Организационная коммуникация
Организация может определяться как группа индивидуумов, объединенных для достижения определенных целей. Коммуникация в организации - это все то множество сообщений, которое циркулирует среди формальных и неформальных групп организации. Для описания различных аспектов этого вида коммуникативных взаимодействий важны такие понятия, как взгляд на организацию как на живой организм или на систему, понимание целей существования организации, уровень ее структурированности и, соответственно, структурирования коммуникационных потоков, наличие в ней формальных и неформальных структур. Обязательный элемент успешной деятельности организации - это управление конфликтами, которые в рамках организационной коммуникации рассматриваются как естественный и положительный процесс. Подходы к организационной коммуникации включают в себя и уже хорошо известный нам научный/классический подход (коммуникация рассматривается как передача распоряжений и объяснение процедур и операций), так и другие несколько модифицированные модели коммуникации, ориентированные на мотивы, движущие человеком в организациях, на формирование совместных смыслов. Бихейвиористский (называемый в теории коммункиативного менеджмента гуманистическим) подход возник как реакция против исключительного внимания к физическим и техническим аспектам успеха организации. Он нацелен на контроль руководства за повышением продуктивности и удовлетворенности сотрудников, где большую роль играет межличностная коммуникация на рабочем месте, неформальные группы, теория принимаемого авторитета. Культурологический подход рассматривает корпорацию как общество или культуру. При этом внимание уделяется тому, какие качества характеризуют успешно функционирующую культуру или группу, считается, что именно структура коммуникативных взаимодействий определяет и создает организацию. С истемный подход описывает организацию как множество взаимодействующих элементов, которое отвечает на воздействия окружающей среды, приспосабливаясь к ним, с целью достижения баланса и гармонии. И воздействие, и приспособление представляют собой и реализуются как коммуникация.
Говоря об организациях как системах, мы понимаем, то это могут быть закрытые и открытые системы. Закрытая система управления подразделением или отдельной организацией не принимает в расчет эффектов взаимодействия или взаимовлияния с другими системами. В противовес ей, открытая система предполагает, что подсистемы оказывают взаимодействие друг на друга и подвергаются ему и со стороны релевантной окружающей среды. Но не только подсистемы одной организации должны быть проницаемы, иначе они погибают. Это же относится и к взаимодействию систем в целом: системы могут частично перекрываться, они с необходимостью должны вступать во взаимодействие, то есть - коммуникацию, друг с другом. Именно это лежит в основе существования такой профессии, как связи с общественностью, или PR. Связи с общественностью - это разновидность коммуникативного менеджмента (управление через коммуникацию), направленного на приспособление организации к ее окружению и приспособление окружения к целям и задачам организации. Это приспособление может принимать форму активного или реактивного поведения. Активное или реактивное поведение означает разный подход к внешним коммуникациям организации. Реактивная система меняется только тогда, когда ее к этому вынуждают изменения в окружающей среде; действует как реакция на нарушение равновесия со стороны окружающего контекста. Активная система может пытаться изменять другие системы в своем окружении, даже если среда в данный момент сбалансирована. Она специально нарушает баланс в своем окружении, чтобы начать процесс изменений.
