Мифология как источник и основание античной культуры
Значение древнегреческой мифологии для развития культуры трудно переоценить. Древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. И потому изучение древнегреческой мифологии приобретает особую значимость - это изучение истоков, в первую очередь истоков европейской культуры, но также очевидно, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Древнегреческие мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Для наиболее полного понимания значение древнегреческой мифологии в мировой культуре, необходимо вообще проследить значение мифа в культуре. Миф - это не сказка, это способ объяснения мира. Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Мифология основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифология как господствующий образ мыслей и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы. Разрушение мифологии говорит о принципиальной смене позиции человека в мире. Но именно из мифологии вырастает научное знание, религия и вся культура в целом. Мифология древней Греции стала основой для всей античной культуры, из которой в последствии, как мы уже говорили, выросла вся европейская культура. Древнегреческой называют мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. В основе древнегреческой мифологии лежит политеизм, то есть многобожие. Кроме того, боги древней Греции наделены антропоморфными (т.е. человеческими) чертами. Конкретные представления вообще преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).
Вопрос. Первобытная магия — одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, — например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя. Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил и исцелить от болезни, вызвать дождь и обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами-предками племени, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов, противоядий и других "волшебных" зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое. Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.
У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных "лидеров", а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, — ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов —предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу. Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. Изображения таких танцев доносит до наших дней искусство каменного века Евразии. Судя по сохранившимся изображениям, в центре ритуала был коллун-заклинатель, одевавшийся в "личину" того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить. Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала "задабривания" обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зве рей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их детей. Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием.
Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери - воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей оживанию. Но постепенно такое оживание перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений. Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в тоже время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя. Похоже, что всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.
С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств — жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу... Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне. История астрологии. Принято считать, что астрология как «звездная религия» родилась в 5000-3000 гг. до нашей эры в Месопотамии, где жили древние шумеры. Во время археологических раскопок там были найдены каменные и глиняные дощечки, с начертанными на них законами и правилами астрологии. Некоторые из этих находок дошли до наших дней и хранятся в музеях разных стран мира. Часть найденных текстов расшифрована и свидетельствует о большом значении, которое придавали астрологии древние народы. Все важнейшие события в жизни государства: начало военных походов, назначение важнейших государственных деятелей и духовных лиц, строительство дворцов и храмов — происходили в строгом соответствии с астрологическими законами и правилами. Высокоразвитая культура древних шумеров постепенно стала проникать из Месопотамии в другие страны. К настоящему времени найдено уже около 25000 фрагментов клинописи с космобиологическим содержанием. Древние народы верили, что земная жизнь протекает согласно незыблемым законам космоса, что мир находится в вечном циклическом движении, у него нет ни начала, ни конца. Все события в космосе имеют свое закономерное отражение на Земле, в том числе и космическая борьба между добром и злом. Звездные божества управляют «часами мира» и всеми земными делами. Это мировоззрение в краткой образной форме нашло отражение в изречении, высеченном на камне: «Башня ступеней состоит из храма семи посредников, которые передают приказы космоса на землю». «Семь посредников» — это семь планет, семь сфер влияния, семь звездных божеств, которые были хорошо известны в те времена: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Древние шумеры жили единым дыханием с космосом. Воля звездных божеств по отношению к Земле и ее обитателям ежедневно внимательно прочитывалась жрецами в «небесной книге» — по взаимному расположению небесных светил — и передавалась земным властям для исполнения. Основными инструментами для такого прочтения служили лишь циркуль, линейка и визир. С их помощью были вычислены орбиты семи планет. В соответствии с закономерностями движения этих планет сформировалась известная астрологическая система. Все небо было разделено на 12 частей — 12 местопребываний Солнца и остальных планет в течение года, на этом основании было разработано учение о 12 знаках Зодиака и 28 «стоянках» Луны.
