Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальный мир (материя)




Понятие материи. Свойства материи

Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отли­чие от начала духовного (сознания). Это - категория, объеди­няющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находя­щихся в вечном движении и развитии.

Традиционное определение материи (в материалистиче­ской трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так:

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру­ется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, сущест­вуя независимо от них'.

В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, кото­рые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы ма­терии и отвечает за их взаимодействие.

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1).

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и от­ражению.

1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, ука­зывая, что отличительными чертами материи является ве­личина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глу­бину. Материя также протяженна во времени. Таким обра­зом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.

' Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // В.И. Ленин. Поли. собр. соч. Изд. 4-е. Т. 18. С. 298.


Таблица 5.1. Уровни материи

 

Неживая природа Живая природа Общество
Элементарные частицы Доклеточные формы Индивид
Ядра Одноклеточные организмы Семья
Атомы Многоклеточные организ­мы Группа
Молекулы Виды Этнические общности
Макромир Популяции Государства
Планеты и их системы Биоценозы Союзы государств
Галактики и их системы Биосфера в целом Человечество в целом

Относительно проблемы взаимосвязи времени, простран­ства и материи существуют две противоположные точки зре­ния. Первая из них — классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643-1727). Здесь время, пространство и ма­терия рассматриваются как независимые друг от друга сущно­сти, а отношения между ними - как отношения между различ­ными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоя­тельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования ма­терии, выражающие соответственно длительность как последо­вательность смены состояний (время) и трехмерность как спо­соб сосуществования вещей (пространство).

{

Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространст­во сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей.

2. Способом существования материи является движение, понимаемое как всякое изменение и взаимодействие вещей. Всякая вещь находится в постоянном движении — даже поко­ящийся камень движется вместе с планетой, Солнечной систе­мой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит. Уже в стихийном материализме первых античных философов (особенно у Гераклита) имеются первые представления о по­стоянном движении материальных элементов — огня, воздуха,

7*


100 Глава 5. Онтология (учение о бытии)

воды. В современной философии в зависимости от сферы ма­териального мира выделяют три формы движения материи — неорганическое, органическое и социальное. К первому отно­сится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения косми­ческих систем (планет, звезд, галактик). В живой природе дви­жение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов — от клеточных до биосферных. Наконец, социаль­ное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности.

3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимо­связь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент — понятия соотноситель­ные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, со­стоящая из элементов — индивидов и одновременно элемент более крупной системы — общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи — от неживой природы до общества — могут рассматриваться как особые материальные системы.

4. Способность к самоорганизации — неотъемлемое свойст­во материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожий (1917—2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравно­весные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может про­изойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуще­ствляется в точке ветвления, которую называют точкой би­фуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флук­туации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе об-


§ 5.2. Материальный мир (материя) 101

разуются аттракторы - центры, притягивающие к себе эле­менты и способные структурировать окружающую их среду, а затем — систему в целом. Таким образом, открытая неравно­весная система в состоянии хаоса способна спонтанно порож­дать порядок1.

Выводы синергетики обладают особой важностью — они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация — важное и не­отъемлемое свойство материи как системы.

5. Отражением называется способность системы воспроиз­водить в себе свойства иной материальной системы при усло­вии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физиче­ским, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Послед­ний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например:

о физическое отражение — на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверх­ность отражает лучи света;

о химическое отражение — появление изображения на фотобума­ге под воздействием реактивов, катализ и т.п.;

О биологическое отражение - подсолнух поворачивает свое со­цветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет и т.д.

Выделяют три вида биологического отражения — раздражи­мость, чувствительность и психическое отражение. Для мате­риалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понима­ется как способность высокоорганизованной материи отра­жать материю.

Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2.

1 См.: Пригожим И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.


 

Глава 5. Онтология (учение о бытии)

Таблица 5.2. Многообразие материального мира

 

 

Вид материи Сфера материального Свойство материи
    Протяженность
Вещество Поле Неживая природа Движение
Живая природа Общество Системность Самоорганизация
    Отражение

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Материя — философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность.

2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяжен­ность, движение, системность, способность к самоорганизации и от­ражению.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.

2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.

Духовный мир (сознание)

Материалистическая трактовка. Идеалистическая, трактовка. Свойства, формы, структура сознания

Сознание — один из самых неоднозначных объ­ектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувства­ми, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует, и можно го­ворить о том, что оно обладает особым, психическим (или ду­ховным) бытием.

Сознание есть философская категория, обозначающая разно­образные формы и проявления духовной реальности в жизни чело­века. В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций — материалистической и идеалистической. В первом случае сознание объявляется вторичным и понимает-


§ 5.3. Духовный мир (сознание) ЮЗ

ся как особое свойство материи — как «инструмент» мозга, его функция. Во втором случае именно сознание объявляется ис­тинным бытием, а ощущаемый материальный мир ставится под сомнение (поскольку он может быть лишь иллюзией, ка­жимостью и окончательно доказать его реальность не пред­ставляется возможным)1. Рассмотрим обе точки зрения под­робнее.