С точки зрения строения организации мы различаем вертикальное и горизонтальное структурирование коммуникативных взаимодействий. Вертикальное структурирование устанавливает отношения между начальниками и подчиненными внутри подразделения или организации. Горизонтальное структурирование распределяет работу и коммуникацию в организации по подразделениям или внутри подразделений. Степень, в которой организация - жестко или свободно - структурирована вертикально, зависит от нескольких характеристик. Во-первых, это централизация, то есть то, в какой степени власть принятия решения концентрируется у высшего руководства организации. Во-вторых, формализация, а именно то, в какой степени деятельность организации регулируется установленными правилами и нормами. И наконец, в-третьих, сложность, поскольку организации с комплексным окружением обычно имеют более сложную структуру, позволяющую им успешнее взаимодействовать со своим окружением. Системы постоянно приспосабливаются к своему окружению. Структура коммуникационной сети организацииописывает то, каким образом участники коммуникативного процесса получают доступ к информации и к другим участникам. Связь между участниками может быть линейно-последовательной, в виде «Цепочки» или «Круга». В таком случае каждый участник коммуникативного процесса имеет прямой доступ только к двум своим непосредственным соседям (в Цепочке крайние члены – только к одному). Так действуют организации закрытого, в частности, - криминального, типа. Сеть «Колесо» называется так потому, что в Колесе все спицы проходят через центральную ось колеса (втулку). Это символизирует ситуацию, когда множество участников может напрямую разговаривать с соседями, но со всеми остальными взаимодействует через посредника-координатора. Разновидностью такой иерархической структуры является структура вида “Y”. Нижняя часть буквы это узкое горлышко, где коммуникационные потоки (два ребра верхней части буквы) соединяются, проходя, например, через секретаря, который затем передает информацию начальнику. Обе эти схемы хорошо работают в ситуации относительно простых, рутинных и повторяющихся задач. В противном случае в узких местах (бутылочных горлышках) системы возникает информационная перегрузка.
Многоканальная сеть, или «Звезда» дает наибольший охват участников, поскольку представляет возможности коммуникации всех со всеми. При этом информация свободно циркулирует между участниками коммуникативного взаимодействия, но на это обычно требуется большее время. Каждая сеть имеет свои преимущества для определенных заданий и ситуаций, влияет на продуктивность работы и моральную обстановку в организации. Еще одна характеристика организационной коммуникации - это направление коммуникационного потока:коммуникация направлена вверх, вниз или по горизонтали в терминах организационной иерархии. Также существует и неформальная коммуникация, образно называемая «виноградная лоза». Она включает в себя «просто разговоры, любое общение между членами организации за пределами официальных каналов и тем, в том числе разного рода слухи. Для каждого направления коммуникационного потока существуют сопутствующие только ему проблемы, и задача специалистов по организационной коммуникации дать рекомендации для повышения эффективности данного потока. Вверх идет информация о проделанной работе, проблемы, идеи, ощущения. Отрицательные сообщения, включая проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники, вверх идут с трудом. Следовательно, нужна специальная система отношений, не вызывающая страха, руководство должно быть доступно и уметь слушать, должны существовать и удобные каналы коммуникации. Вниз направлены приказы и распоряжения. Но руководство и персонал часто говорят на разных языках. Следовательно, для улучшения работы этого коммуникационного потока нужно выработать совместный язык, вызывать доверие как коммуникатор, предоставлять всю необходимую информацию, избегать информационной перегрузки.