Шумерская астрология отличалась известной точностью вычислений. Шумеры знали, например, что начало весеннего равноденствия передвигается каждые 72 года на 1 градус, что движение «большого небосклона» образует космические века. Они знали, что живут в отрезке времени, находящемся под влиянием знака Близнецов (6000-3800 гг. до н.э.), или в космическом веке Луны. После этого последовал космический век Тельца, когда поклонялись Солнцу и Золотому Тельцу (3800-1700 гг. до н.э.). «Семи сферам» планет соответствовали семь ступеней развития человека. Шумеры воспринимали планеты как живые существа. Это роднило их с людьми, давало возможность древним астрологам проводить параллели между жизнью земной и небесной. Шумеры имели представление также о гармонии и дисгармонии этих сфер и по особым признакам вычисляли законы их существования. Космобиологические представления о строении мира шумеры заимствовали у еще более древних народов и «по наследству» передали их вавилонянам и ассирийцам, которые, в свою очередь, развили и усовершенствовали эту систему знаний. В 1847 г. при археологических раскопках на территории современного Ирака была найдена большая библиотека царя Ашшурбанипала, который царствовал около 650 г. до н.э. На глиняных кирпичиках, испещренных клинописью, содержались точные указания на связь между явлениями космоса и соответствующими событиями на земле. Позднее астрология вышла за пределы Двуречья и перешла к другим народам. Особенно широко она распространилась в таких странах, как Египет, Греция, Персия, Индия и Китай. Даже культура народа майя, населявшего далекую от этих мест территорию Юкатана, также развивалась на основе астрологических знаний. Например, большие государственные празднества проводились там в августе месяце, находящемся под влиянием знака Льва, который считался небесным символом государства и власти. Церемония жертвоприношений проводилась в ноябре месяце под знаком Скорпиона, олицетворяющего смерть. Таким образом, в глубокой древности астрология в форме государственной религии распространилась по всей восточной Азии и через Тихий океан проникла в Южную и Северную Америку. Около 2400 г. до н.э., во времена наивысшего расцвета культа Солнца и Золотого Тельца, в Египте наблюдался новый виток развития астрологии. Геродот пишет, что у египтян год состоял из 365 дней, и каждый из них был посвящен своему божеству. Зная точную дату и время рождения человека, они могли дать довольно четкие указания на то, что может ожидать его в жизни, стоит ли ему братья за то или иное дело, какое ремесло или вид деятельности ему больше всего подходит. По свидетельствам поздних греческих авторов, сообщение Геродота подтверждал и Пифагор, который сам прекрасно знал астрологию и преподавал эту науку своим ученикам. Египтяне прогнозировали судьбы людей, государств и народов согласно взаиморасположению планет в знаках Зодиака. Тексты, похожие на «ежедневные прогнозы», встречались уже во времена 12-й династии египетских фараонов. Со временем «звездная религия» вавилонян с ее планетами-божествами была оттеснена на второй план. В Эллинистическую эпоху в Египте особой популярностью пользовались «герметические книги», сочинения, основу которых составляли астрологические знания. Эти книги содержались под строжайшим секретом и были доступны исключительно посвященным и жрецам. Кроме астрологии как «высокой науки» в Египте существовала так называемая «вульгарная астрология», которая была заимствована от халдеев. Она считалась «храмовой наукой», так как книги, по которым делались предсказания, хранились в египетских храмах. Однако основа обеих ветвей астрологии была одна: непоколебимая вера в то, что всем управляет «Бог космоса», действующий через своих ближайших помощников — планетарных богов. Именно этот невидимый «Бог космоса» заставляет вращаться Зодиак и посылает лучи всех космических влияний на Землю ее обитателям. В период античности многие древнегреческие ученые имели широкую известность. Они пропагандировали учение «о влиянии планет на нашу Землю» как в устных беседах, так и в многочисленных трудах, которые, к сожалению, мало сохранились. Так, например, до нас дошли фрагменты сочинений Гераклита Эфесского (540-480 гг. до н.э.), и в одном из них говорится об астрологии: «все находится в вечном движении, и единственный способ продолжения жизни — это постоянное изменение.» Пифагор из Самоса (шестой век до нашей эры), знаменитый философ, математик и астролог, основал в 532 г. до н.