Особенности архаической культуры.
Первобытное общество было самым первым периодом развития человека, началом выхода на путь очеловечивания и, несомненно, оно длилось сотни тысяч лет. Достаточно сказать, что главное доказательство тому – тот факт, сто самые первые орудия труда человека появились около 2,5 млн. лет назад. В результате археологических раскопок, проводимых во всем мире, обнаруживаются поселения первобытных людей, находятся во множестве их орудия, сделанные из камня. Таким образом, научные исследования науки археологии не случайно начинаются именно с этих каменных орудий. По мнению ученных, история первобытного общества подразделяется на три периода: это каменный век, бронзовый век и железный век. В мировой науке сам каменный век подразделяется на несколько периодов. Древний каменный век – палеолит, термин «палеолит» - образуется из греческих слов «палаойс» - древний, «литос» - камень, средний каменный век – неолит. В археологической наук это научное заключение установилось в XIXв. Каменный век начался около 2,5-2,6мл. лет назад, длился до начала II тысячелетия до н. э. Место, занимаемое палеолитом в эпохе каменного века, является особым. Во первых, в эпоху раннего и среднего палеолита завершилась биологическая эволюция первобытного человека и сформировался человек современный. Во-вторых, орудия, сделанные из камня и т.п.. не только увеличилась в количестве, но претерпели качественные изменения. В-третьих, самым главным достижением эпохи позднего палеолита стала экзогамия, и впредь из брачных взаимоотношений были исключены прямые родственники – родители и дети, родные братья и сестры. Наложение запрета на инцест (кровосмешение) явилось началом упорядочения брачных отношений с общественной позиции. В результате таких кардинальных общественно-социальных изменений возникли род и семья.
Первые научные сведения о культуре позднего палеолита были основаны на итогах результатов археологических раскопок, которые проводились на юге Франции и на севере Испании. Не смотря на следующие изменения климата и ландшафта, этот уголок Европы было очень благоприятен для проживания людей. Возможно, по этой причине на протяжении тысячелетий множество народов населяли этот край. В 1879г. Испанский археолог М. Саутуола обнаружил в пещере Альтамира первые памятки живописи эпохи позднего палеолита. В 1895г. Во Франции Анри Брэйль совершил грандиозное открытие, обнаружив в пещере Ле-Комбатель ва долине Везеры около сотни изображений мамонтов, бизонов (диких быков), медведей, лошадей. Удивительно, что среди изображении встречаются и человеческие. В том же году археолог Пестрони открыл в пещере Фон де Гом недалеко от Ле-Комбателя целую художественную галерею. Она насчитывала 40 изображении Димкой лошади, 40 – мамонтов, 17 – оленей. Изображения были нанесены охрой и другими красками, к сожалению, секрет изготовления этих красок до сих пор остается не разгаданным. Еще одно не разгаданное произведение доисторического изобретательного искусства – «Скистинская капелла первобытного изобретательного искусства», обнаруженная в 1940г. На юге-западе Франции в пещере Ласко близ городка Монтиньяк. Совершенсвто этих изображении таково, считая произведениями современных художников, сделанных с целью розыгрыша общественности, однако научная экспертиза опровергла эти ошибочные мнения. Тесно спелатвишееся с процессом охоты и труда архаическое искусство показывает постепенное познание человеком окружающей среды и его представления о загадочном мире. Некоторые искусствоведы разделяют изобретательную деятельность человека эпрохи палеолита на три этапа, особо отмечается переход на каждом из них к качественно новому уровню живописи. Для первого этапа (натурально-творческого) характерны позиции, выполненные из костей. На втором этапе, получившим название «естественного изображения», преобладают различные формы и силуэты, барельефы и большого размера изваяния из глины. На третьем – в период изобретательного творчества позднего палеолита – широкое распространение получил настенная живопись на различные сюжеты и резьба по кости. В связи с этим следует особо отметить, что в эпоху первобытнообщинного строя уже возникли все виды изобретательного искусства. Это графика, живопись и силуэт (контурные рисунки), скульптура (высеченные из камня или выпиленные из глины изваяния), живопись (разноцветные изображения, выполненные минеральными каркасами). Вместе с тем появились и другие виды декоративного искусства, такие как, рельеф, резьба по камню и кости.