По горизонтали происходит обмен мнениями, идеями. Здесь проблемы могут возникнуть из-за отсутствия общего языка между специалистами (например, маркетологами и программистами, работающими над одним проектом). Потенциальную проблему представляет тема о том, чей вклад больше. Следовательно, для успеха совместной работы необходимо осознавать свой собственный технический жаргон, видеть общую картину, взвешивать и учитывать потребности других. Неформальная коммуникация обычно затрагивает личные и социальные потребности сотрудников организации. Ее особенностью является то, что источник информации трудно определим, присутствуют неполнота, часто недостоверность информации, которую, однако, трудно оспорить. Следовательно, пользоваться этим потоком нужно с осторожностью, но все же руководителям рекомендуется быть его частью. Особо стоит остановиться на такой характеристике организационной коммуникации, как конфликт. Конфликты, конечно же, имеют место не только на рабочем месте, но для организационной коммуникации они представляют особый интерес из-за их положительных и отрицательных последствий и их влияния на успех организации. Для того чтобы разобраться в сущности и типах организационных конфликтов, необходимо напомнить, что в любой коммуникации есть два измерения, а в каждом сообщении выделяются два уровня/слоя. Это содержание, то есть собственно информация, детали, факты, а также – и отношения, передающиеся в основном невербально (голосом, тоном, скоростью речи, модуляцией, мимикой, жестами и пр). В конфликтных взаимодействиях содержание проблемы становится вторичным, а на первый план выходит борьба на уровне отношений. Содержание становится заложником тех отношений, которые передаются в сообщении. Например, содержанием сообщения видя, как я перегружена, по меньшей мере, мог бы попытаться помочь с отчетом является "я перегружена работой и нуждаюсь в твоей помощи". Однако передающееся в нем отношение звучит совсем по-другому: "ты безразличен и эгоистичен; ты занят только собой". И при произнесении, и при интерпретации такого рода сообщений действует избирательное восприятие. Оно определяется нашими ожиданиями: что мы ожидаем от человека, то нам и удается в нем увидеть. А то, что мы не ожидаем, мы подсознательно игнорируем и видим друг друга через искаженные, раз и навсегда затверженные фильтры ожиданий. Обычно именно это и является причиной конфликтов между людьми. Однако такое понимание конфликта будет неоправданно узким, особенно при рассмотрении конфликтных моментов в организационной коммуникации. При более широком понимании конфликт это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Отсутствие согласия может иметь место на уровне содержания, но может существовать и на уровне отношений. Позитивная и негативная роли конфликтов для организации связаны как раз с этими разновидностями.
Содержательный конфликт концентрируется на предметах, ситуациях и людях, которые обычно находятся во внешнем по отношению к участникам конфликта мире. Конфликт отношений относится к ситуации, когда два лица имеют противоположные цели и сталкиваются друг с другом при их достижении. При этом существенны такие вопросы, как кто контролирует ситуацию, что определяют исходные отношения и кто устанавливает правила поведения. В организационном контексте все конфликты можно разделить на несколько групп, используя парметры конфликтной коммуникации. Функциональный (конструктивный) конфликт противопоставляется эмоциональному (деструктивному) по результатам конфликтной коммуникации, а реалистический (конфликт содержания) противопоставлен не реалистическому (конфликт отношений) - по рассматриваемым проблемам. При этом не реалистические конфликты всегда деструктивны. Выделяются также внутриличностный или ролевой конфликт, межличностный конфликт, который характеризуется борьбой за ресурсы. Это же верно и для межгрупповых конфликтов. А вот конфликт личности с группой связан либо с противостоянием члена группы групповым нормам, либо является конфликтом группы с ее лидером. Причины возникновения конфликтов связаны с распределением ресурсов, взаимозависимостью людей при решении проблем, различием в целях, различием в путях достижения поставленных целей, плохой коммуникацией. Наконец, возникновение конфликтов может быть связано и с психологическими, личностными факторами. Конфликты являются разновидностью коммуникативных взаимодействий, но и управление конфликтами в организации - это тоже коммуникативная деятельность, характеризующаяся такими методами, как структурный (четкое формулирование требований, координирующие механизмы разрешения конфликта, формулирование общих целей и создание мотиваций, эффективная система поощрения) и межличностный (принуждение к сотрудничеству, компромисс, кооперирование усилий). Дополнительные инструменты, позволяющие управлять конфликтами, это разграничение