Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 5 Народная система умственного воспитания и развития детей




Вопросы для обсуждения:

1. Мудрость народа в объяснении природных и исторических проблем. Элементарные научные знания об окружающем: география, астрономия, медицина и т.д.

2. Качества умного человека по народным представлениям: смекалка; самостоятельность ума («живи всяк своим умом»); остроумие; хитрость; сообразительность; живость ума.

3. Основные методы и средства умственного развития и воспитания в народной педагогике.

4. Использование системы умственного воспитания в современных условиях.

Задания:

1. Подобрать 5-6 этнопедагогических миниатюр (пословицы, загадки), выделить в них педагогическую идею, воспитательное влияние, образовательную функцию.

2. Привести пример песни, выделить этическую, эстетическую и педагогическую идею.

3. Назовите сказку, обоснуйте чем она вам нравится, выделите ее нравственную основу.

Литература:

1. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX.-ХХ вв. Этнографические очерки. – М., Наука, 1983.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

3. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX века. – Л., 1973.

4. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

5. Личутин В.В. Душа неуяснимая. Размыщления о русском народе. – М., Современник, 1989.

 

 


Глоссарий

 

Антропогенез, антропогения [ антропо …+ гр. genesis рождение] – учение о происхождении человека – один из разделов антропологии.

Антропология [ антропо …+ гр. logos понятие, учение] – наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека (положение человека в ряду органических существ, происхождение человека, древние и современные морфологические типы человека, морфологические, физиологические, половые и возрастные особенности человека).

Ассимиляция — тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и насильственным путем.

Билингвизм — функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

В более широком смысле — идеология национальной исключительности, пренебрежения и недоверия к другим нациям (близко понятию «этноцентризм»).

В структуру самосознания входят: 1) ориентация на признание своей психической сущности и внешних физических данных; 2) ориентация на признание своего имени; 3) ориентация на социальные признание; 4) на физические, психические и социальные признаки определенного пола; 5) ориентация на свои права в обществе; 6) ориентация на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; 7) ориентация на долг перед людьми.

Возможно выделить три группы методов: иллюстративно-объяснительный, предполагающий организацию познавательной, воспитательной и развивающей деятельности детей по образцу, по эталону; частично поисковый метод, предполагает включение учащихся в деятельность, содержащую элементы самостоятельности и творчества; творческий метод позволяет включить учащихся в творческую самостоятельную деятельность.

ВоспитаниеI) совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социокультурного опыта, нравственных норм и ценностей; 2) функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности и воспроизводства социального опыта в двух планах: воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука), а также социальную структуру общества и его «элементарную» базу, т.е. индивидов и их отношения.

Геоисторическое пространство — совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, определяемых ходом истории и географическими условиями.

Гражданская идентичность — представление о единстве граждан национального государства, объединяющее представителей разных этносов и этнических групп.

Депривация — явление, возникающее в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения важных потребностей. Суть длительной депривации — драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности.

Депривация в образовательном процессе — явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых потребностей обучающегося. Она включает в себя различные виды депривации и может быть представлена как совокупность нескольких видов, которые наслаиваются, сопрягаются друг с другом, образуя при этом типичные депривационные условия.

Депривация когнитивная — явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.

Депривация культурная — явление социальной действительности, которое включает в себя разные внешние факторы, ограничивающие возможности полноценной самореализации человека как представителя своей культуры и народа. Переживающий культурную депривацию человек находится в состоянии «культурного шока». В одних случаях культурная депривация приводит к проявлениям этнических предрассудков в межэтнических отношениях, в других — человек отчуждается от культурных основ представителей своего этноса и не готов принять в силу возрастных, индивидуальных особенностей или этнических стереотипов ценности другой культуры.

Деэтнизация — процесс потери этносом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем национального самосознания и этнической идентификации.

Деятельностный подход – методологический принцип, лежащий в основе построения теории этнопедагогических учебно-воспитательных систем.

Диаспора — часть населения города, проживающая вне своей страны. Диаспоры образовывались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида и других социальных причин.

Дискриминация — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.

Идеал личности – система требований к качествам человеческой личности, зафиксированных в устном народном творчестве и совершенствующихся от поколения к поколению. Идеал личности фактически представляет цели обучения, воспитания и развития личности ребенка, определяющий и средства организации этих процессов. В качестве этих средств выступают различные компоненты народной культуры.