В позднем палеолите начинают формироваться два основные центра мировой цивилизации. Ими являлись азиатские и афро-европейский центры. Между этими двумя первыми очагами человечества, не смотря на расовые различия, особенности технических и хозяйственных приемов, начинают закладываться основы культурных связей. В эпоху позднего палеолита начали появляться первые признаки европейской расы у древних обитателей Европы, негроидной – юга Средиземного моря, монголоидной – у жителе Восточной Азии. Корни родства современных народов, населяющих нашу планету, происходят, вероятно, из единства первых людей, живших в эпоху позднего палеолита. Уже в то время начинали складывается основы языка, религиозных верований, искусства, семейно-брачных отношений, характера и поведения человека. Охотник всем своим естеством находился в тесной связи с миром зверей. Такие качества охотника, как выносливость, воля, смелость, присущие только представителям данной профессии, выгодно отличали их от представителей других профессий. Первобытные люди выражали свои представления об окружающем мире посредством магических ритуалов и заклинаний, то есть они, безусловно, верили в существование сверхъестественных сил. Главной целью колдовства являлось изгнание болезни из тела человека, навредить врагу, унизить его, околдовать любимого человека и т.д. Колдун надеялся только на свои силы и способности. В этом аспекте колдовство значительно отличается от религии по той причине, что религия опирается на превосходящую человека сверхъестественную силу – Бога, охотничья же магия была необходима, чтобы обеспечить обнаружение и овладение добычей и т.д.
Магия – самая древняя разновидность религии, одним из основных ее видов является фетишизм (означает амулет, оберег). Фетишизм – это вера в силу материальных предметов, как природных, так и сделанных руками человека, то есть поклонение духовным силам в образе вещей. На основе магии (колдовства) сложилось древнее религиозное верование – тотемизм. Тотемизм – вера людей в то, что их происхождение тесно связано с миром зверей (вместе с тем были моменты, когда оно рассматривалось в связи и со сверхъестественными силами природы, с растительным миром) Сведения о культуре позднего палеолита основаны на результатах археологических раскопок и заключениях этнографической науки. И в наше время существовали народы, которые вели точно такой же, как в эпоху позднего палеолита, образ жизни. Это коренное население Австралии. Австралийские аборигены – классический пример тотемизма и колдовства (магии). Они переживали последний период эпохи позднего палеолита, когда произошла их первая встреча с европейцами. То есть к приходу европейцев коренные жители Австралии только перешли из палеолита вы мезолит. По сравнению с австралийскими аборигенами тотемизм первобытных людей, населявших в древности Европы, был намного более примитивными. Многочисленность звериных изображений, оставленных на стенах пещер эпохи палеолита, является главным свидетельством магии в те времена. В период позднего палеолита главное средство людей для общения друг с другом – язык – достигло определенного уровня развития. От примитивных звуковых сигналов неандертальцев «человек современны» перешел на первую ступень речи. Обитание первобытных людей в темных пещерах рождало необходимость усовершенствования звуковых сигналов. Различные моменты, возникшие в ходе опасных ситуации в жизни и быту, необходимость предупреждения об опасности, ускорили процесс становления и развития речи. У охотников эпохи позднего палеолита сложилась командная речь, потому что им крайне необходимы были понятные звуковые сигналы. По мнению ученных, первые словесные обозначения получили животные, названия же предметов и вещей появилось позже. Такое закономерное стремление первобытнообщинных людей нашло свое продолжение на следующей ступени развития человечества, в эпоху мезолита. А задачи, возникшие в этот период, тоже находили свое решение в процессе развития общества.