вербальной агрессивности (защиты своей позиции путем личных нападок) и дискуссионности (защиты своей позиции путем фокусирования на проблемах при выражении уважения к личности оппонента). Для выработки дискуссионного подхода используются такие коммуникативные тактики, как объективное отношение к разногласиям, избегание атак на личность оппонента, поддержка в оппоненте ощущения своей компетентности, подчеркивание равноправия в споре и наличия сходства в позициях, выражение интереса к мнению оппонента, отсутствие эмоциональной аргументаци, возможность для оппонента сохранить лицо. Соблюдение этих коммуникативных правил направлено на улучшение коммуникации в организацияхна, так сказать, микроуровне. Не менее важен для организации успех в области макроуровневых коммуникаций, о которых речь шла выше. Разговор о макроуровнях в коммункикативных взаимодействиях выводит нас в область таких коммуникационных форматов, как публичная и массовая коммуникации. Публичная коммуникация Публичной называется такая коммуникация, когда один говорящий обращается к относительно многочисленной аудитории с продолжительным высказыванием через средства массовой информации, специальные инструменты или лично. Если это происходит лицом к лицу, то мы имеем дело с публичным выступлением. Так как специальный характер и основные проблемы формата массовой коммуникации будет рассмотрен в следующем разделе, то сейчас имеет смысл обратить внимание на составляющие публичной коммуникации, в которой присутствуют Оратор и Аудитория. При обращении к (под)формату публичных выступлений мы фокусируемся на риторических приемах и разных тактиках, которые позволяют оратору убедить аудиторию в правильности защищаемых им взглядов и позиций. В конце концов, центральной задачей публичной коммуникации является именно убеждение некоторой аудитории, принятие ею тех или иных взглядов и установок. Оратор как активное действующее лицо публичного выступления имеет возможность пользоваться для достижения этой цели различными коммуникативными тактиками. Для того чтобы иметь возможность охарактеризовать успешное публичное выступление, нужно обозначить его основные характеристики. К ним относятся, во-первых, составляющие публичного выступления (говорящий, состав аудитории, коммуникативный шум, информационный и поведенческий результаты выступления, контекст, слуховой и зрительный каналы сообщения, устный или письменный язык, стиль выступающего, нормы, приемлемы для данной аудитории). Важным аспектом освещения проблемы публичных выступлений является страх. С точки зрения параметров, влияющих на коммуникативное поведение аудитории, важным представляется критическое восприятие публичных выступлений. Им определяется эффективность (достижение цели за счет изменения установок, оценок, убеждений, поведения аудитории Успешное публичное выступление совмещает функции информирования и убеждения, опираясь на логику и на эмоции, умело используя воздействие личности выступающего на аудиторию. Рассмотрим эти слагаемые успешного публичного выступления: Информирование предполагает отсутствие информационной перегрузки и сообщение лишь необходимого количества информации, ее релевантность (любая аудитория слышит только то, что имеет отношение к ней и может быть ей полезно). Уровень сложности информации должен соответствовать уровню аудитории. Необходимо выдерживать правильное соотношение старой и новой информации, поскольку новая информация может быть понята и усвоена только на фоне старой. Важной коммуникативной стратегией для любого коммуникационного формата является принцип нескольких каналов, гласящий, что информация усваивается лучше, если она поступает по нескольким каналам – симультанно или мультимодально (например, в случае межличностной коммуникации: чтобы Настя ему поверила, Петя сказал ей, что любит ее, написал про это же в смс, отправил письмо по электронной почте, а также исполнил ночью серенаду под ее окном). В формате публичной коммуникации, например, во время политической кампании, на аудиторию обрушивается мощный поток повторяющихся рекламных роликов, листовок, брошенных в почтовый ящик, содержащих практически ту же самую информацию, но в несоклько отличающейся форме. В любой убеждающей коммуникации важна количественная сбалансированность конкретных примеров и абстрактных рассуждений. С точки зрения функции убеждения важными факторами являются закон избирательного внимания (мы