Идентичность (соответствие, тождество) — соответствие (сопричастность) личности системе норм, ценностей какой-либо общности людей (этнической, гражданской, половозрастной и проч.), которое фиксируется на уровне самосознания.

Инициация — обряд перехода, смены социального качества, важнейший компонент жизнедеятельности традиционного общества. Инициации могут носить профессиональный, возрастной характер. Особую роль играют возрастные инициации, оформляющие процесс социализации.

Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, в нашем случае объединение различных компонентов народных культур в целостную картину их содержания и развития, взаимодействия и диалога.

Конструктивизм в этнологии — направление в современной этнологии, отрицающее укорененность этнического, онтологический статус этноса и утверждающее принцип сознательного конструирования этничности в соответствии с политическими или экономическими интересами тех или иных социальных групп, слоев общества.

Конфессиональный — связанный с определенным вероисповеданием.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Критерии эффективности обучения, воспитания и развития личности – это совокупность целей, перечисленных процессов, представляющих заранее планируемый эталон личности.

Ксенофобия — враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому — языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.

Культура — сложноорганизованная, исторически развивающаяся система духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком природы и самого себя. Может рассматриваться также как система духовных, материальных и социальных ценностей, выработанных человечеством, и как характеристика определенной исторической эпохи с характерным для нее уровнем развития. Это понятие совпадает по смыслу с понятием «цивилизация» (например: античная культура — античная цивилизация). В более узком смысле — характеристика уровня развития личности, человеческой общности.

Культура этноса — культура этнической общности, складывающаяся в результате ее саморазвития и взаимодействия с другими этническими общностями, а также освоения иных, внеэтнических культурных норм и ценностей.

Культурная дистанция — степень близости или отдаленности культур.

Культурный релятивизм — теоретическая и ценностная позиция, основанная на признании относительности общих критериев оценки различных культур, отрицающая возможность построения их ценностной иерархии и выдвигающая на первый план самобытность и самоценность любой культуры.

Культурогенез — исторический процесс формирования культуры.

Культурология (теория и история культуры) — научная область, интегрирующая данные различных наук для изучения общих законов возникновения, развития и функционирования культуры как сложно-организованной системы духовного, материального и социального выражения человеческой деятельности.

Культуросообразность — свойство и направленность деятельности, основанные на понимании целостности и системности культуры, необходимости учета сложных взаимосвязей и взаимозависимостей отдельных ее сфер, элементов.

Межэтническая коммуникация — связи и взаимодействия различных этносов, этнических групп, обмен продуктами культурной деятельности, осуществляющийся в различных формах. Результат межэтнической комму­никации — освоение форм культуры другого этноса, либо сосуществующих с его собственными формами, либо вытесняющих (заменяющих) их.

Менталитет — относительно целостная, качественно определенная совокупность мыслей, знаний, верований, убеждений личности (общности), создающая картину мира и определяющая характер, направленность поведения, деятельности.

Ментальность — универсальная форма организации представлений, знаний, верований человека, определяющая возможности познании и управления поведением. Знания, представленные ментальным опытом, становятся средством, которое мобилизуется в ответ на новую информацию с целью овладения ею и исходит из адаптивных механизмов позна­ния и жизнедеятельности.

Меньшинство этническое — группа людей той или иной этнической принадлежности, существенно уступающая по своей численности окружающему ее иноэтничному населению.

Методы обучения, воспитания и развития – это способы организации усвоения отобранной информации из науки, искусства, народной культуры, религии.

Напряженность психологическая — состояние человека, отражающее процесс его адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности или стремление к разрешению сложной для него ситуации.

Народ – 1) связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей, являющаяся подлинным и естественным носителем объективного духа; 2) юридический термин в науке конституционного права понятие, обычно подразумевающее все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности. В Конституции РФ 1993 г. (п. 1 ст. 3) народ определяется как «носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве». Понятие «народ» может также означать обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией какого-либо государства (в этом случае термин «народ» синонимичен иногда термину «нация»).

Народная культура – зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д. (определение каждого из этих компонентов имеется в этнографических словарях и справочниках).

Народная педагогика – это выделившаяся из регионально-этнической культуры на определенном этапе ее развития относительно самостоятельная система норм, правил, запретов, образцов, факторов обучения и воспитания с целью не только сохранения рода, и а его развития и совершенствования. Здесь впервые появляется представление об идеале человека как цели обучения и воспитания и в этой системе благодаря наличию идеала все компоненты регионально-этнической культуры приобретают воспитательно-обучающую функцию.

