Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запомните три аспекта принципа материального единства мира, лежащего в основе современной научной картины мира.




СУБСТАНЦИОННЫЙ АСПЕКТ АТРИБУТИВНЫЙ АСПЕКТ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  Материя – субстанциональная основа многообразия всего существующего в мире.   При всем многообразии форм в мире с необходимостью проявляется ряд основных признаков: объективность существования, движение, пространстве и время, сохранение и т.д. В основе многообразия мира лежит всеобщность развития, которое реализуется как саморазвитие материи

УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:

Задание 1. Определите принципиальные различия между классическим определением материи и данной трактовкой: «В понятии материи отвлекаются от всякой формы и мыслят при этом только некоторое вещество, способное принимать любую форму».

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент, основываясь на теоретические знания по проблеме пространства и времени. «Время, понятое как среда, в которой совершается процесс различия и счета, есть не что иное, как пространство»

Задание 3. О каких свойствах материи повествует фрагмент? «Пусть последовательность уровней материи бесконечна (т.е. не имеет начала) с «элементарной стороны», причём эта бесконечность представляет постоянно возвращающийся переход от сложного к элементарному и обратно. Согласно этому допущению, «элементарность» объектов есть нечто только относительное, объекты же сами по себе представляются чем-то сложным. Мы приходим к мысли, что не существует «элементарных» объектов как таковых, т.е. что материя не состоит из элементарных частиц».

Задание 4. Определите философские принципы, на основе которых может базироваться онтология, о которой говориться в тексте. «Центром "новой онтологии" становится сознание, взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Теперь путь философа - не путь от бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь, от человеческого – к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него».

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

1. Какое из высказываний выражает первоначальную сущность термина «метафизика»:

а) умозрительное истолкование природы;

б) исключительно мысленный путь получения знаний о вещах любой природы;

в) учение о сверхчувственных началах и принципах бытия;

г) спекулятивный метод мышления.

2. Какие по характеру изменения позволяют отличать развитие от движения в целом?

а) непрерывные; б) необратимые; в) накапливающиеся; г) положительные.

3. Дуализм – это учение, согласно которому …

а) первоосновой мира являются две независимые друг от друга субстанции;

б) первосущим является Бог;

в) мир есть тождество бытия и мышления;

г) мир пребывает в Боге.

4. Исключите то, что не является атрибутом материи:

а) отражение; б) движение; в) субстанциональность; г) объективность.

5. Выделите принципы классификации форм движения материи:

а) несводимость высших форм движения к низшим;

б) наличие соответствия между формами движения и видами отражения;

в) соотносимость форм движения со структурными уровнями материи;

г) возникновение высших форм движения на базе низших.

6. Главной сущностью отражения как атрибута материи является:

а) способность одних материальных систем воспроизводить в своих признаках признаки других систем в процессе взаимодействия с ними;

б) способность взаимодействия; в) способность изменяться в процессе взаимодействия;

г) способность материальных систем оставлять следы в процессе взаимодействия.

7. Согласно теории относительности Эйнштейна пространственно- временные характеристики материальных тел зависят от:

а) уровня структурной организации материи;

б) субъективного восприятия этих тел наблюдателем (субъектом);

в) сил гравитации; г) скорости движения этих тел.

8. Субстанция – это …

а) субстрат, вещество; б) способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы, одного начала; в) единое во многом; г) первооснова мира.

9. Методологическая роль категории бытия заключается в том, что она...

а) является предельно общей философской категорией;

б) включена в основной вопрос философии, от характера решения которого зависит направленность самой философии;

в) связана с философским понятием субстанции; г) обозначает объективную реальность.

10. Какой из вариантов необходимо принять в качестве объяснения наличия у каждого из уровней структурной организации материи верхнего и нижнего пределов (границ):

а) неисчерпаемость материи; б) ограниченность материальных объектов в пространстве;

в) ограниченость познавательных возможностей человека; г) данные пределы являются границами нашего мира.

ОТВЕТЫ: 1) в; 2) б,в; 3) а; 4) в,г; 5) а,в,г; 6) а,г; 7) в,г; 8) г; 9) б; 10) в,г ).

УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Особенности диалектического понимания мира. Диалектика бытия.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:

движение – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями;

детерминизм – принцип, утверждающий причинность как универсальный вид связи, в которой одно при определенных условиях порождает другое;

диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития

закон – существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме;

индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинной связи природных и социальных связей;

категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия;

метафизика как способ понимания мира полагает в качестве причины изменчивости мира нечто внешнее по отношению к этому мира, а также носит исключительно умозрительный и односторонний характер,

принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию;

развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений

сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени;

телеология – философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:

Определите, в чем заключается философская сущность диалектики.

Прежде всего, обратите внимание на историю развития диалектики.

Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность.

Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический.

И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.

Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.

1.2. Запомните определение диалектики как способа понимания мира.

Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.

1.3. Обратите внимание на следующую типологию диалектики.

           
   
Деление диалектики на материалистическую и идеалистическую обусловлено характером решения основного вопроса философии.
 
 
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
 
ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА


ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика идеальной первоосновы мира, например, Абсолютной Идеи.
ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества.

 

       
 
СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности.
 
СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА диалектика сознания человека, модусы которого определяют способы бытия человека в мире.

 

 


Следует иметь в виду, что причиной деления на объективную и субъективную диалектику в материализме и идеализме выступают различные основания.

 

2. Обратите внимание на то, что теория диалектики представляет собой систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...