Тема 16.Особенности художественного образования в современном этнопедагогическом процессе
Приобщение к народному искусству в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. “Этнопедагогизация - главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания....целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство)” (Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М., Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.- с.4). Этнопедагогизация воспитания - использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки. Этнопедагогизация включает в себя два компонента - этнический и педагогический. Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает (гармонизацию двух компонентов): 1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог “регионально-этнический” (по горизонтали) и “историко-эволюционный” (по вертикали); 2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения. Первый компонент - этнический опирается на специфику народного искусства. Обобщая искусствоведческие исследования, мы выделили основные принципы народного искусства, которые, следует учитывать в современном учебно-воспитательном процессе.
В каждой культуре преобладает один из видов взаимоотношения человека с природой, и эти отношения в той или иной форме отражаются в народном искусстве. А.Л.Бугаева выделяет три вида взаимодействия природы и человека: природа как объект покорения; природа - “храм”, т.е. как объект поклонения; гармония природы и человека, т.е. природа - “партнер”. В настоящее время преобладает первый тип взаимодействия. Второй тип, при котором природа выступает как объект поклонения, характерен народам, исповедующим языческую религию и живущим в традиционной культуре. Наиболее приемлемым и желательным для настоящего времени является третий тип взаимодействия природы и человека, который предполагает партнерство и гармонию.
В народном искусстве находит отражение целостная религиозно-мифологическая образная картина мира. “Картина мира” у всех народов включает в себя одинаковые базовые компоненты: привычные формы, цвета, звуки, родных, предков, семью, язык, среду обитания. Все эти компоненты в той или иной степени отражаются в искусстве. Г.Д.Гачев рассматривает целостность жизни народа через понятие: космо-психо-логос как единство тела (местной природы), души (национального характера) и духа (языка, логики). Он объединяет человека и мир понятием “национального образа мира”, “национального космоса”. “В понятии образ мира (или картины мира) воплощена идея целостности преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности” (Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2 изд. - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1998.- с.227). “В ходе истории произошло сближение народов по быту и мышлению, и, тем не менее, в ядре своем каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются особенный климат, времена года, пейзаж, пища, этнический тип, язык и прочее, ибо они непрерывно питают и воспроизводят национальные склады бытия и мышления. Соответственно и о едином материальной Вселенной (космос) или Духа (логос) у каждого народа складывается свой образ” (Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо - Психо - Логос. - М.: Издат. группа “Прогресс” - “Культура”, 1995.- с.23). Нами составлена инвариантная схема этнической картины мира, которая может быть использована при составлении программ по народному искусству. Схема содержит компоненты народной культуры, которые необходимо отображать в процессе изучения народного искусства для формирования у учащихся целостной картины мира. На основе инвариантной схемы можно составить схему конкретной культуры, которая будет учитывать национальные черты, региональные особенности природы, языка, культуры. Выделенные принципы народного искусства: целостность, коллективность, преемственность, природосообразность, образность, синкретичность обладают воспитательным потенциалом, позволяют приобщать к народной культуре адекватно её традициям. Народное искусство, являясь частью культуры, несет в себе ее ценности, выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям культуры и к самому себе: · дает картину мира в слитности чувства и мысли, воссоздает идеальную художественную реальность - образную картину мира, подлежащую усвоению; · приобщает к духовным ценностям, отражает религиозные, нравственные ценности, идеалы, традиции, культурно-исторический опыт человечества; · способствует выработке художественной общности, через общение создателей произведений искусства и потребителей; · включает человека в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближает человека с природной средой, помогает осознать единство с миром; · способствует социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию учащимися себя как представителя определенной культуры. Историко-эволюционный диалог предполагает соотнесение культуры изучаемой эпохи с культурами других времён и современностью. Это позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть не только ценности предков (материальные, духовные, эстетические и др.), но и их связь с современностью. Через диалог времен можно проследить параллели в развитии различных культур и искусств. Возвращение к обычаям, традициям и народным праздникам в процессе обучения позволяет соотносить реальное время нашей жизни с временем изучаемой культуры. Благодаря чему народное искусство предстает перед учащимися как система исторически развивающегося знания о мире, а произведения народного искусства - как эволюционирующие образы, отражающие