В период мезолита («Мезо» означает середина, «Лит» - камень), переходном этапе между древним каменным и новым каменным веками, в жизни и быту людей наблюдается значительные изменения, связанные с изменениями природных условий. Характерно для этого века – лук со стрелами. Изобретение такого оружия оказало огромное влияние на возникновение и развитие в жизни людей скотоводства. Люди не только освоили рыболовный промысел, но и, усовершенствуя это ремесло, изобрели лодку, к тому же первобытные люди сумели понять, что занятие рыболовством не связано с большим риском для человеческой жизни. К концу мезолита женщины и дети осваивают производство очень удобной для применения в домашнем хозяйстве посуды из глины. Стало традицией нанесение на высохшие полностью изделия различных черточек палочками или кончиками пальцев. Если, с одной стороны, это делалось для украшения, с другой стороны, было связано с магическими украшениями. Таким образом возникло женское искусство – узор и орнамент. Люди каменного века перестали изображать на скалах могущественных зверей. Время зрелости первобытного общества – эпоха неолита. Это период укрепления родового строя и процветания каменной индустрии. В эту пору первобытные люди с помощью очень качественно изготовленных каменных топоров рубили деревья, строили из них дома, мастерили лодки. В новом каменном века люди усовершенствовали обработку глины, научившись обжигать ее и делать таким образом водоустойчивой. По такой причина, что одной из главных особенностей нового каменного века является появление керамики, ему присвоено название «века керамики». По сравнению с искусством эпохи палеолита и искусства эпохи палеолита заметен свой почерк, свои особенности. Прежде изображения зверей в пещерах выполнялись в примитивной, статичной манере, теперь же качество изображения животных изменилось в лучшую сторону.
По способу ведения хозяйства людей эпохи неолита можно разделить на две группы. Первая занималось охотой, рыболовством. Это является экономикой присвоения. По причине изобилия рыбы в этих водах местные индейцы на ряду с добычей тюленей, бобров, красной рыбы охотились и на гигантских китов, промышляли в лесистых местах охотой на горных баранов, коз и оленей. Из животных приручали только собаку, пищу варили в деревянной посуде, кидая туда накаленные на огне камни, однако хорошо освоили производств добротных и качественных лодок из лиственницы. Зимой жили в больших домах, построенных из дерева, в которых по причине отсутствуя окон дымоход прорубался в потолке. Из шерсти диких коз и ягнят изготавливали рубахи и плащи-накидки. Во время междоусобных племенных столкновений надевали деревянные маски. Попавши в плен превращали в рабов, они обычно считались собственностью всей общины. Вели друг с другом меновую торговлю рыбой, рыбьим жиром, украшениями и предметами из кости и камня. Второй способ ведения хозяйства в эпоху неолита был тесно связан с земледелием и выращиванием скота «добывающей экономикой». Земледелие было развито на плодородных территориях, дававших щедрый урожай. Плодородность приречных территории была настолько высока, что позволяла снимать обильный урожай даже при примитивном возделывании земли. Люди обрабатывали земли мотыгами и при уменьшении снимаемого урожая переходили на другие места. Такой вид земледелия носил кочевой характер, но люди за сравнительно короткий период, овладев тонкостями этого ремесла, стали переходить к оседлому образу жизни. В результате усовершенствование техники неолита начали появляться богатые поселения, деревни, общины объединялись в племена, таким образом создавались предпосылки к появлению государства. Очагом цивилизации, появившейся в каменном веке, стал Древний Египет. С переходом человека к оседлому образу жизни появились новые отрасли хозяйствования – земледелие и скотоводство. Земледельцы и скотоводы эпохи неолите были первыми крестьянами. Основными признаками этих вновь зародившихся крестьянских хозяйств были аграрная экономика, ручной труд, родовая и общинная организация, религией же являлся анимизм, который означает веру в существование духа, души. По анимизму, главным побудителем все явлений в природе считаются дух и душа. В культуре древности процесс развития религиозных верований, традиции и обычаев, религиозных празднеств берет начало в анимизме. Первобытные люди часто применяли магию, однако по сравнению с охотничьей у земледельческой магии имелись свои особенности. Жизненный уклад крестьянина находился в зависимости от плодородности земли. Для него земля была богиней-матерью. Возможно, по этому ритуал (обряды), связанные с земледелием, носили сезонный характер, то есть были тесно связаны с началом посевных работ и сбором урожая. Великие матери – Иштар, Кибела, Деметра, Церера, будучи щедрыми и плодовитыми, требовали поклонения себе душой и телом. Архаическая культура первобытного общества сыграла огромную роль в становлении основ мировой культуры. Эти основы – общественная организация, язык, искусство, традиции, религия, наука, родственные отношения и т.д. Культурные связи, протянувшиеся через века, стали смыслом существования человечества.
Вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|