слышим только то, что хотим слышать), активное вовлечение аудитории в коммункиацию (навязывание упоминавшегося выше активного слушания). Оратору приходится иметь дело с иммунитетом сознания к определенным идеям, а его отсутствие делает аудиторию легковерной, уязвимой в отношении недобросовестных коммуникаторов. В этом отношении достаточно вспомнить многочисленные печальные случаи обмана и мошенничества, основанные исключительно на коммуникативном манипулировании людьми. С точки зрения достижения поведенческих эффектов от убеждения, важен принцип соразмерности изменений, когда наиболее эффективными оказываются длительные воздействия, требующие небольших изменений. Логика в выступлении определяется качеством аргументации (наличие конкретного материала, в том числе фактов, построение на его основе рассуждения и получение вывода) и качеством самого конкретного материала (свежесть, достоверность, убедительность). Рассуждения могут проводиться по принципу от конкретного к общему, по аналогии, по принципу каузальности (выявление причинно-следственных отношений). Не менее важными в публичном выступлении являются эмоции и личность выступающего. Успешный оратор опирается на психологические потребности человека, на такие мотивы, как альтруизм, страх, индивидуализм или конформизм по отношению к группе, желание власти или контроля, повышение самооценки, желание нравиться, желание добиваться успеха, финансовые мотивы, статусные мотивы, само-актуализация. В личности оратора в первую очередь важны динамизм и компетентность. Помимо особенностей публичных выступлений и связанных с этим компетенций, к проблемам публичной коммуникации также относится тематическое структурирование этого коммуникационного формата. Например, что именно относится к политической коммуникации и чем отличается выступление политика на митинге сторонников от его же выступления на ту же тему, но уже в дебатах с экспертами, чем отличается публичное выступление в академической сфере и что, например, общего и различного между научным докладом, лекцией и презентацией. Также не стоит забывать, что бурное развитие технологий меняет наш взгляд на само понятие «публичности». Блоггер, тексты которого в социальных сетях читают и отслеживают тысячи людей меняет наше представление не только о публичной политике, но и о самих законах и нормах формата публичной коммуникации. Обозначенные выше характеристики, приемы и стратегии публичного выступления подвергаются на наших глазах изменениям, связанным со сменой коммуникационного канала. Массовая коммуникация Какое бы огромное количество людей ни собрало публичное выступление, оно вряд ли сможет тягаться с тем охватом аудитории, которого добивается массовая коммуникация в ее различных форматах. Трудно переоценить роль средств массовой информации в современном мире. Массовая коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, по своим существенным характеристикам заметно отличающийся от других коммуникационных форматов. Собственно, именно бурное развитие массовой коммуникации обусловило появлении теории коммуникации как отдельного научного направления. Под массовой коммуникацией понимают процесс создания и распространения сообщений с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, Интернет) среди численно неограниченной «рассеянной» аудитории. Несомненно, что массовая коммуникация проникает в самые разные сферы жизни современного общества: политику, экономику, культуру, быт. Именно поэтому массовая коммуникация оказывается в центре внимания самых разных наук. Из особенностей массовой коммуникации, отличающих ее от других форматов, могут быть выделены следующие: - отсутствие конкретного адресата; сообщение отправляется не определенному лицу или группе лиц, а неопределенному (в той или иной степени) множеству получателей; при этом массовая коммуникация формирует и стандартизирует свою аудиторию, во многом задавая ее потребности и нормы; - дистантность коммуникации, обусловливающая отсутствие мгновенной реакции на сообщение, очевидной для адресанта, отсутствие непосредственной обратной связи, проявляющейся «здесь и сейчас» (правда, новые технологии, прежде всего Интернет, интерактивные телевидение и радио предоставляют все больше возможностей для подобной связи); - обязательное наличие технических средств передачи сообщения, оказывающих самое серьезное влияние как на само сообщение, так и на его восприятие и интерпретацию