Срез места остановки зажима, можно определить площадь оплавления и его процент к общему сечению веревки.
Фотографии повреждения веревки производят сильное впечатление и дают полную информацию о его характере. Безусловно, картина будет похожа и для других зажимов этого семейства - " Basic " и " Croll ", буде нам случиться упасть с ними с аналогичными факторами и на той же веревке - качество веревки играет здесь не последнюю роль. Однако стоит обратить внимание на то, что зажим, хоть и повредил, но не порвал веревку и остановил падение груза 90 кг. То есть по большому счету справился с возложенной на него задачей. Сам зажим не получил никаких повреждений. Что тоже характерно для зажимов, имеющих штампованные в корпусе ограничители поворота кулачка.
3) После этого " Ascension " (а также " Kong ") был снова испытан, на этот раз на усе из динамической веревки 10,5 мм (EN 892), заправленном в амортизаторы двух типов: аналог " Dissipatore " фирмы " САМР " (см. Рис.65-5) и " KISA " фирмы " Kong " (см. Рис.65-2). Когда веревка была заправлена в 4 отверстия, то, ориентируясь по таблице на Рис.61, можно предположить, что усилие протравливания было установлено в пределах от 200 до 350 кГ. Несмотря на то, что зажим устанавливался на веревку 10 мм, при остановке груза 90 кГ, как с f = 0,5, так и с f = 1,0, она осталась без повреждений - амортизаторы протравили веревку уса каждый раз в необходимом количестве. Полный отчет об испытаниях читайте в статье Влада Еремеева "Испытания снаряжения", 2006 год. Это прекрасно иллюстрирует эффективность автоматической страховки. При одном обязательном условии - если мы установим правильный вариант заправки в амортизатор веревки для протравливания. Например, при заправке веревки в 5 отверстий испытываемых амортизаторов зажимы " Ascension " и " Kong " повредили веревку при падении груза с f = 1,0, сняв оплетку на значительном расстоянии. Это говорит о превышении усилием протравливания величины 550 кГ (согласно инструкции Петцля). Для Via Ferrata это нормально, но для восхождений может оказаться чрезмерным. Тем более, что в самом начале восхождения фактор падения может превысить 1,0.
4) А вот испытания коромысловых зажимов, столь популярных среди восходителей именно в связи с их вроде амортизирующими способностями - то есть проскальзыванием без повреждения веревки при превышении нагрузкой некоей величины, испытания этих зажимов были просто обескураживающими (Рис.79).
Фирменный зажим " Lift " фирмы " САМР " (Рис.79-2) при падении груза с f = 0,5 напрочь перекусил-переплавил веревку диаметром 10 мм, и груз упал на землю!
Зажим " Капелька 10-05 " российской фирмы " AlvoTitanium " (Рис.79-1) при падении с f = 0,5 проскользнул на 0,2 м и при остановке надкусил-подплавил веревку диаметром 11 мм. А при падении с f = 1,0 полностью перекусил-переплавил эту веревку, и груз упал на землю!
Рис.79. Коромысловые зажимы типа "Капелька" при проскальзывании перерезают веревку по принципу паяльника из-за узко концентрированного разогрева кулачков в зоне трения (фото Влада Еремеева, Москва) 1 - " Капелька 10-05 ", фирмы " AlvoTitanium ", переправляет веревку, 2 - " Lift " фирмы " САМР " ведет себя еще агрессивнее, 3 - " Капля " фирмы " Vertical " сломалась уже при f = 0,5
Зажим " Капля " российской фирмы " Vertical " (Рис.79-3) просто разрушился уже при f = 0,5. То есть она была не только не рассчитана инженерно, но и не испытывалась как положено перед продажами. Почему же коромысловые зажимы перекусывают веревку? Дело в том, что такие зажимы начинают проскальзывать при некоторых величинах нагрузки, что с одной стороны является положительным амортизирующим качеством. Но именно это обстоятельство приводит к поглощению парой зажим-веревка энергии падения за счет трения, которое приводит к разогреву. Маленький зажим попросту не успевает отвести в атмосферу взрывным образом вырабатываемое тепло. Чем это кончается, можно увидеть на Рис.79.
