Запомните основные принципы диалектики, определяющие стратегию познания.
Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию
2.2.1. Определите, в чем заключается специфика категорий диалектики. Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия. Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.
2.3. Определите сущность и познавательную ценность основных законов диалектики.
Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие законов диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Какой из принципов лежит в основе такого понимания Вселенной? «Состояние Вселенной в данный момент можно рассматривать как результат ее прошлого и причину ее будущего. Разумное существо, которое в любой момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих ее существ, могло бы – если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать все эти данные – выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов». Задание 2. Прокомментируйте фрагмент, опираясь на знание законов и категорий диалектики. «Трудное и истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается и наличие другого». Задание 3. На основе анализа фрагмента определите, каким образом руководство принципами диалектики способно повлиять на стратегию познания: «… анализ структуры данного объекта, хотя и полный, не скажет вам всего того, что вы можете хотеть узнать об этом объекте. Он скажет вам только, каковы части объекта и как они относятся друг к другу; но он ничего не скажет вам об отношениях объекта к тем объектам, которые не являются его частями или компонентами». Задание 4. Опираясь на знание законов диалектики, попытайтесь ответить на поставленные автором текста вопросы. «Как же может что бы то ни было возникать из своей противоположности? Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или самоотверженный поступок из корыстолюбия? Или чистое созерцание мудреца из алчности? Нет, подобное невозможно, а кто мечтает о таком, тот глупец…»
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Установите соответствие между именами и их вкладом в развитии диалектики: 1) Гераклит а) наполняет термин «диалектика» философским содержанием 2) Сократ б) является одним из создателем теории материалистической диалектики 3) Гегель в) термином «диалектика» обозначил искусство вести беседу 4) Энгельс г) первым продемонстрировал диалектическое понимание мира 2. Выделите определение, в котором не выражена философская сущность диалектики: а) Диалектика – это философская концепция развития. б) Диалектика – это учение, согласно которому развитие, детерминизм и универсальный характер связей и отношений полагаются как определяющие сущность мира. в) Диалектика – это искусство выявления противоречий в понятиях и суждениях с целью достижения истины. г) Диалектика – это система законов, категорий и принципов, выражающих сущность бытия природы, общества и мышления. 3. Установите соответствие между категориями диалектики. 1) возможность а) сущность 2) содержание б) случайность 3) явление в) действительность 4) необходимость г) причина 5) единичное д) форма 6) следствие е) общее 4. Законы диалектики действуют только в том случае, если имеет место… а) взаимодействие материальных систем; б) движение; в) развитие; г) отражение. 5. Какое из положений можно отнести к объективно- идеалистической диалектике: а) природа первична и развивается она по законам диалектики; б) человеческое мышление отражает мир в категориях диалектики; в) мышление постольку является диалектическим, поскольку в нем отражается диалектика природы; г) в основе диалектики природы лежит диалектика мышления как первоосновы природы. 6. Что, согласно принципам диалектики, необходимо учитывать в процессе познания? а) сущность любого объекта реальности определяется бесконечностью связей иотношений; б) мир постоянно изменяется, а потому он является непознаваемым; в) любая случайность есть проявление более сложной упорядоченности, пока недоступной для познания; г) общество развивается по тем же законам, что и природа. 7. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором … а) мир, по причине его постоянной изменчивости и противоречивости, полагается непознаваемым; б) первоосновой мира считается развивающаяся по законам диалектики идеальная субстанция; в) сущностью мира является противоречивость его состояний; г) причиной многообразия мира считаются внутренние противоречия, единство и борьба противоположностей. 8. Специфика категорий диалектики главным образом заключается в том, что они …