адресатом; - социальная значимость сообщения, содержащаяся в нем информация представляется отправителем как важная для самой широкой аудитории. Одними из основных проблем, обсуждаемых специалистами, являются вопросы о функциях массовой коммуникации и о ее социальной роли. Традиционно главной функцией массовой коммуникации считается информационная, заключающаяся в распространении сведений об окружающем мире, значимых событиях в нем происходящих. Но многие ученые и практики СМИ сегодня утверждают, что эта роль все больше отходит на второй план. Основной же функцией массовой коммуникации видится социоцентрическая (социальная, регулирующая). Речь идет о том, что именно массовая коммуникация оказывается одной из основных скреп общества, способствует объединению самых разных людей в цельный социум и осознанию ими этого единства. Общее коммуникативное пространство, обеспечение взаимосвязи между различными социальными субъектами (индивидуальными и коллективными, реальными или воображаемыми) – одно из обязательных условий интеграции индивидов в некоторую общность. Но этим, конечно не исчерпывается социальная функция массовой коммуникации. Она играет важную роль в социализации индивида. Под социализацией понимается процесс «вхождения» личности в общество, овладения ею социальными нормами, моделями поведения, системой ценностей и установок, соответствующими знаниями. Средства массовой коммуникации играют в этом процессе одну из ведущих ролей, наряду с такими социальными институтами, как семья, школа и др. О степени влияния массовой коммуникации на социализацию можно спорить, но не поддается сомнению ее значимое участие в этом процессе. Именно в силу этого массовая коммуникация является одним из ведущих средств создания и поддержания общей для представителей социума картины мира, как, впрочем, и разрушения этой картины, вернее, отдельных ее фрагментов. Некоторые исследователи выделяют такую функцию, как культурологическая, которая заключается в сохранении и трансляции от поколения к поколению норм и ценностей культуры. Легко заметить, что эта функция самым тесным образом связана с предыдущей и может рассматриваться как ее составляющая. Оговоримся, что информирование, интеграция, идентификация, трансляция культуры – все эти функции характерны не только для массовой коммуникации. Они реализовывались и, например, в устно-фольклорном обществе. Речь идет о том, что в индустриальном и постиндустриальном обществе произошел переход именно к массовому производству сообщений, адресованных, извините за тавтологию, массам, возникла целая индустрия коммуникации. И сегодня именно массовая коммуникация играет ведущую роль в реализации перечисленных выше функций. При этом функция, которая традиционно рассматривалась как вторичная, «вспомогательная», сегодня различными учеными признается едва ли не ведущей для массовой коммуникации. Речь идет о развлекательной (рекреативной, досуговой) функции. Так, Ги Дебор (1931-1994), рассматривая современное общество как «общество спектакля», указывал: «Наиболее интенсивно сейчас развивается сфера услуг и развлечений (…). Это касается и того, как мы подписываемся на культурное потребление и покупаем общение как таковое, посредством разнообразных "ток-шоу" и "встреч со звёздами". Однако не очевидно ли, что подобный зрелищный товар, которым нас потчует спектакль, имеет столь большой спрос лишь потому, что дефицитом стала сама соответствующая реальность!?» В развлечение, товар для потребления, «спектакль» превращается все: природные катастрофы, политическая борьба, личная жизнь публичных личностей и т.д. Те или иные события превращаются из фактов действительности в мелькающие на экране телевизора или дисплее компьютера картинки, имеющие лишь косвенное отношение к той реальности, в которой живем «мы». На это обращали внимание еще философы и социологи так называемой Франкфуртской школы (Г.Маркузе (1898-1979), М.Хоркхаймер (1895-1973) и др.). Они полагали, что современное им индустриальное общество неототалитарно, средства массовой информации и массовая культура с помощью своеобразного гипноза внедряют ложную картину мира, структурируют ложное сознание, навязывая индивиду ложные потребности и культ потребления. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о степени влияния массовой коммуникации на общество. Одну из наиболее «радикальных» точек зрения на заявленную проблему высказывал Г.Маклюэн.
