Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. Основные направления народной педагогики




Пояснительная записка. 2

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ – СОВОКУПНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ НАРОДА 2

Тема 1. Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. Основные направления народной педагогики. 2

Тема 2. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. 2

Тема 3. Национальное своеобразие идеалов «совершенного человека» и опыт его воспитания. 2

Тема 4. Фольклор и проблемы воспитания и обучения молодого поколения в народной педагогике. 2

Тема 5.Проблемы воспитания и религия. 2

РАЗДЕЛ II. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 2

Тема 6. Трудовое воспитание - сердцевина народной педагогики. 2

Тема 7. Проблемы умственного и физического воспитания в народной педагогике 2

Тема 8. Культурно-эстетические основы народной педагогики. 2

Тема 9. Нравственное воспитание в народной педагогике. 2

РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.. 2

Тема 10. Народная педагогика семейного воспитания. 2

Тема 11. Родной язык в народной педагогике. 2

Тема 12. Средства воспитания в народной педагогике. 2

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2

Тема 13. Особенности подготовки педагогических кадров. 2

Тема 14. Этнические аспекты педагогической культуры.. 2

Тема 15. Поликультурная компетентность современного педагога. 2

Тема 16.Особенности художественного образования в современном этнопедагогическом процессе. 2

Планы семинарских занятий. 2

Глоссарий. 2

Тест по курсу «этнопедагогика». 2

Темы рефератов, контрольных и курсовых работ. 2

Вопросы к зачету. 2

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 2

 


 

Пояснительная записка

 

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу народной педагогики. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса и оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего поколения. Раскрытие этих механизмов воздействия на личность – важнейшая задача этнопедагогики.

Социальные изменения, происходящие в нашей стране, и вместе с тем возрождение прогрессивных национальных традиций воспитания по-новому определяют цели, задачи, содержание и формы подготовки специалистов в области культуры и искусства.

Цель настоящих рекомендаций – помочь студентам изучить народные традиции воспитания подрастающего поколения и использовать их в работе школьных и внешкольных учреждений. В программе студенты найдут материалы, которые помогут раскрыть взгляды народов на развитие умственного и нравственного, экологического и правового, трудового и физического, эстетического и экономического воспитания. Здесь же они могут получить знания о прогрессивных и консервативных традициях, возможностях использования опыта народного воспитания в системе образования.

Важнейшей задачей образования в современных условиях является оказание помощи студентам освоить диалектику общечеловеческого интернационального и национального, выработать правильное отношение к культуре, языку народов, к общечеловеческим и национальным памятникам культуры, национальному достоинству личности и т.д.

Нельзя забывать, что без связи времен и народов не понять свое настоящее, не увидеть будущее. Утрата памяти семейной, народной ведет к утрате общечеловеческих ценностей.

Задачи курса:

- знать социальное назначение этнопедагогики в современном обществе; самобытность педагогических традиций разных народов; факторы возникновения, становления и развития народного воспитания; цели, факторы и средства народного воспитания;

- уметь сопоставлять и оценивать прогрессивные традиции народного воспитания; вооружить студентов практическими умениями и привить навыки применения методов и приемов этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе;

- сформировать взгляд на народный педагогический опыт как необходимый компонент содержания профессиональной подготовки учителей всех специальностей;

- сформировать научно-педагогическую базу для углубления в своей будущей профессиональной деятельности преемственную связь с прогрессивными народными традициями воспитания и обучения детей.

Курс «Народная педагогика» включает в себя 36 часов, из них 8 часов семинарских. Изучение предмета сопровождается различными видами самостоятельной работы с учетом специализации студентов факультета, вуза (семинарские занятия, составления рефератов, сценариев, докладов на студенческих научно-творческих конференциях и т.д.).

Список рекомендованной литературы может быть использован не только для подготовки к зачетам (экзаменам), но и для выполнения курсовых (дипломных) работ по общепрофессиональным предметам университета культуры и искусств.

 

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ – СОВОКУПНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ НАРОДА

Тема 1. Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. Основные направления народной педагогики

Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических и воспитательного опыта, сохранившуюся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней.

Этнопедагогика предполагает изучение педагогики, традиций культуры воспитания этнической общности. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она используется методами и источниками общей педагогики, но вместе с тем она использует этнографические, этнолингвистические, археологические, этнопсихологические и социологические методы. В ней формируются собственные методы.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает, процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т. е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей и родителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Между народной педагогикой и классической (научной) педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя все лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды (природной и социальной) на становление и развитие человека.

Впервые термин (понятие) «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г.Н.Волковым. Но вопросы особенностей воспитания детей разных народов интересовали во все времена.

Предмет народной педагогики включает следующие предметы:

- педагогика семейного быта;

- поговорки и пословицы народов мира и их значения в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям;

- загадки как средство умственного воспитания;

- народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи;

- самодельные игрушки и творчество детей;

- детская и молодежная среда, её педагогические функции;

- колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской школы;

- общность педагогических культур разных народов и их национальная самобытность.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Народная педагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, наставление, обучение и т.д.);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, внуки, ровесники, чужие дети, друзья);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, совет, намек, упрек, разъяснение);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, общенародные праздники).

Основные правила народной педагогики совсем простые, но у них очень четкие требования:

- уважать старших;

- заботливо относиться к детям, больным, слабым, беспомощным;

- обожествление хлеба, воды, земли;

- бережное отношение к продуктам питания, материально-духовным ценностям, ко всему живому в природе;

- трудолюбие;

- терпеливость;

- скромность;

- добротворчество; милосердие;

- гостеприимство, уважение других;

- умение выслушать собеседника и т.д.

В педагогической мудрости наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания: пословицы главным образом для социально-этического, загадки – для умственного воспитания, песни – для эстетического, патриотического, сказки – для того и др. Сказки могут быть направлены на формирование определенных черт подрастающего человека.

Вопросы к теме:

1. Дайте определение понятий «народная педагогика», «этнопедагогика».

2. Каковы основные идеи народной педагогики?

3. Что Вы можете сказать о взаимосвязи традиций разных народов?

Использованная литература:

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

Федорова С. Этнокультурная компетентность педагога. – Йошкар-Ола, 2002.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...