Народность — этническая общность людей, исторически следующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно-общинного строя и утверждения частнособственнических отношений.

Национализм — понятие, во времена Французской революции XVIII в. связывавшееся с правом каждого народа на создание своего государства.

Национальная культура — 1) если нация определяется как этнос на высокой стадии развития, то национальная культура — синоним этнической культуры; 2) если нация определяется как гражданское единство, объединяющее в рамках единого (национального) государства различные этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.

Нация — термин, в Средние века обозначавший большие группы людей, связанные экономическими и политическими интересами, а также общим происхождением. Наиболее распространенный современный смысл термина связан с Французской революцией XVIII в. Употребление этого термина в английском, французском и других западноевропейских языках было непосредственно связано с формированием национальных государств, он обозначал совокупность граждан одного государства (отсюда и производное от него слово «национальность»). Другой смысл понятия был основным в советской этнографии. В концепции Ю.Бромлея нация в соответствии с формационным подходом (историческая смена социально-экономических формаций от первобытно-общинного строя к капиталистическому и социалистическому) рассматривалась как третья — высшая историческая форма этноса, которой предшествовали племя и народность. В современной литературе понятие употребляется в обоих смыслах.

Норма — узаконенное установление, признанный, обязательный порядок, строй.

Обобщение опыта – процесс изучения путей и способов функционирования системы с целью выявления тенденций и того общего, что характерно для многих систем (однородных). Предполагается, что изучаемые системы однородны, принадлежат к одному аспекту реального мира.

Обряды — сохраняющиеся в традиции действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческо­го коллектива и направленные на создание благоприятных условий для осуществления жизненного цикла. Обряды жизненного цикла в тради­ционном обществе связаны с рождением, сменой социального статуса (инициация), свадьбой.

Объектом этнопедагогики, то есть областью объективной реальности, которую она изучает (возможно и вместе с другими науками) является регионально-этническая культура и народная педагогика. Это объективно существующие, не зависящие от познающего их субъекта реалии, развивающиеся и функционирующие по собственным законам. Выявление этих общих законов и закономерностей одна из целей этнопедагогического исследования. Но этого недостаточно. Этнопедагогика должна выявить принципы использования этих общих законов в современных условиях, характеризующихся усилием интегративных процессов в мировом человеческом сообществе, ростом средств массовых коммуникаций, изменением экономических и социальных условий функционирования в течение достаточно длительного времени единообразных учебно-воспитательных систем и т.д. Необходимость поиска путей оптимизации процессов обучения, воспитания и развития личности ребенка этнопедагогика в качестве предмета исследования рассматривает особенности функционирования народной педагогики в современных условиях. В рамках таким образом сформулированного предмета этнопедагогика отделяет себя от этнологии, занимающейся общими закономерностями становления и развития регионально-этнических культур, а педагогика, рассматривающей общие проблемы конструктирования учебно-воспитательных систем, выходя тем самым на совокупность принципов, определяющих построение вариативных систем обучения и воспитания подрастающего поколения на основе регионально-этнических культур.

Обычаи — стереотипный способ поведения, который воспроизводит­ся в определенном обществе или социальной группе и становится при­вычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исто­рического развития новыми, способствующими становлению новых, про­грессивных обществ, отношений.

Предмет этнопедагогики – место и функции народной педагогики в современном обучении и воспитании.

Примечание: в исследовании проблем этнопедагогики мы рассматриваем именно народную культуру, абстрагируясь от того обстоятельства, что она может быть национальной, региональной, этнической, регионально-этнической и т.д.

Регионально-этническая культура – это зафиксированный в результатах получения их исторически сложившийся и функционирующий в настоящее время опыт материальной и духовной деятельности народа, нации, региона.

Русская народная культура – специфическая, национальная, исторически слитая своими корнями с природой, с различными регионами, в то же время являет собой пример многосторонних связей с другими культурами.

Стереотип поведения — схематизированная модель, программа поведения, сформировавшаяся у определенной общности, в том числе этнической, служащая для ее маркировки — распознавания. В концепции Л.Н.Гумилева — изменяющийся по ходу времени комплекс стандартов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигналь­ной наследственности.

