое свойство материи — как «инструмент» мозга, его функция. Во втором случае именно сознание объявляется истинным бытием, а ощущаемый материальный мир ставится под сомнение (поскольку он может быть лишь иллюзией, кажимостью и окончательно доказать его реальность не представляется возможным)1. Рассмотрим обе точки зрения подробнее. В материалистической традиции сознание объявляется высшей формой отражения как неотъемлемого свойства материи2. Оно есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир. Всем живым организмам присуща способность к биологическому отражению. Считается, что оно проявляется в трех формах: о раздражимость - сворачивание цветов в сумерках, листьев в жару и т.д.; о чувствительность - чувство холода, тепла, ощущение света, звука, боли и т.п.; о психическое отражение - систематизация ощущений, способность реагировать на сложные нестандартные ситуации. Сознание есть высокоразвитая форма психического отражения, инструментом которого выступает человеческий мозг. В процессе развития естественных наук в Новое время этот вывод подтверждался данными медицины, физиологии, а затем и психологии. Так, выяснилось, что правое полушарие головного мозга отвечает за эмоционально-чувственные элементы сознания, а левое — за логические; было также доказано влияние патологий головного мозга на поведение человека и т.д.
Если все может быть объяснено тем, что нам открывают в мозговой ткани анатомия и физиология, то к чему мне еще строить какое-то идеальное существо? Ж. О. Ламетри. Трактат о душе (1745) ' Менее распространены такие точки зрения, как дуализм (сознание и материя - два равноправных начала мира) и гилозоизм (вся материя одушевлена, т.е. способна к ощущению и мышлению). 2 Соответственно существующей признается только материя, а понятие бытия сливается с понятием материи (например, в марксизме бытие и материя часто употребляются как синонимы). Глава 5. Онтология (учение о бытии) Мозг как носитель сознания активно изучается наукой, однако само сознание все еще остается во многом загадкой. Будучи невидимо и неосязаемо, оно недоступно физическим приборам и научным методам, и в целом современное понимание его механизмов предлагает намного больше вопросов, чем окончательных ответов. В идеалистической трактовке сознание понимается как первичное, достоверное бытие. Понятие материи ставится под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении. Здравый смысл и жизненный опыт, казалось бы, полностью противоречит идеалистическим представлениям. Однако и у идеализма есть аргументы в пользу своей точки зрения. 1. Вспомним знаменитое изречение Рене Декарта «Мыслю,
Английский философ Бертран Рассел (1872-1970) говорил: «Мы не можем знать, что случается со столом, когда мы от него отворачиваемся: может, он превращается в кенгуру?» 2. Мы говорим, что вещь существует, только потому, что § 5.3. Духовный мир (сознание) 105 Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь. У. Шекспир. Буря (1611)
3. Как уже говорилось выше, естественная наука, добившись успехов в изучении головного мозга, ни на шаг не подошла к пониманию того, что есть сознание и каким образом организована связь сознания и мозга. Наука материалистична и объективна -она отвлекается от личности и направлена только на предметы. Все ее методы и приборы не способны раскрыть духовный мир человека. Ее объяснения слишком поверхностны для объяснения внутренней жизни человека: чувства невозможно описать при помощи химических и физиологических реакций, логику человеческих поступков нельзя поместить в границы причинно-следственных связей. Наука ограничена и одностороння. Она способна «схватить» в своих исследованиях лишь материальную часть мира, и эта часть представляется далеко не самой важной. Идеалистические же учения претендуют на описание и объяснение как сознания, так и вешей (как восприятий), представив цельное знание о мире. Полемика материализма и идеализма - проблемное поле, на котором до сих пор разворачивается (и, видимо, всегда будет разворачиваться) борьба аргументов, мнений, гипотез. Но в этой полемике (а не во всеобщем признании той или иной точки зрения как единственно истинной) контуры сознания будут приобретать все большую резкость, а человек сможет продвинуться вперед в решении жизненно важной задачи, поставленной на заре развития философии, — «познания самого себя». Общее представление о свойствах и формах сознания, сложившееся на настоящий момент представлено в табл. 5.3. «Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и общественного, обыденного и научного. Например, очевидно, что общественное сознание не может существовать без конкретных индивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому -дети, воспитанные животными, или необученные слепоглухонемые, у которых сознание как таковое не фиксирует- Глава 5. Онтология (учение о бытии) § 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) 107
ся). Таким же образом научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное — включает в себя полезные элементы научного знания. общественные нормы), нижний - за бессознательное (автоматические действия, инстинкты, комплексы, вытесненные переживания)1.