В материалистической традиции сознание объявляется выс­шей формой отражения как неотъемлемого свойства материи2. Оно есть свойство высокоорганизованной биологической ма­терии (человеческого мозга) отражать мир. Всем живым орга­низмам присуща способность к биологическому отражению. Считается, что оно проявляется в трех формах:

о раздражимость - сворачивание цветов в сумерках, листьев в жару и т.д.;

о чувствительность - чувство холода, тепла, ощущение света, звука, боли и т.п.;

о психическое отражение - систематизация ощущений, способ­ность реагировать на сложные нестандартные ситуации.

Сознание есть высокоразвитая форма психического отра­жения, инструментом которого выступает человеческий мозг. В процессе развития естественных наук в Новое время этот вывод подтверждался данными медицины, физиологии, а за­тем и психологии. Так, выяснилось, что правое полушарие го­ловного мозга отвечает за эмоционально-чувственные эле­менты сознания, а левое — за логические; было также доказа­но влияние патологий головного мозга на поведение человека и т.д.

|

Если все может быть объяснено тем, что нам открывают в мозговой ткани анатомия и физиология, то к чему мне еще строить какое-то идеальное су­щество? Ж. О. Ламетри. Трактат о душе (1745)

' Менее распространены такие точки зрения, как дуализм (сознание и мате­рия - два равноправных начала мира) и гилозоизм (вся материя одушевлена, т.е. способна к ощущению и мышлению).

2 Соответственно существующей признается только материя, а понятие бытия сливается с понятием материи (например, в марксизме бытие и материя часто упо­требляются как синонимы).


 
 

 

Глава 5. Онтология (учение о бытии)

Мозг как носитель сознания активно изучается наукой, од­нако само сознание все еще остается во многом загадкой. Буду­чи невидимо и неосязаемо, оно недоступно физическим при­борам и научным методам, и в целом современное понимание его механизмов предлагает намного больше вопросов, чем окончательных ответов.

В идеалистической трактовке сознание понимается как пер­вичное, достоверное бытие. Понятие материи ставится под со­мнение, а окружающие нас вещи объявляются существующи­ми только в восприятии и мышлении.

Здравый смысл и жизненный опыт, казалось бы, полностью противоречит идеалистическим представлениям. Однако и у идеализма есть аргументы в пользу своей точки зрения.

1. Вспомним знаменитое изречение Рене Декарта «Мыслю,
следовательно, существую». Французский философ последо­
вательно доказывал, что можно сомневаться в том, что сущест­
вуют независимый от нас физический мир и материальные ве­
щи, но нельзя сомневаться в том, что существует наше созна­
ние. Таким образом, сознание обладает самоочевидным бытием
(можно ли отрицать свои мысли, желания, чувства?). Но мож­
но ли аргументированно доказать, что какая-то конкретная
вещь существует, если ее никто не видит и не ощущает? Итак,
существование материи не самоочевидно.

(

Английский философ Бертран Рассел (1872-1970) говорил: «Мы не мо­жем знать, что случается со столом, когда мы от него отворачиваемся: может, он превращается в кенгуру?»

2. Мы говорим, что вещь существует, только потому, что
мы ощущаем и воспринимаем ее. Но ощущение и восприятие —
проявления только лишь нашего сознания. Следовательно, ве­
щи определенно существуют именно в нашем сознании как
восприятия. Английский идеалист Джордж Беркли (1685—
1753) прямо утверждал, что «существовать — значит быть вос­
принимаемым». Он добавлял, что абсурдным, абсолютно
лишним и полностью бездоказательным будет приписывать
вещам еще какое-то отдельное, независимое от нашего созна­
ния «потустороннее» существование за пределами опыта и
познания.


§ 5.3. Духовный мир (сознание) 105

Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь.

У. Шекспир. Буря (1611)

 

3. Как уже говорилось выше, естественная наука, добившись успехов в изучении головного мозга, ни на шаг не подошла к по­ниманию того, что есть сознание и каким образом организована связь сознания и мозга. Наука материалистична и объективна -она отвлекается от личности и направлена только на предметы. Все ее методы и приборы не способны раскрыть духовный мир человека. Ее объяснения слишком поверхностны для объясне­ния внутренней жизни человека: чувства невозможно описать при помощи химических и физиологических реакций, логику человеческих поступков нельзя поместить в границы причин­но-следственных связей. Наука ограничена и одностороння. Она способна «схватить» в своих исследованиях лишь матери­альную часть мира, и эта часть представляется далеко не самой важной. Идеалистические же учения претендуют на описание и объяснение как сознания, так и вешей (как восприятий), пред­ставив цельное знание о мире.

Полемика материализма и идеализма - проблемное поле, на котором до сих пор разворачивается (и, видимо, всегда будет разворачиваться) борьба аргументов, мнений, гипотез. Но в этой полемике (а не во всеобщем признании той или иной точ­ки зрения как единственно истинной) контуры сознания будут приобретать все большую резкость, а человек сможет продви­нуться вперед в решении жизненно важной задачи, поставлен­ной на заре развития философии, — «познания самого себя».

