Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Западная философия в XX веке




Основные понятия: экзистенция, сублимация, либидо, сциентизм, антисциентизм, абсурд, бытие, сущность, существование, свобода, парадигма, эпистема, структурализм, герменевтика, персонализм, научная революция.

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли.

Религиозная философия XX в. Неотомизм: синтез веры и разума. Религиозная философская система П.Тейяра де Шардена (1870 – 1955 гг.).

Персонализм Э. Мунье. Личность как онтологическая категория. Идея «целостного человека». Категория «коммуникации».

Отношение к разуму и науке в философии XX в. Рационализм и иррационализм. Учение о бессознательном З.Фрейда (1856 – 1939 гг.). Учение К.Юнга (1875 – 1961 гг.) о коллективном бессознательном и его роль в объяснении социальных феноменов XX в. Понятие архетипа. Основные положения индивидуальной психологии А.Адлера (1856 – 1939 гг.), учение о комплексе власти. Анализ социально-психологических механизмов «бегства от свободы Э. Фроммом (1900 – 1980 гг.).

Феноменология и ее влияние на философию XX века.

Экзистенциализм. Социальное бытие человека. М. Хайдеггер (1880-1979 гг). Различение подлинного и неподлинного существования. Проблема смысла бытия. Расширение поля философской рефлексии: страх, забота, вера, надежда, сподручность, «бытие-в- мире» как философские категории. Философско-историческая концепция К. Ясперса (1883-1969 гг.). Человек в историческом мире: «экзистенция» (сфера свободной воли), «ориентация в мире», «метафизика». Концепция «осевого времени». Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр (1905-1980 гг.) о человеческой реальности: «бытие-в себе», бытие-для-себя», «бытие-для-другого». Свобода и моральный выбор. Философия абсурда А. Камю (1913 – 1960 гг.). Поиск свободы в несвободном и абсурдном мире.

Философский анализ естественнонаучного знания (постпозитивизм). Теория роста научного знания К. Поппера (1902 - 1994 гг.). Принцип фальсификации. Теория «открытого общества». Концепция научной революции Т. Куна (1927-1996 гг.).

Аналитическая философия Л.Витгенштейна (1989-1951 гг.).

Философская герменевтика. Герменевтика как универсальная методология исторического познания. Х.-Г. Гадамер (1900 – 2002 гг.). Условия возможности понимания. Структура герменевтического опыта. Историческое понимание.

Структурализм. Методологическая программа исследования культуры К. Леви-Строса (1908 2009 гг.). Структуралистическая концепция истории науки М. Фуко (1926-1984 гг.). Структурализм в психологии. Ж. Лакан (1901 – 1981 гг.).

Философия постмодерна: Ж.Деррида (1930 г.), Ж.Ф.Лиотар (1924 г.).

Раздел 3. Философская онтология

Тема 11. Диалектика

Основные понятия: диалектика, метафизика, связь, развитие, закон, принцип, категория.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Понятие связи и развития. Виды связей и их выражение в категориях. Универсальные связи и их выражение в категориях: единичное, особенное и общее, сущность и явление. Связи детерминации и их выражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма. Структурные связи и их выражение в категориях: часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. Относительность единства, абсолютность борьбы противоположностей. Роль противоречий в развитии. Основные типы противоречий. Диалектика современного мирового развития. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Понятие качества, свойства, количества, меры. Скачки. Многообразие форм скачка в природе и обществе. Сущность закона отрицания отрицания и формы его проявления. Диалектическое «отрицание». Преемственность в развитии. Цикличность и поступательность изменений.

Понятие развития. Развитие и прогресс. Критерии прогресса.

Тема 12. Бытие как проблема философии

Основные понятия: бытие, субстанция, материя, движение, время, пространство, механицизм, дуализм, монизм.

Постановка проблемы бытия в истории философии. Категория бытия ее смысл и значение. Бытие и небытие.

Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека в мире природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы (индивидуализированное и внеиндивидуализированное духовное). Бытие сознания и бессознательного. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия.

Материя как конкретная форма бытия и как философская категория. Историческая эволюция философского понятия «материя». Методологическое значение этого понятия для познания природы, общества, практической деятельности. Материальное единство мира. Современная наука о строении материи.

Движение как способ бытия материи, ее атрибут. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения.

Пространство и время как формы бытия материи, ее атрибуты. Исторический характер представлений о пространстве и времени. Философское значение пространственно-временных представлений теории относительности.

Тема 13. Проблема сознания в философии

Основные понятия: идеальное, материальное, образ, отражение, сознание.

Происхождение и сущность сознания в истории философии. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Сознание как свойство высшей формы материи, как продукт социального развития. Сознание и деятельность. Сознание и язык. Отражательная и творческая функции сознания.

Раздел 4. Теория познания

Тема 14. Познание. Проблема научного познания

Основные понятия: субъект познания, объект познания,чувственное, рациональное, проблема, эмпирическое, рациональное, гипотеза, теория, метод, фальсификация, верификация, истина.

Сущность познания, цель познания. Субъект и объект познания. Проблема познания в философии.

Ступени познания. Чувственная ступень познания и ее формы: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности. Ее основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь чувственного и логического познания.

Обыденно-эмпирический, научно-эмпирический и теоретический уровни познания, их характеристика и взаимосвязь. Роль практики в процессе познания.

Многообразие форм познания и типы рациональности.

Проблема истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Объективность истины. Верификация и фальсификация.

Понятие науки. Структура научного знания. Проблема роста научного знания. Кумулятивистский и антикумулятивистский подходы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...