ценности национальной культуры. Регионально-этнический диалог предполагает соотнесение культур разных народов в один временной период. При этом формируются представления: о духовных и материальных ценностях, созданных народом в определенном регионе и в целом; о народном искусстве как художественной системе. Через сравнение можно выявить связи между искусством разных народов, а также увидеть зависимость искусства от природы и климатических условий. Второй компонент – педагогический, предполагает развитие чувственно-эмоционального, рационально-интеллектуального и волевого начал личности. Гуманизация образования привела к рассмотрению личности как уникальной, к признанию “индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как “коллективного субъекта”, но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом” (Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.- с. 9). Чтобы создать условия для творческого развития и самовыражения детей, необходимо создать ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывать их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создать условия для продуктивной творческой деятельности. Включение ценностей и традиций, накопленных народом, в воспитательно-образовательный процесс предполагает непременный учет личностных потребностей школьников, их возрастных особенностей. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности для данного возраста, отбирать объем и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми данного возраста. Важно, чтобы учебный материал соответствовал внутренним потребностям детей, был соразмерен их способности к переработке, был вариативным по годам обучения. Проблемное обучение позволяет через внутренний опыты и личное эмоциональное переживание учащихся входить их в мир искусства, не путем пассивной фиксации, а через собственную активность. При этом у детей формируется свое отношение к искусству. Через изобразительное, словесное, музыкальное творчество детей на материале народного искусства происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению. Уровень работ учащихся зависит от умения учителя обеспечить условия, необходимые для творчества, найти подход к каждому ребенку и заставить его поверить в себя, свои способности и возможности. Художественное образование в контексте этнопедагогизации позволяет объединить и гармонизировать современные передовые теории в области педагогики и психологии, достижения в области искусствоведения и культурологии. Данный подход позволяет организовать усвоение детьми народного искусства в многонациональной среде более глубоко, через проникновение в природу и законы народного искусства. Подход позволяет воспитывать не просто созерцателя, а носителя культуры, способного воспроизводить, развивать и передавать культуру, воспринятую не изолировано, а через взаимодействие с культурами других народов. Вопросы к теме: 1. Что такое эстетическое воспитание в народной педагогике? Какие средства воспитания оно включает? 2. Какие виды декоративно-прикладного искусства Вы знаете? Использованная литература: http://som.fio.ru/Resources/Moreva/st/etnopedagog.htm.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие I. Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. Основные направления народной педагогики 1. Предмет изучения народной педагогики. Её обусловленность социально-экономическими и политическими условиями жизни народа. 2. Вопросы воспитания в народной педагогике (умственное, трудовое, нравственное физическое, эстетическое). 3. Методы воспитания в народной педагогике. 4. Использование идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. 5. Основные понятия народной педагогики (воспитание, самовоспитание, уход, и т.д.). Обсуждаемые вопросы: 1. Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше собственное воспитание: назидания бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей. 2. Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший личностный смысл. 3. Космонавт А.Г.Николаев рассказывает: «Вместе с отцом пахал, сеял, скирдовал в поле, косил луга... Отец не принуждал. Просто в нашем селе так повелось - мальчишки рано приучались к труду». Прокомментируйте это высказывание, используя два предложения: «Пусть трехлетний помогает отцу, трехлетняя - матери», русские говорят о чувашах: «У них дитя - одной ногой в колыбели, другой – на пахоте в поле». 4. Дайте максимально простое и одновременно емкое определение предмета народной педагогики. 5. Как вы понимаете этнопедагогический подход к явлениям народной жизни. Литература: 1. Ахияров В.Ф. Народная педагогика - основа воспитания подрастающего поколения. - Уфа,1992. 2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях // Преподаватель. Вып. 1 (8). – М., 1999. – С. 15 - 18. 3. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. – М., 2007. 4. Волков Г. Н Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 2001. 5. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и выс. пед. учеб. заведений. – М., 1999. 6. Измайлов А.3.Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.- М.,1991. 7. Народная педагогика - обнова воспитания: Тезисы докладов. - Казань,1993. 8. Народная педагогика и её место в современном учебно-воспитательном процессе: тезисы ч.1, 2,-Казань,1992. 9. Низамов Р.А. Педагогические традиции народов и современная школа.-Казань,1996. 10. Ханбиков Я.И. Из истории педагогики татарского народа.-Казань,1975. 11. Христова Е.А. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы.- М.,1988.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|