Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Средневековая философия. Эпоха Возрождения.




Основные понятия: теоцентризм, номинализм, реализм, универсалии, схоластика, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм.

Соотношения христианской религии и философии. Роль патристического богословско - философского учения. Августин Блаженный (354-430): учение о первенстве воли над разумом. Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем».

Схоластическое течение Западной Европы XII – XII вв. Борьба между номинализмом и реализмом. Фома Аквинский (1225-1274 гг.): католическая направленность в истолковании учений Аристотеля. Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству. Учение Фомы о бытии и о душе. Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.). Новое понимание задач и методов науки. Учение Р. Бэкона о знании.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали. «Утопия» Томаса Мора (1478-1535гг.) как отражение мечты о справедливых общественных порядках. Утопические идеи Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения. Николай Кузанский (1401-1464 гг.): пантеистическое решение вопроса об отношении бога к миру. Научное и мировоззренческое значение открытий Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилея (1564-1642). Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе.

Тема 6. Новое время. Просвещение

Основные понятия: эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, субстанция, атрибуты, модусы, монады, пантеизм.

Задачи науки и философии XVII в. Проблема метода. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Критика Ф.Бэкона (1561-1626 гг.) схоластической учености. Задача «Великого восстановления наук». Учение Бэкона о противоречиях в деятельности человеческого ума и о «призраках». Основные принципы индуктивного метода. Общественный идеал Бэкона в его сочинении «Новая Атлантида».

Критика схоластики Р. Декартом (1596-1650 гг.) и определение им новых задач философии. Его учение о сомнении. Проблема достоверности знания у Декарта и ее идеалистическое решение. Основные правила рационалистического метода Декарта.

Социологическая концепция Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Его учение о «естественном праве» и гражданском» состояниях. Теория «общественного договора». Политические взгляды Д. Локка (1632-1704 гг.) и его учение о происхождении государства.

Материалистический монизм Б. Спинозы (1632-1677 гг.). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Проблема взаимоотношения субстанции и модусов.

Учение Г. Лейбницы (1646-1716 гг.) о монадах, динамической картине мира, об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии.

Социально-экономические предпосылки идеологии французского Просвещения XVIII в.

Мировоззрение французских материалистов. Материализм и антиклерикализм Ф.Вольтера (1694-1778), Ж-Ж. Руссо (1712-1778), Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеция (1715-1771), П.Гольбаха.

Тема 7. Немецкая классическая философия

Основные понятия: априорные формы, явление, «вещь в себе», антропологический материализм, агностицизм, диалектика, объективный идеализм.

Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. И.Кант (1724-1804). Критическая философия. Агностицизм и субъективизм философии Канта. Понятие «феномена» и «ноумена». Явление и «вещь в себе», отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Учение о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Категории рассудка. Разум и рассудок. Три идеи трансцендентальной диалектики. Этика категорического императива И.Канта.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.): структура философской системы, ее основные разделы. Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. «Наука логики» Гегеля: о тождестве диалектики, логики и теории познания, о соотношении абстрактного и конкретного, логического и исторического, теории и практики. Отрицание Гегелем диалектики развития материальных процессов. Гегелевское понимание соотношения теории и метода. Противоречия между системой и методом в философии Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) и его источники. Критика философии Г.Гегеля. Учение о природе и человеке. Проблема генезиса и сущности религии.

Тема 8. Постклассическая философия

Основные понятия: позитивизм, материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, отчуждение, волюнтаризм, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, биологизаторство.

Позитивизм XIX века Огюста Конта (1798-1857 гг.). Его понятие метафизики и отношение к традиционным философским учениям. Учение Конта о трех стадиях общественного и индивидуального развития. Органическая теория общества Г. Спенсера (1820-1903 гг.).

Исторические условия формирования взглядов К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820-1895 гг.). Отчуждение и идеал «универсального человека». Концепция социально-исторической практики. Материалистическое понимание истории.

Иррационалистические программы в западноевропейской философии XIX в. А. Шопенгауэр (1813-1855 гг.) Мир как «воля и представление». Всеобщий и универсальный характер воли. Субъект, объект. Воля как сущность мира. Объективации воли. Человек и мир явлений. Трагичность человеческого существования перед лицом мировой воли.

Мир как жизнь. Ф.Ницше (1844-1900 гг.). Два начала бытия и культуры. Поиски синтеза аполлонизма и дионисийства. Ф. Ницше об усовершенствовании человеческой природы. Учение о воле к власти.

Тема 9. Русская философия

Основные понятия: община, соборность, космизм, ноосфера, биосфера, анархизм, социализм, метафизика, всеединство.

Основные направления русской философии XIX-XX вв. Типологические характеристики русской философии. Практико-нравственная ориентация русской философии. Философское учение славянофилов: И.В. Киреевского (1806-1856 гг.), А.С. Хомякова (1804-1860 гг.), К.С. Аксакова (1817-1860 гг.), Ю.Ф. Самарина (1819-1876 гг.). Философское учение западников: Н.В. Станкевича (1813-1840 гг.), В.Г.Белинского (1811-1848гг.), А.И.Герцена (1812-1870), П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Историософия П.Я. Чаадаева. Идейная полемика 40-х гг. XIX в. О путях развития России. Анархизм М. Бакунина (1814-1876 гг.).

Русская религиозно-философская мысль конца XIX - нач. XX вв. В.С.Соловьев (1853-1900), Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.), С.Н.Булгаков (1871-1944 гг.), П.А.Флоренский (1882-1946 гг.) и др. Смысл философии всеединства. Идея «богочеловеческого процесса».

Философия русского космизма. Основные направления русского космизма: естественнонаучное - М.А.Умов, К.Э.Циолковский (1857-1935 гг.), В.И.Вернадский (-1945гг.), Н.Г. Холодный, А.А. Чижевский; религиозный - Н.Ф.Федоров (1828-1903 гг.). Русский космизм как учение о неразрывном единстве человека и космоса. Задача «возвращения жизни в космос». Душа и космос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...