Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутриличностная коммуникация




Если мы отталкиваемся от таких важных и необходимых для самого начала процесса коммуникации понятий, как восприятие и переработка информации, то в связи с этим надо взглянуть на процессы, происходящие внутри нас, то есть начать с внутриличностной коммуникации, или – как ее принято называть в литературоведческих или культурологических дициплинах - автокоммуникации. Это коммуникация с «самим собой». Она может принимать очень сложные формы, например внутреннее переживание восприятия предметов искусства или саморефлексия – мысленная оценка своих действий, поступков, словесных и прочих реакций других людей. Но в основе ее лежат самые базовые, первичные, реакции индивидуума на сигналы, которые поступают нам от наших органов чувств. Воспринимая внешние воздействия, человек подвергает их анализу и превращает в информацию.

Внутриличностную коммуникацию можно описать как шкалу реакций от бессознательных, спонтанных (например, отдергивание руки при прикосновении к горячей сковородке) до осмысленных, сложных, отложенных во времени типов поведения, которые, однако, являются нашей реакцией на информацию, полученную от органов чувств, сохраненную в мозгу и вызвавшую потом коммуникативную реакцию.

Например, Маша отправилась покупать себе платье вместе со своей подругой. Маша примерила платье и почувствовала, что ей в нем тесно. Как следует поразмыслив, она решила купить другое платье. Но подруга сказала ей, что купленное платье хуже, потому что не такое модное. Услышав это, Маша расстроилась и мысленно сказала себе, что больше не возьмет эту подругу за покупками, но все же решила полистать при случае модные журналы.

В этом примере глаголы, которые мы выделили подчеркиванием, отражают различные аспекты внутриличностной коммуникации. Они описывают как Машино восприятие и (эмоциональные) реакции (услышав, почувствовала, расстроилась), так и ее внутренние размышления (поразмыслив, решила, мысленно сказала себе).В первом случае ситуация описывается с точки зрения Маши как получателя, или интерпретатора, внутриличностной коммуникации, а во втором – как инициатора, автора.

Если, моделируя ситуации внутриличностного общения, мы станем использовать информационную метафору коммуникации, то (в простейшем случае) отправителями информации будут наши органы чувств[10]. Сообщение, которое они посылают, это неврологические импульсы. Мозг перерабатывает эти импульсы и посылает обратные информационные сигналы (=сообщения) органам чувств или мышцам, управляющим нашими движениями. Ощущения теплого или холодного, восприятие приятных или резких звуков, эмоции, эмпатия по отношению к другим людям и все остальные способы, которыми мы реагируем на мир внутри себя – все это формы внутриличностной коммуникации, в частности формирующие наши представления о себе. Представление о себе состоит из знаний и ощущений человека о своих сильных и слабых сторонах, возможностях и ограничениях и складывается из:

- Образа человека в глазах других людей. Отражение происходит через реакции, оценки, интеракции других; при этом важно, что разные "другие" обладают разной значимостью в наших глазах. Так, замечание или косой взгляд со стороны близкого друга будут важнее, чем обильная похвала от случайного знакомого.

- Сравнения себя с другими. При этом социальные сравнения могут быть абсолютными (я самый умный) и относительными (я умнее Вани, Пети и Маши), а культуры отличаются в этом плане по тому, с кем производятся сравнения; играет особую роль и оценка в рамках своей группы (я умнее почти всех в своем классе)

- Интерпретация собственного поведения и его оценка относительно социальной нормы (отсюда - возможность ощущения вины или гордости за одни и те же поступки).

Понимание того, как складывается и развивается наше представление о себе, увеличивает степень нашего самосознания, а оно, в свою очередь, позволяет понять себя и свои мотивы, и поэтому дает человеку контроль над собственными действиями и восприятием окружающего мира. Мы можем повысить самопонимание и самосознание именно вследствие внутриличностной коммуникации, когда человек разговаривает с собой, слушает, что говорят ему и о нем другие, пытается увидеть себя глазами других людей. Иными словами, внутриличностная коммуникация помогает сократить свое слепое "Я" (все то, что известно о человеке другим, но скрыто от него самого; а в слепой зоне коммуникация затруднена) и увеличить зону открытого "Я" (все то, что про человека знают окружающие и что человек знает про себя сам) или перевести «слепую зону» в зону скрытого «Я». Это помогает добиться правильной самооценки. Низкая самооценка мешает добиваться успеха, завышенная самооценка ведет к разочарованиям. Повысить неоправданно низкую самооценку человек может путем самоутверждения (концентрации внимания на своих сильных сторонах, на своем потенциале, а не на недостатках), общении с позитивно настроенными людьми, деятельности, которая приводит к успеху, ну и наконец, понимании, что нельзя нравиться всем.

Итак, каковы же функции, которые выполняет внутриличностная коммуникация? Во-первых, она служит тем же целям, что и коммуникация в целом: приспособление к окружающему миру и индивидуумам. Особенностью является то, что с помощью внутриличностной коммуникации мы конструируем собственную личность, мысленно реагируя на информацию, поступающую от органов чувств и внешнего мира.

Во-вторых, на более конкретном уровне, внутриличностная коммуникация помогает нам управлять стрессом, быть членом группы, запоминать и хранить информации и слушать. Когда мы говорим себе, что в следующий раз выйдем на 10 минут раньше или выберем другой маршрут, чтобы опять не опоздать на лекцию, а в этот раз извинимся, сославшись на пробки, мы уменьшаем стресс и приспосабливаемся к окружающей нас городской действительности. Во время разговора с коллегами по работе вы не только участвуете в беседе, но и отслеживаете реакцию других людей на себя, свои слова и слова остальных членов группы. Вы обрабатываете и запоминаете эту информацию, которую потом сможете использовать как внутренний ресурс. Даже колеблясь взять или не взять последнее пирожное из блюда на общем столе, вы участвуете во внутриличностной коммуникации, и именно благодаря принимаемым на основе этой коммуникации решениям вам удается быть полноценным и компетентным членом сообщества, к которому вы принадлежите.

Как же в итоге мы можем обозначить факторы успешности внутриличностной коммуникации (автокоммуникации)? Исходя из вышесказанного, это умение анализировать свои спонтанные реакции, способность анализировать их как информационные сигналы, равно как и способность оценивать свои коммуникативные (и прочие) действия через анализ реакций других людей. Современную теорию автокоммуникации предложил Ю.М.Лотман, который прямо соотнес ее с художественным творчеством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...