а) возникают по мере познания объективной реальности; б) отражают мир в динамике; в) выражают изменчивость и противоречивость бытия; г) носят парный характер. 9. Детерминизм – это … а) учение, трактующее случайность как проявление более сложной упорядоченности; б) принцип причинной обусловленности всего существующего; в) один из принципов философии, объясняющий сущность изменчивости мира; г) учение об особом целевом виде причинности. 10. Выделите фрагмент, в котором не проявляется сущность какого-либо из известных законов диалектики: а) «Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, и никогда не была построена система, которая сохранилась бы во всех своих частях» б) «Мир есть вечное становление, единство и борьба» в) «Или я отрицаю положение «роза есть роза», сказав: «роза не есть роза», и что получится из того, что я вновь стану отрицать это отрицание, говоря: «роза все-таки есть роза»» г) «Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратиться в другой» ОТВЕТЫ: 1) 1-г, 2-в, 3-а, 4-б; 2) в; 3) 1-в, 2-д, 3-а, 4-б, 5-е, 6-г; 4) в; 5) г; 6) а,в; 7) г; 8) б,в; 9) б; 10) в. УЭ-3. Философия природы ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Взаимодействие общества и природы. Истоки экологического кризиса и пути выхода из него. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: коэволюция – процесс согласованного развития стратегий деятельности человека со стратегиями природы, в котором человек выступает решающим фактором, сознательно определяющим ход эволюции; ноосфера – сфера разумной деятельности человека общепланетарного масштаба, определяемая высоким уровнем человеческого интеллекта, а также объемом и скоростью вырабатываемой и перерабатываемой информации; природа – материя, взятая во всем многообразии ее форм, а такжесовокупность естественных условий существования человека, естественную среду его обитания; синергетика – комплексное направление в науке, изучающее окрытые нелинейные системы, способные к самоорганизации; техносфера – совокупность всех феноменов и процессов, созданных человеком; экологический кризис – ситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания; экологическая культура общества - это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды; экологическое сознание – совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, само отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней; экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Прежде всего, необходимо определить понятие природы. Буквальное значение термина «природа» (в греческом – physis, в латинском - natura) – это быть рожденным или возникнуть. В истории философии под природой понимали, во-первых, первоначальную сущность (ядро) вещи, во-вторых, совокупность всех вещей, не тронутых человеком, в-третьих, бытие вообще, все сущее, в-четвертых, материю, взятую во всем многообразии ее форм, и, наконец, совокупность естественных условий существования человека, естественную среду его обитания. 2. Обратите внимание на то, что специфику философского подхода к изучению природы можно представить в трех аспектах: 1) изучение эволюции философских представлений о сущности природы; 2) изучение природы в ее противопоставлении культуре; 3) изучение природы как естественной среды обитания человека. 2.1.Проанализируйте основные подходы к пониманию сущности природы, имевшие место в истории философии.
2.2. Определите сущность основных моделей противопоставления природы и культуры.
3. Обратите внимание на основополагающие установки в понимании природы как естественной среды обитания человека. 3.1. Прежде всего, охарактеризуйте исторические этапы взаимодействия природы и общества. Человек всегда зависел от природы и характер этой зависимости исторически менялся. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек всецело зависел от природы (от климата, природных ритмов, сырья и т.п.). Эта зависимость была выражена в обожествлении природы сначала в мифологии, затем в религии. Поскольку же источники сырья совпадали с местами переработки и потребления, и, соответственно, негативного воздействия человека на природу не отмечалось, то сложилось стойкое убеждение, что на этом этапе человек находился в гармонии с природой. На втором этапе, вызванным развитием капиталистического производства, а также бурным ростом научного знания, человек чувствует себя освобожденным от природной зависимости. Человек научился вырывать тайны из природы и сводить их к небольшой сумме формул, использовать силы и свойства природы себе во благо. Но, благодаря постоянно расширяющейся инфраструктуре и достижениям научно-технического прогресса, человек превратился в мощную геологическую силу, что способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой уже носит общепланетарный характер: от воздействия на природу на уровне микромира до изучения космических просторов далеко за пределами околоземной орбиты. Человек, помимо того, что начинает ощущать острую зависимость от природных ресурсов, он также начинает испытывать и последствия своего потребительского отношения к природе, своего рода месть природы, вылившуюся в ситуацию катастрофичности существования человека как биологического вида. В конечном итоге, это привело человека к осознанию необходимости переоценки своего отношения к природе, что выразилось в целом ряде концепций, принципов и категорий, на первом месте среди которых идея коэволюции (согласования стратегии деятельности человека со стратегией природы).
