Перспективы развития банковского сектора Свердловской области
Уральский регион всегда отличался высоким уровнем конкуренции в банковском секторе. Мощный промышленный потенциал способствовал становлению собственной региональной банковской системы и в то же время притягивал капитал других территорий, прежде всего Москвы. Еще до недавнего времени предметом спора был самый лакомый кусочек банковской клиентуры — экспортно-ориентированные предприятия. Сейчас соперничество разворачивается за средний и малый бизнес, а также за население. Появление в регионах «дочек» иностранных банков и реализация закона о страховании вкладов сделают борьбу за клиента еще острее. Передел наиболее привлекательной банковской клиентуры из числа крупных холдингов и компаний завершился на Урале с началом подъема производства. Раньше региональные банки удовлетворяли спрос местной промышленности на ресурсы, однако сейчас их капитала уже не хватает, чтобы закрыть ее растущие потребности: еще в 2000 году на долю самостоятельных банков Свердловской области приходилось 73% общего кредитного портфеля, в 2001-м – 56%. в 2002-м – 55%, а на 1 октября 2003 года – только 43%. Следует признать тот факт, что 30 – 35% корпоративных VlP-клиентов уже завоеваны филиалами столичных банков. Самые крупные предприятия базовых отраслей промышленности Урала (машиностроения, металлургии, нефтяной и химической промышленности) работают, как правило, сразу с несколькими филиалами московских банков. Банкам Свердловской области приходится конкурировать с Внешторгбанком, Сбербанком и Газпромбанком. И не только за предоставление кредитов, но и за деньги на текущих счетах крупных заводов. Это создает жесткую конкурентную среду и в процентных ставках, и в тарифах на обслуживание.
Крупные предприятия заинтересованы в первую очередь в долгосрочном финансировании для обновления и модернизации основных фондов. Между банками за эти контракты идет ожесточенная борьба и побеждает тот финансовый институт, который предложит лучшие и оптимальные условия. Конкуренты свердловских банков в этой сфере бизнеса — Банк Москвы, Санкт-Петербургский Промстройбанк, Альфа-банк. Иностранные банки не дремлют: они начали наступление на клиентов. Банк России, понимая, что российская система пока не готова к конкуренции с мировыми лидерами, не допускает на рынок западные кредитные организации в форме филиалов. Однако он не в состоянии остановить экспансию в регионы дочерних структур, работающих по российским законам. Так, свои филиалы в Свердловской области намерены открыть «Райффайзенбанк-Австрия» и Bank Societe Generale Vostok. Безусловно, на первом этапе зарубежные кредитные организации будут интересоваться в основном тем же крупным сектором. Но охват широкой клиентуры — дело времени. Территориальное присутствие необходимо для сотрудничества с предприятиями среднего и малого сегмента, так как с наиболее крупными компаниями и холдингами иностранные банки успешно работают и без локальных офисов. Два года назад, когда Международный Московский банк открывал офис в Екатеринбурге, он тоже сотрудничал с крупнейшими уральскими компаниями, переросшими возможности местной банковской системы. Представители регионального банковского сектора считают, что экспансия иностранного капитала ему не угрожает. По мнению бывшего заместителя генерального директора ОАО «Пермская финансово-производственная группа» Никиты Белых, 15 марта 2003 года назначенного на пост вице-губернатора Пермской области, местные игроки, как и потребители банковского продукта, только выиграют от усиления конкуренции. С ним солидарен и президент ОАО «Уралвнешторгбанк» Валериан Попков: «Я думаю, они найдут здесь свою клиентуру среди и предприятий, и населения. Это та категория клиентов, которая готова разместить свои деньги под низкую доходность, но иметь при этом более высокую надежность. Ведь известно, что ставки по депозитам в иностранных банках ниже, чем в наших. Мало того, иностранные банки будут приучать клиентов к тому, что за банковские услуги нужно платить».
Приток иностранного капитала станет одним из основных факторов развития банковского сектора страны. Иностранный капитал принесет современные банковские технологии, новью финансовые инструменты, культуру корпоративного управления. В свою очередь усиление конкуренции создаст предпосылки для слияния либо поглощения средних и мелких банков. Снижение доли региональных банков в обслуживании рентабельных предприятий, безусловно, отражается на темпах капитализации самостоятельных банков. Объединение капиталов — один из способов укрепления кредитных организаций региона. Основная проблема для банковского бизнеса — поддержка на оптимальном уровне себестоимости продуктов. Со снижением ставки рефинансирования банки начинают жестко контролировать издержки: стоимость аренды, каналы связи, охрану и так далее. Наступает такой момент, когда сократить их можно только масштабированием. Определенные шаги в этом направлении банки предпринимают. В 2003 году завершилась процедура реорганизации «Комвесбанка» путем присоединения к ОАО «Ханты-Мансийский банк», банк УралСиб приобрел пермский банк «Дзержинский», «Пермкредит» объединяется с банком «Пермь ФД», а екатеринбургский Уральский банк реконструкции и развития со Свердлсоцбанком. Однако в масштабах региона факты интеграции банковского бизнеса остаются прецедентом: тенденция отсутствует. Укрупнению банковского бизнеса мешают противоречия между собственниками банков и технические сложности в реализации процедур слияния и поглощения. Поэтому региональные банки, несмотря на высокие затраты, продолжают расширять бизнес через проникновение в соседние регионы и открытие там филиалов и дополнительных офисов.