Таблица 5.3. Общее представление о свойствах и формах сознания
Рис. 5.1. К представлению структуры сознания ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Под сознанием понимаются разнообразные формы и проявления духовной (психической) реальности в жизни человека. 2. Существуют две основные точки зрения на сознание: материализм считает его особым свойством материи, а идеализм - единственным достоверным бытием. ЗАДАНИЯ 1. Какая точка зрения на сознание вам более импонирует - материалистическая или идеалистическая? Аргументируйте свой выбор. 2. Назовите основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания?
Структуру сознания можно представить следующим образом (рис. 5.1): о сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств; о сектор II — мышление, логические операции; о сектор /// — эмоции, чувства, переживания; о сектор IV— высшие мотивы (ценности, воображение, творчество). Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (в духе философских идей 3. Фрейда) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, § 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) «Мир идей» Платона. «Объективный дух» Г. Гегеля. «Третий мир» К. Поппера Можно достаточно уверенно говорить о бытии вещей, утверждая, что те или иные предметы реально существуют. Чувство боли, любовь, самоотверженность и т.д. представляются не менее важной и значимой реальностью, чем мир 1 Подробнее о структуре сознания см.: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994. Глава 5. Онтология (учение о бытии) окружающих нас вещей. Существование двух миров - материального и духовного кажется самоочевидным и признается большей частью современных ученых. Однако существуют также явления, идеи, которые нельзя однозначно отнести к ведомству только сознания или только материи. Таковы, к примеру, знания, запечатленные в книгах. С одной стороны, сами книги материальны, а с другой — существование знаний в них не сводится к пятнам краски определенной конфигурации на листах бумаги. Книги являются книгами в той мере, в какой в них содержится нечто нематериальное — знания, которые можно расшифровать, понять, сделать частью своего духовного багажа. Однако могут существовать книги, которые никто не читал и, возможно, никогда не прочитает. Книгу, что более вероятно, могут прочесть, но не понять: знания и в этом случае останутся невостребованными. В любом случае знания в книге, по мнению Поппера, принадлежат ни духовному, ни материальному миру, а некоему особому, «третьему миру». К числу величайших открытий, к которым пришел за последнее время человеческий ум, бесспорно, принадлежит, по моему мнению, искусство I судить о книгах, не прочитав их. Г. К. Лихтенберг (1742-1799) То же можно сказать о механизмах, зданиях, произведениях искусства, где запечатлено определенное знание творцов, а также о проектах, идеях, теориях, гипотезах, не получивших соответствующую материальную оболочку. Например, знание того, что Земля вращается вокруг Солнца, — это объективный факт, несводимый к материальному, но и не принадлежащий только сознанию первооткрывателей — Н. Коперника или Дж. Бруно. Платон первым обратил внимание на существование особого, «третьего мира», обнаружив, что существуют идеи, независимые отличного сознания и человеческого опыта. Такие идеи в наиболее чистом виде содержатся в математике. Цифры, закономерности их сочетаний, формулы — все это, с одной стороны, не относится к материальному миру, а с другой — считается независимым от индивидуальных человеческих мнений, психологии и человека вообще. Иными словами, по Платону, законы математики будут верны, даже если не будет человека. § 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) 109 Многие другие идеи, включая идеи красоты, блага и т.д., имеют те же свойства. Все эти неизменные, тождественные самим себе идеи Платон назвал истинным бытием и поместил в потусторонний, божественный «мир идей», недоступный для человека. Георг Гегель писал об особой реальности, помимо вещей и индивидуального сознания, именуя ее «объективным духом». Индивидуальное человеческое сознание называется духом субъективным; объективный же дух является уже совокупным продуктом группы людей (общности, нации, всего человечества). К проявлениям объективного духа Гегель относил право, мораль и нравственность как нечто существующее до отдельного субъекта и независимо от него. Более высокая ступень духовной культуры - абсолютный дух, воплощенный в искусстве, религии и философии, также независимый от личного сознания. Как объективный, так и абсолютный дух для Гегеля - ступени развития абсолютной идеи. Развивая идеи Гегеля, немецкий философ Николай Гарт-ман (1882-1950) писал: Духовная жизнь... не сводится к сознанию индивида и составляет над ним собственную плоскость бытия, плоскость исторически объективного духа. Язык, право, нравственность, мораль, оформление общества, религия, искусство, техника составляют объективный дух'. Гартман также указывал на объективированный дух, т.