3.2. Примите к сведению структуру природы как среды обитания человека.
Прежде всего,
3.3. Охарактеризуйте философские аспекты экологического кризиса. 3.3.1. Прежде всего, определите такие понятия как «экология» и «экологический кризис». Термин «экология» впервые предложен в 1866 году Э. Геккелем. Первоначально он означал науку об отношениях растительных и животных организмов (и образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой. С 70-х годов XX века это понятие приобретает социальный аспект. С этого времени экологию нередко определяют следующим образом: - как системное понимание окружающей среды; - как науку о социальных механизмах взаимодействия общества с окружающей средой; - как науку, делающую акцент на человеке, представляющем собой биологический вид, на который воздействует экологический фактор; - как учение об охране окружающей среды; - как прямое и побочное влияние производственной деятельности на состояние и свойства окружающей среды и т.п. Анализируя приведённые определения экологии, можно выделить два основных содержательных элемента: взаимодействие человека, общества с окружающей средой и её охрана. Следовательно, экологию можно определить как науку, изучающую закономерности взаимодействия человека, общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны. Под экологическим кризисом обычно понимают ситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Экологический кризис явился вполне логическим завершением потребительского отношения человека к природе. Неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, особенно во второй половине ХХ века, способствовала сокращению, близкому к катастрофическому, природных ресурсов, а также привела к масштабному загрязнению естественной среды обитания человека. По сути дела, налицо имела или имеет место экспансия "технического" человека в среду своего обитания. Экологический экстремизм человека уже привел к тому, что человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, теперь успешно «разносится» по всей планете; создаются новые концентрации элементов в новых сочетаниях, используется внебиосферная источники энергия и многое другое. Появилась реальная опасность, что активизированное человеком экологическое пространство нарушит и без того хрупкое природное равновесие.Сегодня экологическая проблема, сущность которой состоит в отчётливо обнаружившемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания, по своей остроте вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими так называемыми глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Так, проблема предотвращения войны имеет ярко выраженный экологический аспект, связанный с сохранением ”первой“ и ”второй природы“, а также человека как природного существа. Две мировые и более 200 локальных войн XX столетия привели к значительным разрушениям географической среды, материальных и духовных благ, созданных человечеством. Демографическая проблема также во многом обусловлена экологической проблемой.
3.3.2. Проанализируйте основные составляющие экологического кризиса и их взаимосвязь.
3.3.3. Проанализируйте предлагаемые пути выхода из экологического кризиса. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается, основанная на экологическом сознании, развитая, адекватная современному этапу достижений человечества, экологическая культура общества, которая и обеспечит социальную деятельность, направленную на сохранение, восстановление и разумное использование окружающей среды. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе. Экологическая культура общества - это духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. В определении экологической культуры общества обозначена её цель - охрана окружающей среды. Реализация данной цели может быть осуществлена через решение ряда задач. Основными из них являются следующие. Во-первых, обеспечение мира на Земле, что позволит сократить военные расходы, военную промышленность, связанную с экологически вредным производством, прекратить боевые действия, непосредственно разрушающие естественную и созданную человеком природную среду. Это одна из важнейших глобальных задач, стоящая перед человечеством, и она имеет ярко выраженный политический аспект как в пределах государства, так и в международном масштабе. Во-вторых, поиск инструментов управления ростом численности людей, борьба с потеплением климата планеты, прекращение вырубки тропических лесов, предотвращение утраты генофонда флоры и фауны, резкое уменьшение загрязнения планеты и т.д. Решение этих задач не может быть достигнуто только в результате призывов и пожеланий учёных, лучше других осведомлённых, у какой ”черты“ стоит человечество. Необходимо ”пробуждение“ общественных деятелей, политиков, экономистов, врачей, деятелей культуры и т.