Общее представление о свойствах и формах сознания, сло­жившееся на настоящий момент представлено в табл. 5.3.

«Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и обществен­ного, обыденного и научного. Например, очевидно, что обще­ственное сознание не может существовать без конкретных ин­дивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому -дети, воспитанные животными, или необученные сле­поглухонемые, у которых сознание как таковое не фиксирует-



Глава 5. Онтология (учение о бытии)


§ 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) 107


 


ся). Таким же образом научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное — включает в себя полезные эле­менты научного знания.


общественные нормы), нижний - за бессознательное (автома­тические действия, инстинкты, комплексы, вытесненные пе­реживания)1.


 


Таблица 5.3. Общее представление о свойствах и формах сознания

 

Наименование Характеристики
Свойства сознания: Идеальность Направленность Активность Сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов и т.д. Сознание всегда направлено на предмет (предмет­ное сознание) или на самого себя (самосознание) Сознание не только отображает мир, но и выраба­тывает различные идеи
Формы сознания: Индивидуальное — Об­щественное Обыденное - Научное Целостная система проявлений внутреннего мира отдельного человека Система чувств, взглядов, теорий, идей, отобра­жающих жизнь общества (в виде морали, полити­ки, права и т.д.) Жизненно-практическое сознание, опирающееся на здравый смысл и житейский опыт Системное, теоретическое сознание, основанное на научных достижениях, объективности, рацио­нальности

 

Рис. 5.1. К представлению структуры сознания

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Под сознанием понимаются разнообразные формы и проявления духовной (психической) реальности в жизни человека.

2. Существуют две основные точки зрения на сознание: материализм считает его особым свойством материи, а идеализм - единственным достоверным бытием.

ЗАДАНИЯ

1. Какая точка зрения на сознание вам более импонирует - материа­листическая или идеалистическая? Аргументируйте свой выбор.

2. Назовите основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания?


 


Структуру сознания можно представить следующим образом (рис. 5.1):

о сектор I — ощущения, представления, получаемые при помо­щи органов чувств;

о сектор II — мышление, логические операции;

о сектор /// — эмоции, чувства, переживания;

о сектор IV— высшие мотивы (ценности, воображение, творче­ство).

Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмо­ционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (в духе философских идей 3. Фрейда) отвечает за сверхсознательное (правила поведения,


§ 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления)

«Мир идей» Платона. «Объективный дух» Г. Гегеля. «Третий мир» К. Поппера

Можно достаточно уверенно говорить о бытии вещей, утверждая, что те или иные предметы реально существу­ют. Чувство боли, любовь, самоотверженность и т.д. представ­ляются не менее важной и значимой реальностью, чем мир

1 Подробнее о структуре сознания см.: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.


 
 

 

Глава 5. Онтология (учение о бытии)

окружающих нас вещей. Существование двух миров - мате­риального и духовного кажется самоочевидным и признается большей частью современных ученых. Однако существуют так­же явления, идеи, которые нельзя однозначно отнести к ведом­ству только сознания или только материи.

Таковы, к примеру, знания, запечатленные в книгах. С од­ной стороны, сами книги материальны, а с другой — существо­вание знаний в них не сводится к пятнам краски определенной конфигурации на листах бумаги. Книги являются книгами в той мере, в какой в них содержится нечто нематериальное — знания, которые можно расшифровать, понять, сделать частью своего духовного багажа. Однако могут существовать книги, которые никто не читал и, возможно, никогда не прочитает. Книгу, что более вероятно, могут прочесть, но не понять: знания и в этом случае останутся невостребованными. В любом случае знания в книге, по мнению Поппера, принадлежат ни духовному, ни ма­териальному миру, а некоему особому, «третьему миру».

К числу величайших открытий, к которым пришел за последнее время че­ловеческий ум, бесспорно, принадлежит, по моему мнению, искусство I судить о книгах, не прочитав их.

Г. К. Лихтенберг (1742-1799)

То же можно сказать о механизмах, зданиях, произведениях искусства, где запечатлено определенное знание творцов, а так­же о проектах, идеях, теориях, гипотезах, не получивших соот­ветствующую материальную оболочку. Например, знание того, что Земля вращается вокруг Солнца, — это объективный факт, несводимый к материальному, но и не принадлежащий только сознанию первооткрывателей — Н. Коперника или Дж. Бруно.

Платон первым обратил внимание на существование особо­го, «третьего мира», обнаружив, что существуют идеи, незави­симые отличного сознания и человеческого опыта. Такие идеи в наиболее чистом виде содержатся в математике. Цифры, за­кономерности их сочетаний, формулы — все это, с одной сто­роны, не относится к материальному миру, а с другой — счита­ется независимым от индивидуальных человеческих мнений, психологии и человека вообще. Иными словами, по Платону, законы математики будут верны, даже если не будет человека.