э. в городе Кротоне философскую школу, где исповедывалось космологическое учение. Его главные положения базировались на знании законов движения небесных тел. Ученик Сократа древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.), основатель знаменитой Академии в Афинах, также много внимания уделял астрологической науке. В его сочинениях мы находим отголоски астрономических представлений древних вавилонян, однако именно ему принадлежит одно из важнейших открытий — исчисление продолжительности полного оборота небесного полюса вокруг эклиптики, который длится 25920 лет. Так называемый цикл прецессии с тех пор называется «платоновым годом». Считается, что и стоики, представители еще одного философского направления античной Греции, также во многом опирались в своем учении на законы астрологии. Знаменитые философы эллинистически-римского периода — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий — приводили многие доказательства согласованностями между процессами, происходящими в макрокосмосе — Вселенной — и жизнью микрокосмоса — человека. Древнегреческий астроном Гипарх (199-125 гг. до н.э.) усовершенствовал методику расчета видимого движения Солнца и Луны, составил каталог положений 850 звезд и разделил их на 6 классов. Римским императорам, в том числе Юлию Цезарю (100-44 гг. до н.э.) и Октавиану Августу (63-14 гг. до н.э.) были составлены гороскопы. Император Тиберий был окружен целым сонмом лучших астрологов того времени и сам блестяще владел предметом. Далеко вперед «продвинули» астрологическое учение гностики, расцвет деятельности которых можно отнести примерно к 130 г. до н.э. По их учению глубокое проникновение в законы космической жизни может способствовать «избавлению души от плена материи». Особым образом нужно отметить знаменитого древнегреческого ученого — Клавдия Птолемея (100-165 гг.). Его труд по астрологии «Тетрабиблос», в котором он использовал древние названия двенадцати знаков Зодиака, много сотен лет имел главенствующее значение среди астрологических сочинений древних народов и считался настольной книгой, «Библией» всех астрологов последующих поколений. «Тетрабиблос» не утратил своего значения и по сей день. Учение о космических закономерностях и их влиянии на земные события и судьбы людей распространилось в древности по всему миру. Оно имело единую основу и различалось лишь вследствие специфических особенностей каждой культуры. Без преувеличения можно сказать, что почти все известные нам величайшие астрономы прошлых времен были искуснейшими астрологами. Астрологической практикой занимались и многие средневековые ученые, несмотря на то, что в их времена на занятия астрологией смотрели как на «адский грех». Это было чрезвычайно опасно и угрожало отлучением от церкви и нередко сожжением на костре. Одним из выдающихся философов XIII в. был Альберт Великий (1183-1280), схоластик и доминиканец, преподаватель Парижского и Кельнского университетов. Он обрел популярность, которая распространилась далеко за пределы Франции и Германии. Его почитали по всей Европе, благодаря блестящим знаниям в области медицины, магии и астрологии. Есть свидетельства, что большой известностью в качестве астролога пользовался и один из его лучших учеников, знаменитый теолог Фома Аквинский (1225-1274). Можно назвать целую плеяду величайших знатоков астрологической науки. Одним из самых ярых защитников был, например, Корнелиус Меланхтон (1497-1560) — немецкий гуманист, филолог и теолог, составивший гороскоп Мартину Лютеру и предсказавший успех его учению. Научные открытия XV-XVI веков имели печальные последствия для астрологии. Известнейший астроном и астролог своего времени Николай Коперник (1473-1543) в своем учении о гелиоцентрическом строении мира перевернул старое представление об устройстве космоса и «поставил Землю на свое место, а Солнце на свое». Существовавшая до тех пор теория геоцентрической Вселенной уступила место новой теории. Это был переворот в науке, ставший крупнейшим событием того времени. Многие астрологи были отстранены от своих должностей и потеряли влияние на общественную жизнь. Несмотря на то, что открытие Коперника совершенно не изменило существующие астрологические правила и вычисления, астрология постепенно стала утрачивать свою былую славу. Естественные науки стали представлять «оппозицию» по отношению к астрологии, критикуя ее как «звездную религию». В итоге многие ученые стали считать астрологию суеверием. Однако, олицетворяя собой вечное стремление человечества к разгадке тайны бытия, постоянное желание познать себя, свое настоящее и будущее, астрология жила, живет и будет жить вечно. За несколько тысячелетий своего существования она возрождалась на развалинах погибших древних культур, как крепкая и здоровая наука, принося свои таинственные знания как желанные плоды жаждущему человечеству. С эпохи Коперника начало свой победоносный путь новое, материалистическое мировоззрение. Каждое десятилетие дарило открытие доселе неизвестных физических законов. Новая небесная механика уже не имела ничего общего с тысячелетним опытом древних шумеров, вавилонян, египтян, древних греков и римлян, майя и ацтеков. Те из астрологов, которые, рискуя жизнью, остались верны своей науке, продолжали искать истинную причину космических влияний на подлунную сферу и Землю с ее обитателями, полностью отделились от астрономов и с тех пор шли самостоятельной дорогой. Многие из них попали на эшафот или были сожжены на кострах, но астрология не погибла — она продолжала существовать «подпольно». Только теперь центральной фигурой астрологии стал