п. Все жизненные интересы во всех государствах должны рассматриваться в первую очередь с точки зрения экологии. Нужно не только экологическое мышление, нужно всеми доступными средствами во всех странах формировать экологическое мировоззрение и, в конечном счёте, - экологическую культуру человечества. В-третьих, перед субъектами экологической культуры и, прежде всего, перед лидерами экологических движений стоит задача выработки новых идей, разработки новых законов, обеспечение выделения государством беспрецедентных средств на ”ремонт“ уже происшедших экологических ”поломок“ и предотвращение их. В-четвёртых, создание высоких экономических барьеров, регулирующих доступ ко многим естественным ресурсам и стимулирующих переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям, усиление экологического контроля над хозяйственной деятельностью человека. В-пятых, формирование в масштабе человечества новой технологической культуры, которая по своей сути должна стать экологической. Преобладающими здесь должны быть безотходные технологии, рациональное потребление природных ресурсов за счет значительного снижения материалоёмкости и энергоёмкости производства. УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. На основе имеющихся теоретических знаний оцените позицию автора фрагмента: «Практическая универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственными жизненными средствами для человека, а, во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, в которой он живет». Задание 2. Сравните данный фрагмент с предыдущим и выявите их общий корень. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув которого, она уже ничего разрушать не будет, а все в эпоху слепоты разрушенное восстановит». Задание 3. О каком родстве между наукой и религией ведет речь автор? «Как это ни парадоксально звучит, но, в целом, наука просто впитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранности человека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признала природу, лишенной всякой самостоятельной ценности, в качестве объекта манипуляций во имя научного знания и прогресса». Задание 4. Дайте аргументированные ответы на поставленные автором текста вопросы: «Возможно ли, чтобы природа — эта могучая, уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но только с теми существами, которые она сама сотворила, например, с динозаврами, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Выделите основные аспекты философского осмысления сущности природы. а) представления античных философов о сущности природы; б) природа как среда обитания человека; в) проблема противопоставления природы и культуры; г) эволюция философских представлений о природе; д) причины экологического кризиса и поиск путей выхода из него. 2. Какие из структурных элементов природы как среды обитания человека представляют собой лишь модель будущего. а) биосфера; б) космосфера; в) техносфера; г) ноосфера. 3. В философии какого периода впервые появляется установка на потребительское отношение человека к природе? а) Античность; б) Средневековье; в) Возрождение; г) Новое время. 4. Выделите факторы, главным образом обусловившие общепланетарный характер взаимодействия общества и природы. а) крах религиозной картины мира; б) развитие машинного производства; в) масштабное развитие капиталистической инфраструктуры; г) развитие естествознания. 5. Вторая природа – это… а) естественная среда обитания человека; б) техника; в) искусственная среда обитания человека; г) культура. 6. Выделите главные причины экологического кризиса. а) неконтролируемая хозяйственная деятельность человека; б) наука как производительная сила; в) потребительское отношение человека к природе; г) научно-технический прогресс. 7. Какая из характеристик наиболее полно выражает сущность коэволюции? а) мутагенныйпроцесс образования новых видов в природе; б) процесс исчезновения видов в природе; в) процесс взаимодействия природы и общества; г) процесс согласованного развития стратегий природы и общества, решающим фактором которого является человек. 8. Выделите определение экологии, в котором наиболее емко представлен социальный аспект. а) Экология – этонаука об отношениях растительных и животных организмов (и образуемых ими сообществ) между собой и окружающей средой. б) Экология – это наука о механизмах взаимодействия живых систем с окружающей средой. в) Экология – это состояние динамического равновесия в природе. г) Экология – это комплексное направление в науке, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы «общество – природа». 9. Что из данного перечня можно рассматривать в качестве главного условия выхода из экологического кризиса. а) сокращение темпов материального производства; б) поиск альтернативных источников сырья; в) формирование экологической культуры общества; г) охрана природы. 10. В чем заключается статус человека как геологической силы? а) Природа постоянно присутствует во всех творениях рук человеческих. б) Человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, «разносится» им по всей планете. в) Природа в человеке начинает не только сознавать себя, но и управлять собою. г) Человек в процессе производства искусственной среды может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменить лишь форму веществ. ОТВЕТЫ: 1) б,в,г; 2) г; 3) б; 4) в; 5) в; 6) а,в; 7) г; 8) г; 9) в; 10) б.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|