Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Народное воспитание в наследии классиков педагогики




Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значительными в этом отношении являются опыт и идеи Я.А.Коменского, а также К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Проблема народной педагогики была одной из ведущих на всех этапах развития педагогической науки и практики. Древние письменные памятники Средней Азии и Казахстана, материальная культура отражают воспитательный опыт народа, являются как бы первыми учебниками по народной педагогике. Педагогическая наука Запада (в том числе и России) творчески восприняла идеи и опыт народного воспитания. Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лесгафт придавали большое значение традициям народного воспитания в развитии педагогической теории. В лучшем произведении Я.А.Коменского «Мудрость старых чехов» выражается глубокое уважение к педагогической культуре народа.

К.Д.Ушинскому принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история и быт порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения.

Большое значение народному воспитанию придавали педагоги-просветители Казахстана – Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев. Этнические проблемы воспитания имели продолжение и в советский период, поддерживаемые Н.К.Крупской, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко, А.В. Сухомлинским.

Наиболее полно и всесторонне проблема народной педагогики исследовалась в научных работах Г.Волкова, А.Гашимова, П.Пирлиева, С.Шорова, Е.Христовой. Их труды сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его передового опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания выдвинул и разработал идею «материнской школы». При обосновании принципа природообразности он также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов. Я.А. Коменский изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составил карту Родины, собрал чешские пословицы. В своем труде «Сокровища чешского языка» он подчеркивает важность народных традиций и обычаев. В работе «О чешской поэзии» и освещает важные вопросы поэтического творчества.

К.Д. Ушинский, не будучи прямым и непосредственным последователем Я.А. Коменского, продолжил его дело в теоретических исследованиях, практической педагогике и просветительской деятельности.

Заслуга К.Д. Ушинского состоит в объединении прогрессивных сил России, и в том, что он поддерживал идею создания национальной школы и развития народного языка.

К.Д. Ушинский проанализировал систему воспитания ведущих стран мира и пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует не в теории, не в практике. «Как нельзя жить по образцу другого народа, как заманчив не был этот образец… Каждый в этом отношении должен питать свои собственные силы».

К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды К.Д. Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира.

Он одним из первых сделал попытку сблизить домашнее и школьное воспитание, используя богатый опыт народа, его творчество и этнографический материал.

Дальнейшее развитие его идеи получили у педагогов других народов России: И.Марждани, Б.Гасиринского, К.Насыри, С.Михайлова, И.Михеева, И.Яковлева, М.Акмулла и других.

Этнические проблемы воспитания имели продолжение и в советский период, поддерживаемые Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, П.П.Блонским и другими.

Новаторство А.С. Макаренко – в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами, особенно русскими и украинцами.

Одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для А.С. Макаренко родной язык – естественная потребность любого человека.

Он считал закономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русскими и украинскими народами. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности двух народов.

А.С. Макаренко народен не только в принципиальных установках, но и в практической деятельности: например, трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысление народных традиций.

В последовательном проведении принципа народности в системе воспитания А.С. Макаренко исключает какое-либо диктаторство, т.к. педагогика великого народа не может быть тоталитарной.

В трудах В.А. Сухомлинского творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Я.А. Коменского и Г. Сковороды, К.Д. Ушинского и И.Г. Песталоцци. Своим учителем В.А. Сухомлинский называл А.С. Макаренко. В.А. Сухомлинский является приверженцем идей К.Д. Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа.

Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский, - это прежде всего часть богатства нации.

В последних книгах В.А. Сухомлинского, во всех его последних статьях основной идеей проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения, решают народные задачи – загадки. Элементы народного творчества используются в оформлении школы, кабинетов. В целях воспитательного воздействия он пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона.

«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, - говорил В.А. Сухомлинский, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

Из всех средств воспитания значимым В.А. Сухомлинский считал родное слово. «Язык – духовное богатство народа».

В современной ситуации межнациональных раздоров опыт В.А. Сухомлинского очень актуален, в основе межнациональных отношений, по его мнению, должны лежать следующие заповеди: «большое зло – унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой», «знай, что твое неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, потрясти…»

Эффективность воспитательной системы В.А. Сухомлинского обеспечивалась тем, что все проблемы воспитания он решал конкретно на межличностном уровне, опираясь на народную педагогику.

Говоря о татарской педагогике, нельзя на назвать имя педагога просветителя К.Насырова, который основал первую советскую школу на родном языке и внедрил классно-урочную систему обучения.

Народность была ведущим педагогическим принципом К.Насырова, органически связана с его просветительскими идеями. Принцип подразумевает возможность образования для всего народа на родном языке с одновременным изучением русского языка. «Воспитание и обучение следует строить сообразно с требованиями данного народа и данной эпохи, с учетом быта и жизни широких масс трудящихся», - считал К.Насыров. «Лишь родной язык и родная литература дают возможность привить молодежи дух своего народа, его нравственные идеалы и характер».

Таким образом, выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагогики – классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой.

Вопросы к теме:

1. Как относились к народной педагогике классики педагогики Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский?

2. Какие работы Я.А.Коменского посвящены народной педагогике, проанализируйте некоторые из них.

3. Как использовал прогрессивные педагогические традиции в своей работе В.А.Сухомлинский?

4. Кто из татарских педагогов-просветителей Вам известен? Дайте характеристику их передовым взглядам.

Использованная литература:

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

http://rescentr.ablaikhan.kz/duki/etnopedagogika/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...