е. дух опредмеченный, воплощенный в материи - в скульптурах, картинах, книгах и прочих материальных ценностях, посредством которых творец опосредованно ведет беседу со своими зрителями, слушателями, читателями. Карл Поппер, автор современных представлений о «третьем мире», предлагает идеи, схожие с идеями Платона и Гегеля, лишенные их «божественной», «потусторонней» окраски. Поппер определил «третий мир» как мир продуктов человеческого духа. К этому миру следует прежде всего отнести гипотезы, теории, проблемы, критические рассуждения, дискуссии, рассказы и мифы, содержание газет и журналов, книг, библиотек, компьютерных баз, файлов интернета и т.д. 1 Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник, 1988. М., 1988. С. 324.
Глава 5. Онтология (учение о бытии) В своей идее «третьего мира» Поппер пытался решить проблему объективности научного знания. Знание по природе нематериально, т.е. не относится к материальному миру. Знание также должно быть объективным, т.е. оно не должно всецело относиться и к духовному миру человека, по определению субъективному. Следовательно, или приходится говорить о невозможности объективного знания и науки в целом, или необходимо признать существование отдельного «третьего мира». «Третий мир» — продукт длительной эволюции человечества, ее высшее достижение. Вначале возникает (или существует изначально) первый мир — природный, материальный. Затем из природы выделяется человек и его сознание, т.е. рождается второй, духовный мир. Наконец, человек самостоятельно творит «третий мир», который наследует некоторые характеристики первого мира и второго. Его можно назвать миром «объективированного духа», объективного знания, ценностей, науки, наконец, миром культуры в целом, поскольку культура объединяет в себе основные смыслы понятия «третий мир». Постепенно «третий мир» становится независимым от отдельных человеческих сознаний и даже оказывает на них значительное воздействие (например, формируя личность в процессе воспитания): Первый мир (материальный) I Второй мир (субъективного сознания) I «Третий мир» (продуктов человеческого духа). Второй мир — субъективное сознание находится между первым (материальным) и «третьим миром» не только в процессе исторической эволюции, но и в процессе каждодневной деятельности человека. Первый и «третий мир» не могут сообщаться между собой: им необходим посредник — человек. Например, только при помощи человека научные знания («третий мир») могут изменить окружающую нас природу, а сами по себе они ни на что не способны. В свою очередь углубление и расширение знаний человека о тайнах природы изменяют «третий мир» (например, теории Ньютона в физике заменяются более общими теориями Эйнштейна). Находящийся в центре человек может сообщаться как с первым миром (воздействуя на вещи или испытывая ихвоздей- § 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) 111 ствия), так и с «третьим» (изменяя его в процессе выработки теорий, создания произведений искусства или, напротив, изменяя свое сознание под воздействием «третьего мира» в процессе обучения, воспитания). Важнейшее свойство «третьего мира» — его автономность, независимость от сознания. Так, Поппер предлагает ситуацию, при которой книга пишется компьютером (например, таблицы логарифмов) и в дальнейшем ее никто не читает. В этом случае человеческое сознание совершенно не участвует в процессе выработки знаний, но знания сами по себе существуют и сохраняется возможность, что эти знания можно дешифровать. Поппер доказывал реальность, важность и самостоятельность «третьего мира» при помощи таких мысленных экспериментов: Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова. Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разрушены, уничтожены также и наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако на этот раз уничтожены и все библиотеки, так что наша способность учиться, используя книги, становится невозможной1. Во втором случае для достижения прежнего уровня цивилизации необходимы тысячи и тысячи лет. Таким образом, значимость «третьего мира» для жизни современного человечества, по мнению Поппера, трудно переоценить. Концепция «третьего мира» находится на стыке теории бытия (онтологии) и теории познания (гносеологии), утверждая возможность существования знания без познающего субъекта и онтологических оснований знания. 1 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 450. Глава 5. Онтология (учение о бытии) § 5.5. Основные категории философии