§ 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) 109

Многие другие идеи, включая идеи красоты, блага и т.д., имеют те же свойства. Все эти неизменные, тождественные самим себе идеи Платон назвал истинным бытием и поместил в потусто­ронний, божественный «мир идей», недоступный для человека.

Георг Гегель писал об особой реальности, помимо вещей и индивидуального сознания, именуя ее «объективным духом». Индивидуальное человеческое сознание называется духом субъективным; объективный же дух является уже совокупным продуктом группы людей (общности, нации, всего человечест­ва). К проявлениям объективного духа Гегель относил право, мораль и нравственность как нечто существующее до отдель­ного субъекта и независимо от него. Более высокая ступень ду­ховной культуры - абсолютный дух, воплощенный в искусстве, религии и философии, также независимый от личного созна­ния. Как объективный, так и абсолютный дух для Гегеля - сту­пени развития абсолютной идеи.

Развивая идеи Гегеля, немецкий философ Николай Гарт-ман (1882-1950) писал:

Духовная жизнь... не сводится к сознанию индивида и составляет над ним собственную плоскость бытия, плоскость исторически объектив­ного духа. Язык, право, нравственность, мораль, оформление общест­ва, религия, искусство, техника составляют объективный дух'.

Гартман также указывал на объективированный дух, т.е. дух опредмеченный, воплощенный в материи - в скульптурах, картинах, книгах и прочих материальных ценностях, посредст­вом которых творец опосредованно ведет беседу со своими зрителями, слушателями, читателями.

Карл Поппер, автор современных представлений о «третьем мире», предлагает идеи, схожие с идеями Платона и Гегеля, лишенные их «божественной», «потусторонней» окраски.

Поппер определил «третий мир» как мир продуктов челове­ческого духа. К этому миру следует прежде всего отнести гипо­тезы, теории, проблемы, критические рассуждения, дискус­сии, рассказы и мифы, содержание газет и журналов, книг, библиотек, компьютерных баз, файлов интернета и т.д.

1 Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник, 1988. М., 1988. С. 324.


 
 

по

Глава 5. Онтология (учение о бытии)

В своей идее «третьего мира» Поппер пытался решить проблему объек­тивности научного знания. Знание по природе нематериально, т.е. не от­носится к материальному миру. Знание также должно быть объектив­ным, т.е. оно не должно всецело относиться и к духовному миру человека, по определению субъективному. Следовательно, или приходится гово­рить о невозможности объективного знания и науки в целом, или необхо­димо признать существование отдельного «третьего мира».

«Третий мир» — продукт длительной эволюции человечест­ва, ее высшее достижение. Вначале возникает (или существует изначально) первый мир — природный, материальный. Затем из природы выделяется человек и его сознание, т.е. рождается второй, духовный мир. Наконец, человек самостоятельно тво­рит «третий мир», который наследует некоторые характеристи­ки первого мира и второго. Его можно назвать миром «объек­тивированного духа», объективного знания, ценностей, науки, наконец, миром культуры в целом, поскольку культура объеди­няет в себе основные смыслы понятия «третий мир». Посте­пенно «третий мир» становится независимым от отдельных че­ловеческих сознаний и даже оказывает на них значительное воздействие (например, формируя личность в процессе воспи­тания):

Первый мир (материальный) I

Второй мир (субъективного сознания) I

«Третий мир» (продуктов человеческого духа).

Второй мир — субъективное сознание находится между первым (материальным) и «третьим миром» не только в про­цессе исторической эволюции, но и в процессе каждодневной деятельности человека. Первый и «третий мир» не могут сооб­щаться между собой: им необходим посредник — человек. На­пример, только при помощи человека научные знания («тре­тий мир») могут изменить окружающую нас природу, а сами по себе они ни на что не способны. В свою очередь углубление и расширение знаний человека о тайнах природы изменяют «третий мир» (например, теории Ньютона в физике заменяют­ся более общими теориями Эйнштейна).

Находящийся в центре человек может сообщаться как с первым миром (воздействуя на вещи или испытывая ихвоздей-


§ 5.4. «Третий мир» (объективное содержание мышления) 111

ствия), так и с «третьим» (изменяя его в процессе выработки теорий, создания произведений искусства или, напротив, из­меняя свое сознание под воздействием «третьего мира» в про­цессе обучения, воспитания).

Важнейшее свойство «третьего мира» — его автономность, независимость от сознания. Так, Поппер предлагает ситуа­цию, при которой книга пишется компьютером (например, таблицы логарифмов) и в дальнейшем ее никто не читает. В этом случае человеческое сознание совершенно не участву­ет в процессе выработки знаний, но знания сами по себе су­ществуют и сохраняется возможность, что эти знания можно дешифровать.

Поппер доказывал реальность, важность и самостоятель­ность «третьего мира» при помощи таких мысленных экспери­ментов:

Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные зна­ния, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и уме­ние пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учить­ся, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоле­ния значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.

Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разру­шены, уничтожены также и наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользо­ваться ими. Однако на этот раз уничтожены и все библиотеки, так что наша способность учиться, используя книги, становится не­возможной1.