Он настаивал на том, что смена исторических эпох в развитии человечества обусловливается изменением типов коммуникации. Массовая коммуникация формируется с появлением массовых тиражей и ежедневной прессы и развитием фотографии, при этом современная эпоха начинается с появления электричества, с помощью которого создаются соответствующие средства массовой коммуникации, связывающие людей в глобальное общество («глобальную деревню», по его словам), создавая глобальное пространство, в котором все оказывается взаимосвязанным. Новое средство общения полностью меняет человека, заставляет его иначе воспринимать мир и взаимодействовать с ним (ср. приведенные выше размышления Платона о том, как изменило людей появление письменности), что неизбежно приводит к кардинальной трансформации человеческого общество в целом. Именно Г.Мклюэну принадлежит знаменитый афоризм: «The medium is the message» («средство коммуникации является сообщением»). Сам он пишет по этому поводу следующее: «Как с операциональной, так и с практической точки зрения средство коммуникации есть сообщение. А это всего лишь означает, что личностные и социальные последствия любого средства коммуникации - то есть любого нашего расширения вовне - вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением, или новой технологией, в наши дела». Так, канадский ученый, говоря о телевидении, указывает, что оно уже само оказывает влияние на человеческое сознание вне зависимости от содержания передаваемого сообщения. Даже самое банальное и обыденное событие, показанное по телевизору, сразу оказывается значимым и заслуживающим внимания. Мозаичность разрозненных сообщений формирует “шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей”. Телевидение самым активным образом влияет на восприятие информации, оно конструирует окружающий человека мир, наделяя его своими свойствами. Г.Маклюэн писал: «Человеческие чувства, расширениями которых являются все без исключения средства коммуникации, (…) являются фиксированными налогами на наши личностные энергии и (…) конфигурируют сознание и опыт каждого из нас». Анализируя приведенную выше формулу Г.Маклюэна, Ж.Бодрийяр указывал: «Настоящее послание, которое отправляют телевидение и радио, то, которое раскодировано и потреблено бессознательно и глубоко, не является явным содержанием звуков и образов, а представляет собой принудительную схему, связанную с самой технической сущностью этих средств информации, с дезартикуляцией реального в последовательные и эквивалентные знаки: это - нормальный, запрограммированный, чудотворный переход от Вьетнама к мюзик-холлу на основе полного абстрагирования от того и другого».
Позже Ж.Бодрийяр в своей знаменитой статье, а после книге «Войны в Заливе не было» на примере освещения операции «Буря в пустыне» подробно рассматривает, как масс-медиа конструируют события. Он пишет о том, что «картинка» на экране начинает замещать реальность, делая излишним само изображаемое событие. По мнению Ж.Бодрийяра, массовая коммуникация способствует отчуждению человека от окружающего мира, действительность превращается в декорацию, нечто иллюзорное и ирреальное: «Мир находится в состоянии симулякра, когда реальным становится то, что может быть симулировано». Отечественный исследователь Ю.А.Сорокин говорил о необходимости различать факт-событие и факт вербальный. Иными словами, следует понимать различие между тем, что действительно произошло, и тем, что об этом рассказано (добавим от себя: и показано, если речь идет о телевидении). Названный исследователь писал: «Структура вербального факта – это виртуальная реальность, неоднозначность которой усиливается тем, что она в отличие от структуры факта-события стремится не показать, а оценить себя. Иными словами, вербальный факт – это всегда лишь потенциальный факт»[11]. Но при этом обычные потребители сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации, как правило, такого различия не проводят, воспринимая подобные сообщения как абсолютную истину, не подвергаемую сомнениям чувственно воспринимаемую реальность («Это так, потому что я сам по телевизору видел», «Это так, потому что в газете написано» и т.п.). Сконструированный факт вне зависимости от того, присутствует в нем реальность или нет, входит в социальный обиход, существуя в нем как непреложная истина.
Немецкий ученый подчеркивал, что массмедиа удваивают реальность: есть действительность, в которой происходят некоторые события, и есть отражение этой действительности в СМИ. Н.Луман предлагал сосредоточиться на изучении тех способов, с помощью которых массмедиа конструируют эту вторую реальность. Сказанное выше, конечно, не исчерпывает того, что известно современному гуманитарному знанию о массовой коммуникации. Эта область продолжает активно развиваться как в силу неослабевающего внимания к ней теоретиков современного общества и практиков, стремящихся на него воздействовать тем или иным образом, так и в силу постоянно меняющихся технических средств массовой коммуникации и технологий работы с ними (прокатившаяся недавно по разным странам мира волна «твиттерных революций» - только одна из многих иллюстраций того, как можно менять мир с помощью средств массовой коммуникации). Мы лишь пытались в самом общем виде очертить круг проблем, которые ставит перед наукой исследование такого формата общения, как массовая коммуникация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|