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Ряд философов утверждает, что существует особый мир, независимый от материальной реальности и реальности индивидуального сознания: «мир идей» (Платон), «объективный дух» (Гегель), «третий мир» (Поппер). 2. «Третий мир» есть мир продуктов человеческого духа. А"этому миру относятся теории, критические рассуждения, содержание книг, библиотек, компьютерных баз и т.д. 3. «Третий мир» реален, автономен и играет важную роль в жизни человека. Без учета элементов «третьего мира» невозможно понять сущность науки, искусства и человеческой деятельности в целом. ЗАДАНИЯ 1. Какие продукты человеческой деятельности составляют «третий мир»? 2. Каким образом «третий мир» взаимодействует с материальным миром и миром сознания? § 5.5. Основные категории философии Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории Знания о бытии даны человеку в виде понятий — мыслей, отражающих в обобщенной форме предметы, явления, связи действительности. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называются категориями. Например, к категориям языкознания относятся понятия «глагол», «подлежащее» и т.п., а к категориям информатики — понятия «алгоритм», «файл» и т.д. Философские категории являются наиболее общими и охватывают не отдельные стороны мира (как в языкознании или в информатике), а весь мир в целом. Примером такой общей категории является понятие «бытие», которое охватывает все существующее в мире: и сознание, и материю, и объективное знание. Однако именно в силу такой широты бытие не поддается строгому определению или объяснению, тем не менее можно попытаться понять бытие изнутри, описав те формы, которые его составляют, а также основные отношения и связи между ними. Для этого в рамках философии разработан ряд специальных категорий. Не прояснив природу того, что мы называем типами или категориями, мы остаемся в неведении и относительно природы философских проблем и методов. Г. Райл. Категории (1938) Впервые учение о категориях было изложено Аристотелем, который выделил десять основных категорий, при помощи которых можно описывать мир и его составляющие. В дальнейшем их изменил, дополнил и разделил на классы И. Кант, а диалектику отношений между категориями в их развитии и изменении (согласно закону единства и борьбы противоположностей) показал Г. Гегель. В табл. 5.4 представлены все фундаментальные категории Аристотеля и Канта, а также основные пары категорий диалектики. Таблица 5.4. Основные категории философии
В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и об- 8 - 1 760 Глава 5. Онтология (учение о бытии) § 5.5. Основные категории философии
щее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность. Значения многих из этих категорий самоочевидны; отдельные из них требуют пояснений. Ниже даны краткие определения этих категорий и примечания-разъяснения. о Сущность - главное в предмете, то, что определяет его. о Явление — внешнее проявление характеристик предмета. Примечание. Явления, воспринимаемые нами, не всегда отражают истинную сущность вещей, часто представляя собой лишь видимость: таковы, например, вращение Солнца вокруг Земли или оптические искажения формы предметов на границах разных сред. Таким образом, процесс познания мира есть движение от явлений к сущности вещей, от поверхности к глубине. о Единичное — категория, выражающая уникальность, неповторимость предмета. о Общее — категория, выражающая нечто единое в ряде предметов. Примечание. Нельзя, например, найти две одинаковые березы в лесу: каждая береза единична, т.е. имеет свои, только ей присущие, уникальные особенности. Однако у всех берез есть и нечто общее, какие-то признаки, отличающие их от осин, дубов и т.д. Все березы в свою очередь могут рассматриваться в качестве особенного по отношению к еще более общему понятию «деревья». Особенное, таким образом, выступает как среднее между единичным и общим или как одновременно единичное (березы по отношению к деревьям) и общее (березы по отношению к конкретной березе). о Часть — составной компонент чего-либо. о Целое — нечто единое. Примечание. «Целое, состоящее из частей» по-гречески именуется системой. Системы обычно делятся на суммативные (где целое равно сумме частей, например группа незнакомых людей на остановке общественного транспорта), несуммативные (где целое больше, чем его части, например организованный коллектив студентов, составляющих вместе нечто большее, чем просто сумма людей). Иногда особо выделяют органические системы, где часть не может существовать без целого (например, сердце как часть человеческого организма). о Порядок — строгое, организованное расположение чего-либо. о Хаос — отсутствие налаженности, беспорядок. Примечание. Переход от порядка к хаосу, увеличение беспорядка обычно называют энтропией, а обратный переход — организацией (или самоорганизацией, если система упорядочивается самостоятельно). о Причина — явление, которое вызывает к жизни другое явление. о Следствие — результат действия причины. Примечание. Причину следует отличать от повода. Связь повода со следствием несущественна, т.