Во втором случае для достижения прежнего уровня циви­лизации необходимы тысячи и тысячи лет. Таким образом, значимость «третьего мира» для жизни современного челове­чества, по мнению Поппера, трудно переоценить.

Концепция «третьего мира» находится на стыке теории бы­тия (онтологии) и теории познания (гносеологии), утверждая возможность существования знания без познающего субъекта и онтологических оснований знания.

1 Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 450.



Глава 5. Онтология (учение о бытии)


§ 5.5. Основные категории философии



 


ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Ряд философов утверждает, что существует особый мир, независи­мый от материальной реальности и реальности индивидуального со­знания: «мир идей» (Платон), «объективный дух» (Гегель), «третий мир» (Поппер).

2. «Третий мир» есть мир продуктов человеческого духа. А"этому миру относятся теории, критические рассуждения, содержание книг, биб­лиотек, компьютерных баз и т.д.

3. «Третий мир» реален, автономен и играет важную роль в жизни че­ловека. Без учета элементов «третьего мира» невозможно понять сущ­ность науки, искусства и человеческой деятельности в целом.

ЗАДАНИЯ

1. Какие продукты человеческой деятельности составляют «третий мир»?

2. Каким образом «третий мир» взаимодействует с материальным ми­ром и миром сознания?

§ 5.5. Основные категории философии

Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории

Знания о бытии даны человеку в виде поня­тий — мыслей, отражающих в обобщенной форме предметы, явления, связи действительности. Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные отношения и связи в той или иной науке, называются категориями. Например, к катего­риям языкознания относятся понятия «глагол», «подлежащее» и т.п., а к категориям информатики — понятия «алгоритм», «файл» и т.д.

Философские категории являются наиболее общими и охва­тывают не отдельные стороны мира (как в языкознании или в информатике), а весь мир в целом. Примером такой общей ка­тегории является понятие «бытие», которое охватывает все су­ществующее в мире: и сознание, и материю, и объективное знание. Однако именно в силу такой широты бытие не подда­ется строгому определению или объяснению, тем не менее можно попытаться понять бытие изнутри, описав те формы,


которые его составляют, а также основные отношения и связи между ними. Для этого в рамках философии разработан ряд специальных категорий.

Не прояснив природу того, что мы называем типами или категориями, мы остаемся в неведении и относительно природы философских проблем и методов.

Г. Райл. Категории (1938)

Впервые учение о категориях было изложено Аристотелем, который выделил десять основных категорий, при помощи ко­торых можно описывать мир и его составляющие. В дальней­шем их изменил, дополнил и разделил на классы И. Кант, а диалектику отношений между категориями в их развитии и из­менении (согласно закону единства и борьбы противополож­ностей) показал Г. Гегель. В табл. 5.4 представлены все фунда­ментальные категории Аристотеля и Канта, а также основные пары категорий диалектики.

Таблица 5.4. Основные категории философии

 

По Аристотелю По Канту По Гегелю
  Количество:  
Сущность единство, множествен- Бытие - ничто
Количество ность, цельность Единичное - общее
Качество Качество: Причина - следствие
Отношение реальность, отрицание, ограничение Необходимость - слу­чайность
Место Отношение: Возможность - действи-
Время субстанциальность, тельность
Состояние причинность, взаимо- Содержание — форма
Обладание действие Сущность — явление
Действие Модальность: Часть — целое
Страдание возможность, действи­тельность, необходи- Качество — количество
  мость  

В современной философии наиболее часто используются следующие категории: сущность и явление, единичное и об-


8 - 1 760



Глава 5. Онтология (учение о бытии)


§ 5.5. Основные категории философии



 


щее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, слу­чайность и необходимость, действительность и возможность. Значения многих из этих категорий самоочевидны; отдельные из них требуют пояснений.

Ниже даны краткие определения этих категорий и приме­чания-разъяснения.

о Сущность - главное в предмете, то, что определяет его.

о Явление — внешнее проявление характеристик предмета.

Примечание. Явления, воспринимаемые нами, не всегда отража­ют истинную сущность вещей, часто представляя собой лишь видимость: таковы, например, вращение Солнца вокруг Земли или оптические иска­жения формы предметов на границах разных сред. Таким образом, про­цесс познания мира есть движение от явлений к сущности вещей, от по­верхности к глубине.

о Единичное — категория, выражающая уникальность, неповто­римость предмета.

о Общее — категория, выражающая нечто единое в ряде предме­тов.

Примечание. Нельзя, например, найти две одинаковые березы в лесу: каждая береза единична, т.е. имеет свои, только ей присущие, уни­кальные особенности. Однако у всех берез есть и нечто общее, какие-то признаки, отличающие их от осин, дубов и т.д. Все березы в свою очередь могут рассматриваться в качестве особенного по отношению к еще более общему понятию «деревья». Особенное, таким образом, выступает как среднее между единичным и общим или как одновременно единичное (березы по отношению к деревьям) и общее (березы по отношению к кон­кретной березе).

о Часть — составной компонент чего-либо.