Суперэтнос — совокупность этносов, обладающая общностью исторического происхождения, языковой и культурной близостью, сформировавшаяся одновременно в единых природно-климатических условиях

Тезаурус – понятийная система науки, т.е. понятия, характеризующие внутреннюю логику соответствующей области научного знания.

Толерантность — термин, имеющий широкий спектр значений. Может пониматься как готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь (Оксфордский словарь), как терпимость, уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, религиозных и политических взглядов и убеждений, проявление великодушия в отношении других, сострадания, благосклонности, готовность к примирению. Толерантность — важнейший фактор культуры межэтнической и межконфессиональной коммуникации. Формирование толерантности — одна из центральных задач воспитания в этноледагогике.

Традиционная культура — часть культуры этноса, основанная на устойчивых, сформировавшихся в этногенезе, передающихся из поколения традициях во всех сферах культуры — материальной, духовной, социальной.

Традиция (от лат. traditio – передача, предание) – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему. Всеобщность данного понятия подтверждается его присутствием во всех сферах человеческой жизнедеятельности и активным использованием его в различных областях знания (говорят о традиции «национальной», «народной», «групповой», а также «культурной», «научной», «художественной» и т. д.), в ценностном, содержательном плане традиция аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. В функциональном плане традиция выступает посредников между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые явочным порядком входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. Передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков. Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего (как у П.А. Флоренского, предпочитающего говорить о «древности»). Но только в так называемых примитивных, архаичных обществах, организованных по принципу «самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме» (К. Маркс), регулирующая роль и мироустроительная функция традиции приобретают универсальный масштаб и характер.

Фольклор — сфера народного художественного творчества, включающая устное народное творчество, музыку, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, народную архитектуру и др. Имеет собственную систему жанров, составивших историческую основу жан­ровой системы профессионального искусства. Принадлежит к числу важ­нейших средств этнопедагогического воздействия, использующегося в воспитательной практике всех народов мира.

Шовинизм — крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности и направленная на разжигание на­циональной вражды и ненависти.

Эмпирические методы исследования – это способы изучения в реальной практике без ее переконструирования. К ним относятся наблюдения, анкетирование, изучение документации и архивных материалов и т.д.

Этническая доминанта — явление (или комплекс явлений — религи­озных, идеологических, военных, бытовых), определяющее переход от начального для процесса этногенеза этнокультурного многообразия к це­леустремленному культурному единообразию.

Этническая идентификация — постепенное перенесение индивидом на себя (освоение, интериоризация — перенесение «внутрь») качеств этнической общности, в которой индивид формируется как личность.

Этническая идентичность — результат процесса этнической идентификации, осознание и переживание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре, традициям и обычаям, системе ценностей. Это один из самых сложных и дискутируемых в современной этнологии и антропологии терминов. Этническая идентичность имеет объективную основу и может быть определена либо она субъективна и является фактом самосознания. Это противоречие отражает методологическое противостояние примордиалистского и конструктивистского направлений в современной этнологической науке.

Этническая картина мира — свойственный этнической общности способ мировидения, включающий и его понимание внешнего (природного и социального) мира, и его интерпретацию своего места и предназначения в этом мире.

Этническая культура — часть культуры этноса (результат его культуротеоретической деятельности), формирующаяся в процессе этногенеза и выражающая его собственный особый способ ориентации в мире — природном и социальном.

Этническая фрустрация — психологическое состояние этнической группы или общности, которое характеризуется потерей перспективы исторического развития, тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне.

Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

Этнический характер — целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один

Этническое (национальное) самосознание. По поводу содержания понятия «этническое самосознание» существуют различные мнения (Джунусов М.С., 1966; Козлов В.И., 1974; Кушнер П.И., 1949; Пименов В.В., 1973; Чистов Н.В., 1972), которые в конечном счете сводятся к тому, что под «этническим самосознанием» понимается процесс осознания индивидом своей принадлежности к определенной общности, конкретно проявляющееся в употреблении единого названия данной общности и возникающее в процессе длительной совместной жизни группы людей под действием ряда факторов, формирующих этническую личность (этническая среда, обычаи, традиции, религия). Но как справедливо отмечает Ю.В. Бромлей, этническое самосознание нельзя сводить лишь к осознанию этнической (национальной) принадлежности, поскольку самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения. «Соответственно этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах, достижениях, так называемые автостереотипы. Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах».