е. повод не порождает следствия. Например, поводом для Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фердинанда, но истинной причиной войны стало стремление стран-участниц к более выгодному для себя переделу мира. Вера в то, что все имеет свои причины, называется детерминизмом, отрицание всеобщей причинности — индетерминизмом. о Случайное — то, что может как произойти, так и не произойти. о Необходимость — то, что обязательно должно произойти, причем строго определенным образом. Примечание. Сторонники теории, согласно которой в мире все предопределено изначально, называются фаталистами. о Действительность — все реально существующее. о Возможность — то, что может возникнуть при определенных условиях. Примечание. Мера возможности именуется вероятностью. Чем больше степень вероятности, тем больше шансов, что возможность станет действительностью. В зависимости от степени вероятности и характера детерминаций выделяют два типа законов: о динамические законы, как правило, применяются по отношению к отдельному объекту и выражают необходимую связь причины и следствия. Таковы, например, законы ньютоновской механики; о статистические законы применяются к совокупности элементов, коллективу в целом и подчинены закону больших чисел. По отношению к одному элементу они срабатывают лишь с той или иной степенью вероятности. Например, замечено, что во время войны рождается больше мальчиков, хотя не факт, что родившийся во время войны будет именно мальчиком. Выпадение орла или решки при бросании монеты составляет 50:50, но, бросив монету несколько раз, можно получить результат и 100:0: закономерность проявляется лишь при достаточно большом числе бросков. 8* Глава 5. Онтология (учение о бытии)
В целом категории философии позволяют описать общие закономерности развития бытия. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Категории - это фундаментальные понятия, отражающие наиболее 2. Философские категории охватывают не отдельные стороны мира (как в других науках), а весь мир в целом. 3. В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходимость, действительность и возможность. ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение философской категории. 2. Назовите основные категории философии. Дайте их краткие харак- теристики. < /" ГНОСЕОЛОГИЯ О (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) «Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существенных философских вопросов, поставленных И. Кантом перед философией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение). Традиционно она понимается как раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности. Иногда для обозначения теории познания (особенно в западной традиции) используется синонимичный термин эпистемология (от греч. episteme - знание, наука + logos —учение)1. Гносеология наряду с онтологией традиционно считается основополагающей частью философской теории. Исторически философия начинается с размышлений о бытии и продолжается теорией познания. В XVII в. в философии произошел «эпистемологический поворот», при котором онтология уступила центральное место теории познания. Время неспешных размышлений о бытии прошло - человек хотел не созерцать, а преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и источников наших знаний: что такое познание? Какова структура познания? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблуждение? Каковы методы познания мира? Познание мира Понятие познания. Субъект и объект познания. Развитие гносеологии Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно вся история человечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации. ' В современной отечественной философии науки имеется также тенденция обозначать понятием «эпистемология» теорию только научного познания. В таком случае эпистемология может пониматься как часть гносеологии. 118 Глава 6. Гносеология (теория познания) §6.1. Познание мира
Ценность знаний1 и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами2. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному прежде всего на производстве и распределении знания). В этой ситуации проблемы теории познания в ряду разделов философии и философских дисциплин приобретают особую актуальность. В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание есть активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом познания (тем, кто познает) является человек или общество в целом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или же какая-то его часть. Категории «субъект» и «объект» — во многом ключевые понятия для понимания теории и истории гносеологии. Под субъектом в философии понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, чаще всего именно он именуется субъектом. (Со)общество как совокупность людей тоже может выступать в качестве активного, деятельного начала и соответственно в качестве полноправного коллективного субъекта познания. Многочисленные народные приметы, посвященные погоде, являются ре-