о Целое — нечто единое.

Примечание. «Целое, состоящее из частей» по-гречески именует­ся системой. Системы обычно делятся на суммативные (где целое равно сумме частей, например группа незнакомых людей на остановке общест­венного транспорта), несуммативные (где целое больше, чем его части, например организованный коллектив студентов, составляющих вместе нечто большее, чем просто сумма людей). Иногда особо выделяют органи­ческие системы, где часть не может существовать без целого (например, сердце как часть человеческого организма).

о Порядок — строгое, организованное расположение чего-либо.

о Хаос — отсутствие налаженности, беспорядок.


Примечание. Переход от порядка к хаосу, увеличение беспорядка обычно называют энтропией, а обратный переход — организацией (или са­моорганизацией, если система упорядочивается самостоятельно).

о Причина — явление, которое вызывает к жизни другое явление. о Следствие — результат действия причины.

Примечание. Причину следует отличать от повода. Связь повода со следствием несущественна, т.е. повод не порождает следствия. Напри­мер, поводом для Первой мировой войны было убийство эрцгерцога Фер­динанда, но истинной причиной войны стало стремление стран-участ­ниц к более выгодному для себя переделу мира. Вера в то, что все имеет свои причины, называется детерминизмом, отрицание всеобщей причин­ности — индетерминизмом.

о Случайное — то, что может как произойти, так и не произойти.

о Необходимость — то, что обязательно должно произойти, при­чем строго определенным образом.

Примечание. Сторонники теории, согласно которой в мире все предопределено изначально, называются фаталистами.

о Действительность — все реально существующее.

о Возможность — то, что может возникнуть при определенных условиях.

Примечание. Мера возможности именуется вероятностью. Чем больше степень вероятности, тем больше шансов, что возможность ста­нет действительностью.

В зависимости от степени вероятности и характера детер­минаций выделяют два типа законов:

о динамические законы, как правило, применяются по отноше­нию к отдельному объекту и выражают необходимую связь причины и следствия. Таковы, например, законы ньютонов­ской механики;

о статистические законы применяются к совокупности элемен­тов, коллективу в целом и подчинены закону больших чисел. По отношению к одному элементу они срабатывают лишь с той или иной степенью вероятности. Например, замечено, что во время войны рождается больше мальчиков, хотя не факт, что родившийся во время войны будет именно мальчиком. Выпа­дение орла или решки при бросании монеты составляет 50:50, но, бросив монету несколько раз, можно получить результат и 100:0: закономерность проявляется лишь при достаточно боль­шом числе бросков.

8*



Глава 5. Онтология (учение о бытии)


 


В целом категории философии позволяют описать общие закономерности развития бытия.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Категории - это фундаментальные понятия, отражающие наиболее
существенные отношения и связи в той или иной науке.

2. Философские категории охватывают не отдельные стороны мира (как в других науках), а весь мир в целом.

3. В современной философии наиболее часто используются следу­ющие категории: сущность и явление, единичное и общее, целое и часть, порядок и хаос, причина и следствие, случайность и необходи­мость, действительность и возможность.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение философской категории.

2. Назовите основные категории философии. Дайте их краткие харак-

теристики.


< /" ГНОСЕОЛОГИЯ

О (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)

«Что я могу знать?» - первый по порядку из трех наиболее существен­ных философских вопросов, поставленных И. Кантом перед филосо­фией. Поисками ответов на этот вопрос занимается гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение). Традиционно она понимается как раздел философии, изучающий возможности познания, его фор­мы и методы, условия его истинности. Иногда для обозначения тео­рии познания (особенно в западной традиции) используется синони­мичный термин эпистемология (от греч. episteme - знание, наука + logos —учение)1.

Гносеология наряду с онтологией традиционно считается основопо­лагающей частью философской теории. Исторически философия на­чинается с размышлений о бытии и продолжается теорией познания. В XVII в. в философии произошел «эпистемологический поворот», при котором онтология уступила центральное место теории познания. Время неспешных размышлений о бытии прошло - человек хотел не созерцать, а преобразовывать мир. Для этого необходимо было дать ответ на основные вопросы, касающиеся познаваемости мира и ис­точников наших знаний: что такое познание? Какова структура позна­ния? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблужде­ние? Каковы методы познания мира?


Познание мира

Понятие познания. Субъект и объект познания. Развитие гносеологии

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно вся история чело­вечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обра­ботки каменных орудий и добывания огня до способов получе­ния и использования компьютерных массивов информации.

' В современной отечественной философии науки имеется также тенденция обозначать понятием «эпистемология» теорию только научного познания. В таком случае эпистемология может пониматься как часть гносеологии.


118 Глава 6. Гносеология (теория познания)


§6.1. Познание мира



 


Ценность знаний1 и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информа­ции исчисляется терабайтами2. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общест­ва (основанного на производстве товаров) к обществу инфор­мационному (основанному прежде всего на производстве и рас­пределении знания). В этой ситуации проблемы теории позна­ния в ряду разделов философии и философских дисциплин приобретают особую актуальность.