Этническое происхождение — принадлежность индивида по происхождению к какой-либо этнической группе (в моноэтничной семье) или группам (в немоноэтничной семье). Этническое происхождение может не совпадать с этнической идентичностью, которую индивид выбирает сам.

Этническое самосознание — сознание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, общности.

Этническое сознание — совокупность представлений этнической общности о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями.

Этничность — комплекс исторически сформировавшихся особенностей духовной, материальной и социальной культуры этноса, проявляющихся в различных формах его жизнедеятельности.

Этногенез [гр. ethos народ + genesis рождение] – происхождение народов.

Этнография [гр. ethos народ + grapho пишу] – народоведение, отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение народов мира и выясняющая особенности материальной, общественной и духовной культуры народов всех частей света.

Этнокультурогенез — формирование в процессе этногенеза специфических особенностей материальной, духовной и социальной культуры этнических общностей, свойственного им стереотипа поведения, способов адаптации к природно-климатическим условиям, форм жизнедеятельности.

Этнокультурология — научная область, интегрирующая культурологическую и этнологическую теории, изучающая формирование и развитие этнических особенностей культуры.

Этнология [гр. ethos народ + logos понятие, учение] –введенный буржуазной наукой в первой половине 19 в. термин, близкий по значению к этнографии. В советской науке не употребляется.

Этноним — имя народа (этноса). Формируется и в процессе этногенеза — формирования этнической общности, и в процессе взаимодействия, контактов с другими народами. Этнонимы разделяют на эндоэтнонимы (эндононимы) и экзоэтнонимы (экзононимы). Эндононимы — это самоназвания, т.е. то, как себя называет сам народ. Именно здесь и возникает оппозиция «мы и они», гак как для осознания своей общности, своего единства необходимо «отделиться» от других подобных общностей.

Экзононим — название, которое дается этносу другим этносом. Экзононим в значительно большей степени, чем самоназвание, зависит от ситуации, от особенностей межэтнической коммуникации, от особенностей восприятия другой культуры, психологической совместимости, географической среды и т.д.

Этнопедагогизация целостного процесса воспитания личности – это ведущий принцип организации современного образовательного пространства школы на идеях традиционных культур воспитания.

Этнопедагогика — наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания.

Этнопедагогическая культура — важнейшая часть педагогической культуры, связанная с освоением и практическим использованием принципов и методов традиционной народной педагогики.

Этнопедагогическая система обучения, воспитания и развития личности – это система, построенная на идеях народной педагогики, интегрирующихся с достижениями современной психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом. Эта система варьируется в зависимости от народных культур и народных педагогик различных наций, регионов, этносов.

Этнопсихология изучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентаций и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве.

Этнос — исторически складывающаяся на определенной территории в результате этногенеза общность людей, обладающих общим стереотипом поведения, общими языком, традициями, ритуально-обрядовым комплексом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей.

Этнос, этническая общность, исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. Этническая принадлежность складывается у ребенка в течение 3-5 лет после рождения на базе общения. То, что для него было близким, знакомым и приятным в первые годы его жизни, – это и определяет его этническую принадлежность. Этнос отражает персональное отношение человека к миру, который получил определенное воспитание, и вошел в конкретную социальную и языковую среду. Результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение присваивает в то же время мысли и чувства всех предшествовавших ему поколений. Ребенок усваивает бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, художественных образов, логику и философию языка, природу, характеры людей, верования, поэзию, логические понятия и философские воззрения. Место обитания, в котором этнос помещается, является частью этнической системы. Явления, когда человек не может жить в чужом месте, называется ностальгией.

Этносфера — совокупность этносов, населяющих Землю или, по Л.Н.Гумилеву, земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу.

Этноцентризм — одно из свойств этнического самосознания, связанное с восприятием и оценкой окружающего мира, других этносов сквозь призму ценностей своего этноса. Будучи, с одной стороны, неизбежным моментом этногенеза и этнического «самоопределения», с другой стороны, может стать основой для агрессивного неприятия другого народа, превознесения исключительности качеств своей этнической общности, ее превосходства над другими. Закрепившись в сознании этноса, может достичь своей крайней агрессивной формы — шовинизма. В качестве синонима этноцентризма часто используется термин «национализм».

Эффективность обучения, воспитания и развития личности – это степень совпадения реальных результатов учебно-воспитательного процесса с его целями.

Использованная литература:

Брежнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. – М., 2007.

http://www.niisv.ru/l_vol.doc

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...