уже не властитель или его государство, но отдельный человек со всеми своими надеждами и мечтами, идеями и планами, талантами и способностями, словом, со всей своей судьбой. В XVI в. на европейском небосклоне взошла звезда гениального астролога, пророка и визионера, врача, поэта и ученого Мишеля Нострадамуса. Его «Пророчества» о ходе всемирной истории сразу обрели неслыханную популярность, которая не утратила своего значения до наших дней. Его сочинения изучали короли и кардиналы, вожди французской революции и инквизиторы, а также Наполеон и Гитлер. Не меньшую славу обрел его младший современник, Иоганн Кеплер (1571-1630), усиливший научную сторону астрологии вопреки мистической. Кеплер был одним из известнейших астрономов и астрологов своего времени, открывший законы движения планет. Астрологической практикой он начал заниматься с 1608 г. и за свою многолетнюю деятельность составил гороскопы многим известным людям, в том числе и полководцу Альбрехту фон Валленштейну, герцогу Фридландскому, императору Рудольфу II и многим другим. Его заслуга перед научной астрологией состоит и в том, что он, одновременно с датчанином Тихо Браге, начал применять в астрологии астрономические вычисления. Этим ученые сильно укрепили научный фундамент астрологии. Кеплер изложил свои познания в капитальном труде «Гармония мира». От этого труда до нас дошли лишь только карты гороскопов, в том числе и гороскоп Валленштейна. В древности астрология нередко считалась «наукой наук», она была известна только мудрецам античного мира, и познавать ее могли только избранные. Но после того как астрологические сведения «просочились» в народные массы, особенно после опубликования трудов александрийских ученых и Клавдия Птолемея, астрология стала утрачивать ореол «высшей мудрости». И в конце концов она превратилась в «ярмарочную астрологию», потеряв свой когда-то неоспоримый авторитет. Одной из причин возникшего недоверия к астрологии была бытовавшая система упрощений и возникавших в связи с этим пробелов. Кроме того, было допущено немало ошибок в рукописях полуграмотными и некомпетентными переписчиками. Появлялись и сочинения честолюбивых фальсификаторов, умышленно создававших подлог. Тем не менее, в XVI-XVII вв. в Европе работали люди, деятельность которых не позволила астрологии погибнуть окончательно. Немалая заслуга принадлежит в этом Галилео Галилею (1564-1642), итальянскому астроному, одному из основателей естествознания. Галилей был страстным защитником новой космологии Коперника и искусным астрологом. Составив собственный гороскоп, он предсказал себе тяжелейшую глазную болезнь и действительно ослеп в 1637 г. Дело «величайшего еретика» XVII века было пересмотрено римской католической церковью только в октябре 1980 г. Римский папа Иоанн-Павел II заявил, что состоявшийся в 1633 г. суд инквизиции над величайшим астрономом и математиком был несправедливым, и Галилео Галилей был реабилитирован. Иоганн Батист Морин (1583-1659) уже при жизни прославился фундаментальным научным трудом «О детерминации» и точными астрологическими предсказаниями. Одно время он служил личным астрологом кардинала Ришелье. Известнейший врач первой половины XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм — Парацельс (1493-1541) с большим успехом применял обширные астрологические познания в лечебной практике. Целый ряд философов были не только сторонниками научной астрологии, но и сами занимались астрологической практикой. Среди них Фрэнсис Бэкон (1561-1626), родоначальник английского философского материализма, и Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ-материалист, считались искусными астрологами и много работали с гороскопами, изучая влияние аспектов планет Меркурия и Юпитера в области коммерческой деятельности. Немецкий философ-идеалист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) с 1677 г. и до конца своей жизни состоял на службе у ганноверских герцогов, был придворным библиотекарем и историографом, тайным советником юстиции и астрологом. Он составлял гороскопы многим высокопоставленным лицам Германии. В 1700 г. он стал первым президентом Берлинского Научного Общества (позднее Академии наук). Его астрологическое учение о метеорологии с большим успехом применяется до сих пор как в самой Германии, так и далеко за ее пределами. Август Вильгельм Шлегель (1767-1845), немецкий философ, переводчик и драматург, и его современник Фридрих фон Харденберг (1772-1801), более известный в истории мировой культуры как Новалис — поэт и философ немецкого романтизма — много занимались практической астрологией. Пытаясь найти причины своих многочисленных болезней и частичной слепоты, обратился к астрологии и немецкий философ, физик, один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Астрология привлекала многих знаменитейших писателей мира. Среди них — великий Гете, Вальтер Скотт, Стендаль. Все они интересовались астрологией, составляли гороскопы и сверялись с ними в различных жизненных ситуациях. Для возрождения научной астрологии в XVIII в. немало сделал немецкий профессор И.