Раздел 5. Философия и методология науки
Тема 15. Проблема научного метода. Методологические концепции Основные понятия: метод, верификация, фальсификация, парадигма, научная революция, нормальная наука, неявное знание. Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Научные революции и смены типов рациональности.
Раздел 6. Социальная философия Тема 16. Общество как саморазвивающаяся система Основные понятия: общественное бытие, общественное сознание, социальная реальность, общество, деятельность, структура, идеальный тип. Многообразие походов к анализу общества: натуралистический З.Фрейд, Э.Уилсон, социопсихологический Дж. Милль, Г. Парсонс, теория «идеальных типов» М. Вебера. Принцип системности в марксисткой социологии. Материальное производство – основной системообразующий фактор. Структура производства. Сущность общественного прогресса и его критерии. Идея прогресса в концепциях «индустриального общества» (Р.Арон и др.), в теориях «локальных цивилизаций» (А.Тойнби, Н.Данилевский и др.), в работах Х.Ортеги-и-Гассета. Идеал и прогресс. Прогресс и регресс. Исторические типы общественного прогресса. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху. Особенности информационного общества. Д. Белл, А. Тоффлер. Технократические и антитехнократические утопии: О. Хаксли, А. Оруэлл. Тема 17. Социально-политическая сфера жизни общества Основные понятия: род, племя, нация, класс, сословие, каста, структура, историческая общность, гражданское общество.
Социальная структура общества. Исторические общности людей: род, племя, народность, нация. Классовая структура общества: каста, сословие, класс. Политическая организация общества и ее структура. Происхождение, сущность функции государства. Исторические типы и формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественно-политические идеалы: маркситская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации. Насилие и ненасилие. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Типология исторического развития. Движущие силы истории. Тема 18. Духовная сфера жизни общества. Ценности и их роль в жизни общества Основные понятия: общественное сознание, религия, культура, этика, материальные ценности, духовные ценности, эстетика. Соотношение понятий «духовная жизнь общества» и «общественное сознание». Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания. Политическое сознание. Правосознание и его культура. Специфика религиозного сознания. Религия и свободомыслие в духовной культуре. Эстетическое сознание и философия искусства. Философия ценности. Проблема ценности в истории философии. Ценности как социальное явление, их место и роль в жизни общества. Классификация ценностей (по предмету: материальные и духовные; по субъекту - индивидуальные, групповые, общечеловеческие). Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания. Тема 19. Философские проблемы культуры Основные понятия: культурно-исторический тип, цивилизация, формация, архетип. Культура как предмет философского анализа. Определение понятия «культура». Антропологический, социологический и философский подход. Многообразие и единство культур. Проблема типологии культур: О. Шпенглер, Тойнби, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин.
Культура и цивилизация, соотношение этих феноменов. Роль понятий «культура» и «цивилизация» в познании общества. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Общество и культура. Внешняя и внутренняя детерминация культуры. Социальные функции культуры. Культура и научно-технический прогресс. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
Раздел 7. Философия человека Тема 20. Человек и его место в мире Основные понятия: родовая сущность, антропосоциогенез, интегральная антропология, человек, индивид, личность, индивидуальность. Бытие человека как проблема философии, специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Природа, сущность, предназначение человека. Основные факторы антропосоциогенеза. Смысл жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Образ человека в истории философской мысли. Проблема человека в философии Древней Греции. Средневековая христианская концепция человека. Человек Нового Времени в европейской философии. Немецкая классическая философия о человеке. Антропологическая проблема в русской философии. Кризис идеи «человека». Философская антропология М. Шелера, Гелена, Плесснера. «Природа» человека. Сущность и существование. Биологическое и социальное в человеке. Бессознательное и сознательное. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. Процесс социализации личности. Идентификация и обособление. Интериоризация общественных отношений, культуры, сущностных сил человечества в процессе воспитания и деятельности. Необходимость и свобода выбора. Смысл жизни. Философский анализ отчуждения: причины, сущность и исторические формы. Духовное отчуждение. Деструктивная сущность отчуждения (К.Маркс, Э.Фромм). Свобода как процесс снятия отчуждения. Проблема свободы личности и ответственности в марксизме и экзистенциализме. Творчество как способ самореализации личности. Тема 21. Человек и природа. Глобальные проблемы современности
Основные понятия: человек, природа, глобальные проблемы,культура, географическая среда, географический детерминизм. Человек в мире природы. Природа как предмет философского осмысления. Природа и культура. Взаимодействие природы и человека. Роль географической среды в жизни человека и общества. Критика географического детерминизма. Глобальные проблемы и пути их решения. Происхождение глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Экологический кризис и пути выхода из него. Демографические проблемы современного общества. Проблемы термоядерной войны и международного терроризма. Раздел 8. Философские проблемы в области профессиональной деятельности. Данный раздел осваивается студентами в формате эссэ-презентации на тему: «Мировоззренческие основания профессиональной деятельности учителя»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|