В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание есть активный творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом по­знания (тем, кто познает) является человек или общество в це­лом. Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или же какая-то его часть.

Категории «субъект» и «объект» — во многом ключевые по­нятия для понимания теории и истории гносеологии. Под субъ­ектом в философии понимается источник активности, дейст­вующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, чаще всего именно он именуется субъектом.

(Со)общество как совокупность людей тоже может высту­пать в качестве активного, деятельного начала и соответственно в качестве полноправного коллективного субъекта познания.

Многочисленные народные приметы, посвященные погоде, являются ре-

>

зультатом процесса познания окружающего мира не одним человеком, а мно­гими поколениями людей, проживавшими на определенной территории.

Объектом в противоположность субъекту называют пас­сивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Для различных наук объектом познания являются определенные фрагменты мира: природа в физике, язык в языкознании, общество в социоло-

1 Знание можно понимать в двух смыслах - знания-умения (например, знания
о том, как водить автомобиль) и знания-информация (знания о том, что такое ав­
томобиль, из чего он состоит и каков принцип его работы). Гносеология интересу­
ется знаниями-информацией.

2 1 терабайт- 1024 гигабайт.


гии и т.д. Для философа таким объектом является бытие в це­лом или соотношение этого целого со своими частями (язы­ком, обществом, природой). Если объектом познания является природа, познание считается естественно-научным, если чело­век — гуманитарным, если общество — социальным. В двух по­следних случаях субъект и объект познания могут совпадать и, следовательно, можно говорить о самопознании.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют пред­мет — часть объекта, которая специально вычленяется позна­вательными средствами. Например, объектом всех гуманитар­ных наук является человек, но познавательные средства психо­логии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, а этногра­фии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в каче­стве предметов этих наук выступают духовный мир, происхож­дение, культура и т.д.

От понятий «субъект» и «объект» также образованы терми­ны «объективный» и «субъективный». Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремле­ния, предпочтения, чувства и эмоции и т.д. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира челове­ка или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на взаимоотношения человека с миром. Субъективное отно­шение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей оно может различаться. Субъективность больше отно­сят к мнениям, чем к знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию че­ловека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, жела­ний. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Вол­ги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М. Достоевский — русский писатель» и т.д. являются объек­тивными фактами или отображениями этих фактов и никак не зависят от наших личных предпочтений. Вне зависимости от на­ших желаний Земля не прекратит своего вращения, Волга не по­вернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

С исторической точки зрения категории субъекта и объекта, субъективного и объективного стали вычленять довольно позд­но: в мифологии человек еще не отделял себя от окружающего



Глава 6. Гносеология (теория познания)


§ 6.2. Структура познания



 


мира, считая себя его частью. Он очеловечивал природу и нату-рализировал человека. Здесь еще не существовало строгих обо­значений для субъекта и объекта, а наименования активного и пассивного начал были расплывчаты и во многом взаимозаме­няемы. Выделение собственно познания как особой формы дея­тельности стало возможным только после появления филосо­фии. Первые подходы к сущности познания разрабатывались в трудах Гераклита и Демокрита, Платона и Аристотеля.

Теория познания окончательно оформляется лишь во вре­мя эпистемологического поворота эпохи Нового времени, когда мир человека и природы был разделен на материальную приро­ду и жизнь сознания. Впервые два мира - физический и духов­ный - резко противопоставил друг другу Рене Декарт, обозна­чив основной характеристикой первого протяженность, а вто­рого - мышление.

Наука как изучение природного мира для ученых Нового времени строилась на механистических законах, отличавших­ся от законов духа. Прежде всего наука должна быть объектив­ной, не зависящей от познающего субъекта: чувства, предпоч­тения, желания изгонялись из наук ради безличной строгости и четкости. Именно в это время между субъектом и объектом ус­танавливается четкая граница и рождаются классические пред­ставления о познании. Гносеология на многие столетия стано­вится ядром философского мышления.

В конце XVIII в. гносеология приобретает новый стимул в развитии. И. Кант переносит акцент с объекта познания на субъект, на то, что делает возможным само познание. Это сме­щение акцентов сам Кант назвал «коперниканский перево­рот», сравнивая новый подход к познанию с открытием враще­ния Земли вокруг Солнца.

В XX в. не только философия, но и наука также приходит к выводу о необходимости учета субъекта в процессе познания.

Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) сформу­лировал принцип соотношения неопределенностей, согласно которому в микромире невозможно точно описать одновре­менно положение и скорость частицы. Например, чем точнее будет измерено положение электрона в пространстве, тем бо­лее неопределенной становится его скорость. Это происходит потому, что наблюдение вносит возмущения и изменения в на­блюдаемый объект.


Мы не только зрители спектакля, но одновременно и действующие лица драмы.