зультатом процесса познания окружающего мира не одним человеком, а многими поколениями людей, проживавшими на определенной территории. Объектом в противоположность субъекту называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Для различных наук объектом познания являются определенные фрагменты мира: природа в физике, язык в языкознании, общество в социоло- 1 Знание можно понимать в двух смыслах - знания-умения (например, знания 2 1 терабайт- 1024 гигабайт. гии и т.д. Для философа таким объектом является бытие в целом или соотношение этого целого со своими частями (языком, обществом, природой). Если объектом познания является природа, познание считается естественно-научным, если человек — гуманитарным, если общество — социальным. В двух последних случаях субъект и объект познания могут совпадать и, следовательно, можно говорить о самопознании. Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, а этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предметов этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д. От понятий «субъект» и «объект» также образованы термины «объективный» и «субъективный». Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.д. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на взаимоотношения человека с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей оно может различаться. Субъективность больше относят к мнениям, чем к знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру. Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М. Достоевский — русский писатель» и т.д. являются объективными фактами или отображениями этих фактов и никак не зависят от наших личных предпочтений. Вне зависимости от наших желаний Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем. С исторической точки зрения категории субъекта и объекта, субъективного и объективного стали вычленять довольно поздно: в мифологии человек еще не отделял себя от окружающего Глава 6. Гносеология (теория познания) § 6.2. Структура познания
мира, считая себя его частью. Он очеловечивал природу и нату-рализировал человека. Здесь еще не существовало строгих обозначений для субъекта и объекта, а наименования активного и пассивного начал были расплывчаты и во многом взаимозаменяемы. Выделение собственно познания как особой формы деятельности стало возможным только после появления философии. Первые подходы к сущности познания разрабатывались в трудах Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля. Теория познания окончательно оформляется лишь во время эпистемологического поворота эпохи Нового времени, когда мир человека и природы был разделен на материальную природу и жизнь сознания. Впервые два мира - физический и духовный - резко противопоставил друг другу Рене Декарт, обозначив основной характеристикой первого протяженность, а второго - мышление. Наука как изучение природного мира для ученых Нового времени строилась на механистических законах, отличавшихся от законов духа. Прежде всего наука должна быть объективной, не зависящей от познающего субъекта: чувства, предпочтения, желания изгонялись из наук ради безличной строгости и четкости. Именно в это время между субъектом и объектом устанавливается четкая граница и рождаются классические представления о познании. Гносеология на многие столетия становится ядром философского мышления. В конце XVIII в. гносеология приобретает новый стимул в развитии. И. Кант переносит акцент с объекта познания на субъект, на то, что делает возможным само познание. Это смещение акцентов сам Кант назвал «коперниканский переворот», сравнивая новый подход к познанию с открытием вращения Земли вокруг Солнца. В XX в. не только философия, но и наука также приходит к выводу о необходимости учета субъекта в процессе познания. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) сформулировал принцип соотношения неопределенностей, согласно которому в микромире невозможно точно описать одновременно положение и скорость частицы. Например, чем точнее будет измерено положение электрона в пространстве, тем более неопределенной становится его скорость. Это происходит потому, что наблюдение вносит возмущения и изменения в наблюдаемый объект. Мы не только зрители спектакля, но одновременно и действующие лица драмы. Н. Бор, датский физик (1885-1962) В XX в. приобретают популярность представления о том, что познание природы не может быть свободно от учета познающего субъекта. Философия занимается или поиском новых, неклассических, разумных оснований («нового типа рациональности») для познания мира, или обращается к ненаучным типам познания и иррационализму — к религиозной вере, чувствам, «экзистенции», бессознательному и т.д. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Познание — это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. 2. Субъект познания — источник активности, действующее лицо (человек или общество). Объект познания — пассивная сторона взаимоотношений, над которой производится деятельность (бытие в целом или его часть). 3. Теория познания в классическом виде оформляется во время эпистемологического поворота эпохи Нового времени, когда два мира — физический и духовный — были резко противопоставлены другдругу. ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение познания. В чем проявляется активный характер познания? 2. Назовите основные характеристики субъекта и объекта познания, понятий «объективность» и «субъективность». 3. Перечислите основные этапы становления гносеологии как части философии. В чем, по вашему мнению, причины «эпистемологического поворота» в философии? 6.2. Структура познания Чувственное познание. Рациональное познание. Виды познания В гносеологии выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный. Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств че- Глава 6. Гносеология (теория познания) § 6.2. Структура познания
ловека- зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания1. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление. 1. Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д. 2. Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность. Так, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств. 3. Представлением называется чувственный образ предме Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального познания, основанного на абстрактном мышлении. К формам рационального познания относят понятие, суждение и умозаключение. 1 Понятие «чувство» многозначно: оно обозначает не только основные пять чувств человека, но и ряд «сложных» чувств, таких, например, как чувство любви или патриотизма. Однако, говоря о чувственном познании, имеют в виду только те конкретные (перцептивные) чувства, которые связаны с работой органов воспри-
1. Понятие есть мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека. Оно обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо определенного стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, например в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве). 2. Суждение — отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь, например: «Золото есть металл». 3. Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения называются посылками, а заключительное суждение — выводом. Типичный пример умозаключения: Посылка 1: Золото —металл. Посылка 2: Все металлы электропроводны. Вывод: Золото проводит электрический ток. В целом уровневую структуру познания можно представить следующим образом: Чувственное познание: Рациональное познание: о ощущение; о понятие; о восприятие; о суждение; о представление. о умозаключение. Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды познания. Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Такое познание необходимо для правильного ориентирования и повторяющихся ситуациях в обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую эту деятельность, рассудком. Глава 6. Гносеология (теория познания) § 6.3. Основные направления в теории познания
Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Как форма получения и расширения духовного опыта религия оказала значительное воздействие на развитие человека. Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования. Оно требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. Здесь действует не приземленный рассудок, а разум, изучающий мир на глубоком теоретическом уровне. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию: она принимает некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки. Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) - другую, личностно окрашенную его составляющую. Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, а «понятиями-образами», или концептами. Эти концепты, с одной стороны, близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке, а, скорее, символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не подразумевает догматики. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. В гносеологии выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный. 2. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление, к формам рационального — понятие, суждение и умозаключение. 3. К основным видам познания относятся обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное и философское. Философское познание направлено на получение целостного и обобщенного знания о действительности. ЗАДАНИЯ 1. Перечислите формы чувственного и рационального познания. Приведите примеры для каждой из форм. 2. Назовите основные характеристики различных видов познания. В чем специфика философского познания мира?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|