Особенно губительны в этом плане зажимы из титановых сплавов, обладающих предельно низкой теплопроводностью. Эта информация позволяет предположить аналогичные свойства и у "капельки" " Troll Rocker ", так как ее способность отводить тепловую энергию едва ли значительно лучше. Возможно, отрицательные температуры высокогорья как-то компенсирую эту опасность, мокрую пропитанную водой веревку тоже будет сложнее переплавить раскаленным кулачком, а добротные динамические веревки сами по себе рассеивают энергию падения, оставляя на долю зажима часть поменьше... Возможно. Но сухие статические веревки и коромысловые проскальзывающие зажимы - могут оказаться несовместимы.
5. Проводились в Москве испытания и " Gri-Gri " фирмы " Petzl " как устройства, сочетающего в себе возможности страховочного и спуско-подъемного снаряжения. Они показали высокую стабильность " Gri-Gri ". В своем отчете об испытаниях Влад Еремеев пишет:
"Хорошо ведет себя Гри-Гри. Правда, н есколько непредсказуемо при рывках с фактором 1,0 - то не протравливает совсем (на несколько задубелой «Калине» статике б\у 11 мм), то протравливает почти метр (на новой, нехоженой «Коломне ВСС» 10 мм)".
Конечно, согласно инструкции производителя " Gri-Gri " рассчитано для работы с мягкими динамическими веревками диаметров от 10 до 11 мм, а на более жестких статических будет вести себя капризнее. На самом деле при работе на автоматической страховке не критично, проскальзывает ли "Gri-Gri" для дополнительной амортизации рывка - хотя и полезно. Важно другое - устройство хорошо справляется с задачей страховки с более высокими факторами и обладает некоторыми преимуществами перед зажимами, которые проявляются именно при восхождении. Ховард Пел в своем " Руководстве по самостраховке и техникам остановки падения " (" A guide to self belay and fall arrest techniques" by Howard Peel, 2004) предлагает усовершенствовать " Gri-Gri " со стороны входящей ветви (The "Death Modified" Gri-Gri). В частности, он пишет:
" Gri-Gri широко применяется для страховки сольных восхождений как с провешенной сверху веревкой (top rope), так и с нижней страховкой (ground up rope). Оно имеет важное преимущество, уже находясь в режиме спуска (abseil mode), если вдруг придется отступить (то есть уже присоединено к веревке в положении, пригодном как для спуска, так и для подъема, прим. КБС). Кроме того, это очень прочное устройство, и крайне мало вероятно, что оно способно повредить веревку даже при высоком факторе падения. Если модифицировать устройство, (как показано на Рис.80-1), веревка проходит легче, хотя обычно все же нужен небольшой груз, присоединенный к ее концу, (однако и вес самой веревки с определенного момента позволяет ей проходить через устройство). Продвижение в сторону и обратный ход также достаточно возможны, но лазание вниз (down climbing) гораздо труднее, чем с "Troll Rocker", так как кулачок "Gri-Gri" имеет тенденцию схватывать, если приложить к устройству вес и сделать попытку обратного движения. Хотя Петцль заботится о том, чтобы подчеркнуть, что когда "Gri-Gri" используется как страховочное устройство рука должна всегда находиться на входящей ветви веревки ("dead" rope), но при лазании с самостраховкой по закрепленной веревке (tope rope soloing) вес веревки и небольшой груз, присоединенный к ее концу, чтобы обеспечить прохождение веревки через устройство, будет эффективно заменять страхующую руку ("belayers hand"), приводящую кулачок в движение. Как большинство устройств "Gri-Gri" чувствительно к диаметру веревки. Всегда следует использовать веревку подходящего диаметра, лучше всего 10,5 мм. Более тонкая или более новая веревка создает много меньше трения, и это может послужить причиной снижения вероятности того, что устройство сработает как нужно. При условии что действие "Gri-Gri" зависит от свободы движения его прижимного рычага, важно принять меры, чтобы ничего не помешало его движению.
Рис.80. Модификация " Gri-Gri " для целей самостраховки при сольных восхождениях, позволяющая веревке проходить через устройство более прямо (фото из " A guide to self belay and fall arrest techniques" by Howard Peel, 2004 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|