Н. Бор, датский физик (1885-1962)

В XX в. приобретают популярность представления о том, что познание природы не может быть свободно от учета по­знающего субъекта. Философия занимается или поиском но­вых, неклассических, разумных оснований («нового типа ра­циональности») для познания мира, или обращается к ненауч­ным типам познания и иррационализму — к религиозной вере, чувствам, «экзистенции», бессознательному и т.д.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Познание — это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

2. Субъект познания — источник активности, действующее лицо (чело­век или общество). Объект познания — пассивная сторона взаимоот­ношений, над которой производится деятельность (бытие в целом или его часть).

3. Теория познания в классическом виде оформляется во время эпи­стемологического поворота эпохи Нового времени, когда два мира — физический и духовный — были резко противопоставлены другдругу.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение познания. В чем проявляется активный харак­тер познания?

2. Назовите основные характеристики субъекта и объекта познания, понятий «объективность» и «субъективность».

3. Перечислите основные этапы становления гносеологии как части философии. В чем, по вашему мнению, причины «эпистемологиче­ского поворота» в философии?

6.2. Структура познания

Чувственное познание. Рациональное познание. Виды познания

В гносеологии выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств че-



Глава 6. Гносеология (теория познания)


§ 6.2. Структура познания



 


ловека- зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания1. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление.

1. Ощущение - элементарный чувственный образ, отобра­жающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.

2. Восприятие отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность. Так, мы воспринимаем лимон не как ки­слоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше воспри­ятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельно­го чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех

основных чувств.

3. Представлением называется чувственный образ предме­
та, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета.
Так, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем
представить его себе, даже если он не находится перед нами и
не может воздействовать на наши органы чувств. В представле­
нии большую роль играют память, воспоминания, а также во­
ображение человека. Представление можно назвать воспри­
ятием предмета в его отсутствие. О возможности представле­
ния и его близости к восприятию говорит тот факт, что
чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре го­
ловного мозга. Поэтому непосредственное присутствие пред­
мета не является необходимым условием для возникновения
чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для позна­ния закономерностей существования мира. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального позна­ния, основанного на абстрактном мышлении. К формам ра­ционального познания относят понятие, суждение и умозак­лючение.

1 Понятие «чувство» многозначно: оно обозначает не только основные пять чувств человека, но и ряд «сложных» чувств, таких, например, как чувство любви или патриотизма. Однако, говоря о чувственном познании, имеют в виду только те конкретные (перцептивные) чувства, которые связаны с работой органов воспри-


 

1. Понятие есть мысль, которая отражает предметы, явле­ния и связи между ними в обобщенной форме. Например, по­нятие «человек» не тождественно простому чувственному об­разу какого-то конкретного человека. Оно обозначает в обоб­щенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различ­ной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо опреде­ленного стола. Таким образом, понятие схватывает не отдель­ные признаки предмета, а его сущность, например в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик то­же может входить в понятие «стол», если он используется в та­ком качестве).

2. Суждение — отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями уста­навливается связь, например: «Золото есть металл».

3. Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения назы­ваются посылками, а заключительное суждение — выводом. Типичный пример умозаключения:

Посылка 1: Золото —металл. Посылка 2: Все металлы электропроводны. Вывод: Золото проводит электрический ток. В целом уровневую структуру познания можно представить следующим образом:

Чувственное познание: Рациональное познание:

о ощущение; о понятие;

о восприятие; о суждение;

о представление. о умозаключение.

Помимо уровней в гносеологии иногда выделяют и виды по­знания.

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте. Такое познание необходимо для правильного ориентирования и повторяющихся ситуациях в обыденной жизни, для физиче­ской работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую эту деятельность, рассудком.



Глава 6. Гносеология (теория познания)


§ 6.3. Основные направления в теории познания



 


Религиозное познание представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является вера в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Как форма получения и расширения духовного опыта религия оказала значительное воздействие на развитие чело­века.

Научное познание предполагает объяснение, поиск законо­мерностей в каждой области своего исследования. Оно требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. Здесь действует не приземленный рассудок, а разум, изучающий мир на глубоком теоретическом уровне. При этом наука не пол­ностью противопоставлена обыденно-практическому позна­нию: она принимает некоторые элементы опыта, а сам житей­ский опыт в современности учитывает многие данные науки.

Художественное познание основывается не на научных по­нятиях, а на целостных художественных образах. Оно позволя­ет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движе­ний, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникаль­ность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) - другую, личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художест­венного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, а «понятиями-образами», или концептами. Эти кон­цепты, с одной стороны, близки к научным понятиям, по­скольку выражены в терминах, а с другой - к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке, а, скорее, символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не подразумевает догма­тики.


ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. В гносеологии выделяют два основных уровня познания — чувствен­ный (эмпирический) и рациональный.

2. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление, к формам рационального — понятие, суждение и умо­заключение.

3. К основным видам познания относятся обыденно-практическое, ре­лигиозное, научное, художественное и философское. Философское познание направлено на получение целостного и обобщенного зна­ния о действительности.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите формы чувственного и рационального познания. Приведите примеры для каждой из форм.

2. Назовите основные характеристики различных видов познания. В чем специфика философского познания мира?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...