Бюджет государства – зеркало национальной экономики
Напомним некоторые основные понятия, необходимые для обсуждения темы в рамках проблематики российских реформ. Бюджет государства – это плановый баланс доходов и расходов государства как экономического субъекта. По факту складывается исполнение бюджета – по доходам и по расходам. Расходы производятся в соответствии с бюджетными назначениями – суммами, утвержденными парламентом по всем статьям расходов. Перечень статей доходов и расходов определяется бюджетной классификацией, которая также утверждается законодательно. Доходы бюджета складываются из следующих видов поступлений: • налоги, • сборы, • доходы от государственного имущества (дивиденды, арендная плата, выручка от продажи государственного имущества – приватизации). Сборы, в отличие от налогов, носят разовый характер, т.е. взимаются однократно при совершении определенных операций. Например, гербовый сбор, государственная пошлина при нотариальном подтверждении сделки и т.п. Расходы бюджета отражают основные функции государства: • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; • национальная оборона; • народное хозяйство (включая расходы на поддержание государственной инфраструктуры – гидрометеорология, охрана окружающей среды и т.п., инвестиции, дотации и субсидии предприятиям); • социально-культурные мероприятия (социальные программы – здравоохранение, образование, культура, наука, социальная защита); • расходы на государственное управление и местное самоуправление; • обслуживание государственного долга (долгов муниципальных и других органов). Разница между доходами и расходами образует: профицит, если она положительная;
дефицит, если она отрицательная.
Первичный профицит – положительная разница между доходами и непроцентными расходами бюджета, т.е. расходами за вычетом расходов на обслуживание государственного долга. Дефицит покрывается: либо заимствованиями (кредиты, продажа государственных облигаций и других ценных бумаг); либо выручкой от продажи государственного имущества (приватизация); либо эмиссией денег. Последняя оформляется так же, как заимствования, но у центрального банка на покрытие бюджетного дефицита либо иными подобными операциями, например покупкой центробанком у министерства финансов нерыночных облигаций правительства. В России различаются следующие виды бюджетов: • федеральный; • бюджеты субъектов Российской Федерации (территориальные, региональные) – бюджеты краев, областей, республик в составе Федерации; • бюджеты органов местного самоуправления (городские, районные). В совокупности эти бюджеты образуют консолидированный бюджет. Кроме них, имеются социальные фонды: Государственный пенсионный фонд; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд занятости. До недавнего времени они функционировали независимо от бюджета, имели собственные источники поступлений в виде обязательных взносов, начислявшихся к фонду оплаты труда предприятий. Но сейчас эти фонды (кроме пенсионного) консолидированы в бюджет, и их источником стал единый социальный налог. Они также могут стать негосударственными, частными фондами, как, например, негосударственные пенсионные фонды и фонды медицинского страхования. Такая система существует в США. Все государственные внебюджетные фонды вместе с консолидированным бюджетом образуют бюджет расширенного правительства. Если надо оценить роль государства в экономике, пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. При этом к ВВП относят сумму расходов бюджета расширенного правительства.
Аналогично сумма налоговых доходов бюджета расширенного правительства (включая таможенные доходы и взносы во внебюджетные социальные фонды), отнесенная к ВВП, характеризует налоговую нагрузку. В принципе к бюджету расширенного правительства относятся доходы и расходы предприятий государственного сектора. Такова практика большинства стран, где доля госсектора сравнительно невелика или отношения бюджета и государственных предприятий отличаются прозрачностью. У нас, напротив, с советских времен, когда госпредприятия составляли практически всю экономику, отношения бюджета с теми из них, что остались не приватизированы, нельзя назвать прозрачными. Если в части налогов эти отношения такие же, как у частных предприятий, то прочие доходы считаются принадлежащими предприятиям. Это традиция хозрасчета, сохранившаяся с советского времени, особенно ясно выраженная на так называемых государственных унитарных предприятиях (ГУПах), на которых сохранилось распоряжение госимуществом на праве хозяйственного ведения. Поэтому в отношении включения госпредприятий в бюджет расширенного правительства есть разные мнения. Практически же это сделать крайне трудно, может быть, кроме крупнейших естественных монополий. Таким образом, бюджетную систему Российской Федерации в настоящее время можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 12.1). Сводную характеристику структуры и динамики бюджетной системы России дают данные табл. 12.1.
Таблица 12.1. Исполнение бюджета расширенного правительства Российской Федерации, % ВВП
Источник: Устинов А. В. Влияние структурных реформ на бюджет Российской Федерации в долгосрочной перспективе // Инструменты макроэкономической политики для России. М.: Экономическая экспертная группа, 2001. С. 58.
Рис. 12.1. Состав бюджетной системы Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|