В. Пфаф (1774-1835), который прочитал множество лекций по астрологии в Вюрцбургском университете. Пфаф был членом многих Академий наук мира, в том числе Петербургской и Мюнхенской, а также Московского физико-математического Общества. Он имел собственные труды по астрологии, в которых использовал точные математические вычисления и расчеты. Его перевод «Тетрабиблоса» Клавдия Птолемея с греческого языка на немецкий до сих пор считается лучшим переводом в мире. Впервые он был издан в 1822 г. В конце XIX в. вновь возникший интерес к астрологии прокатился, как гигантская волна, из Англии в Голландию, Францию, Германию, в другие страны. Англичанин Алан Лео (1860-1917) начал издавать свой многотомный труд по астрологии, который сразу же был переведен на несколько языков. По нему училось молодое поколение астрологов как в Европе, так и в Америке. Его ученики постепенно расширяли и дополняли этот труд новейшими открытиями. Деятельность Алана Лео была продолжена многими выдающимися учеными — Паулем Фламбартом, Эрнстом Крафтом, Вальтером Кохом. Вся классическая астрология была подвергнута строжайшей ревизии. Из ее огромного арсенала было взято только то, что не противоречило разуму и логике. В основу новой астрологии были положены труды Птолемея, Фирмика Матерна, Иоханнеса Морина и других «классиков» астрологии, но со временем на основании статистики, собственного опыта астрологов была выработана новая система обозначений и методы прогнозирования. Таким образом, сегодняшняя научная астрология снабжена точнейшими астрономическими вычислениями и вооружена новейшим подходом. От древней астрологии остались лишь названия, некоторая символика и мировоззренческие элементы. Большой вклад в современную науку сделал немецкий ученый Пауль Фламбарт, который, проверив на огромном материале все дошедшие до нас астрологические правила, отсеял неподтвердившуюся «шелуху» и оставил только то рациональное зерно, которое действительно обеспечивает истинность космобиологического прогноза. В дальнейшем это получило убедительное подтверждение на практике и отражено в научных трудах его выдающегося ученика и последователя — доктора Карла Эрнста Крафта. На одном из заседаний французского астрологического общества в 1906 г. выступил с докладом тогда еще ничем не примечательный молодой астролог Сельва. Он напомнил о многочисленных правилах-афоризмах, которые дошли до нашего времени в искаженном виде, и предложил радикальным образом пересмотреть их в целом. Он призывал применить индуктивный метод обработки материала, тщательно проверить каждую деталь и каждое старое правило, строго научно подойдя к любому вопросу традиционной астрологии. Его призыв был услышан и принят многочисленной армией астрологов молодого поколения. В течение ряда десятилетий ведется трудная и кропотливая научно-исследовательская работа. В результате проверок и сопоставлений были выработаны новые достоверные правила толкования гороскопов. Сельва принадлежал к числу тех немногих астрологов, которые являлись, с одной стороны, приверженцами древних традиций, а с другой — представителями нового индуктивно-научного метода. В итоге Сельва пришел к выводу, что из всех астрологических трудов только труды Иоганна Батиста Морина представляют очевидную ценность. И сейчас многие астрологи нашего времени убеждены, что любой, кто познакомится с учением Морина «О детерминации», будет способен без особого труда понимать любую астрологическую литературу. Учение Морина представляет собой основу основ астрологии и может быть рекомендовано и начинающим астрологам, и тем, кто занимается научной астрологией. Сегодня интерес к древней науке вновь возрос. Астрологией занимаются и гуманитарии, и естественники. Особенно эффективно астрологические знания применяют врачи и психологи, которые заинтересованы с помощью гороскопа уточнять сложные диагнозы и заниматься профилактикой заболеваний. Древние считали, что в астрологии нет случайностей. Все события происходят в строгих рамках космических закономерностей. Взаимное расположение планет и звезд в момент рождения человека накладывает отпечаток на всю его судьбу, со временем только развиваясь, углубляясь и определяя ход всей его жизни. Исследования современных астрологов подтверждают истинность этих положений.
Вопрос. Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Американский этнограф Л.Г. Морган (1818-1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой» (см. гл. 1) Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой истории? Первое становление человека - глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражение в вопросах без ответов. Не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции, и современная антропология. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер. Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком» . Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи. Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество. Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|