В Челябинске таким образом успешно закрепились банки Тюменской и Свердловской областей (Тюменьэнергобанк, Уралвнешторгбанк). На рынок Перми вышел екатеринбургский банк «Драгоценности Урала ». Приходя на другие территории, банки надеются найти для себя новые группы клиентов. Так, в Перми банк «Драгоценности Урала» намерен развивать программы кредитования малого и среднего бизнеса и оказывать весь комплекс услуг населению. В этом году банк собирается с таким же проектом зайти на рынок Тюмени. Магнитогорский «КредитУралБанк» активно осваивает екатеринбургский рынок автокредитования. Таким образом, увеличение объемов обслуживания средних и малых предприятий на соседних территориях Урала позволяет банкам восстановить потери от оттока крупной клиентуры. На сегодняшний момент крупные компании определились с выбором своих банков. Можно и нужно бороться за средние и мелкие компании: они, во-первых, постоянно появляются, а во-вторых, достаточно легки на подъем, чтобы менять банковских операторов. Среди отраслевых приоритетов кредитных организаций – торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации. А самым перспективным сектором все без исключения банки называют бурно развивающееся строительство, которое нуждается в колоссальном объеме ресурсов. Правда, рост объемов кредитования тормозит конфликт между официальной платежеспособностью строительных организаций и канонами банковского кредитования: часть оборотов строительных компаний до сих пор находится «в тени». Кроме того, банки по-прежнему ссылаются на несовершенство нормативной базы и общеэкономические проблемы, мешающие малому бизнесу расти более быстрыми темпами. Все же банки готовы поддерживать этот сектор, но не в убыток себе. Операции по кредитованию малого бизнеса по-прежнему остаются трудоемкими и дорогими по себестоимости. Остается надеяться на изменение инструкций ЦБ. Видимо, поэтому в качестве стратегического сегмента деятельности малый и средний бизнес рассматривают по большей части региональные банки. Эта ниша представляет интерес для тех банков, которые имеют упрощенную отлаженную технологию, обеспечивающую минимизацию издержек, к примеру, экспресс-кредитование. Для крупных универсальных банков стратегическим сегментом являются корпоративные клиенты среднего класса.
Однако такой расклад, судя по всему, сохранится недолго. Универсальные банки с разветвленной филиальной сетью, отобрав у регионалов крупных клиентов, приглядываются теперь к средним и малым. В частности. Внешторгбанк приступил к реализации программы по кредитованию малого и среднего бизнеса, устанавливающей упрощенную процедуру рассмотрения кредитных заявок. Если в структуре кредитного портфеля доля региональных банков сокращается, то на рынке депозитов частных лиц, наоборот, растет. Хотя, безусловным лидером этой сферы во всех без исключения областях Урала был и остается Сбербанк, часть рынка региональным учреждениям удается отвоевывать. В Свердловской области в 2000 году местные банки держали 33% рынка вкладов, в 2002-м - 37%, а в 2003-м (итоги за девять месяцев) — уже 48,3%. Для местных банков деньги населения — основная часть пассивов. В сфере активных операций банки также стали ориентироваться на физических лиц. Настало время, когда стало выгодно кредитовать физические лица, потому что выросли их доходы и, как следствие, потребности. Как только человек получит кредит, он начнет интересоваться банковской деятельностью, а до этого он будет пассивным потребителем банковских услуг. Предвидя развитие конкуренции в этом сегменте рынка, региональные банки еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот. Для этого они создают продукты на грани окупаемости, но так необходимые обычному человеку - проведение расчетов за коммунальные услуги, связь как в стационарной сети, так и через банкоматы. Безусловно, это операции очень дорогие. Чтобы как-то минимизировать потери, банки вкладываются в новые технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание в будущем, - растет число банкоматов, через которые можно провести расчетные операции, развиваются системы удаленного доступа - интернет-банк, клиент-банк. Меняется и позиционирование банков на рынке: многие переходят от универсальности к специализации. Например, банк "Драгоценности Урала" начал преподносить себя как "семейный банк". Банк "24.ру", открывший первый в области "ночной" офис для населения, вышел на рынок с имиджем круглосуточного банка для деловых людей. И все это для того, чтобы в конечном итоге быть готовым к массовому спросу на кредиты со стороны физических лиц.
Первые попытки понять уровень спроса банки начали делать примерно в середине 2002 года. Тон в этом процессе задают московские банки, специализирующиеся на ритейле, - "Первое О.В.К.", "Русский Стандарт". Они приносят на рынок свою технологию - создание кредитных продуктов совместно с торговыми фирмами. Однако региональные банки пока не пытаются ее копировать, предпочитая создавать свои продукты. В основном развитие идет в двух направлениях – автокредитование и краткосрочное кредитование владельцев пластиковых карт в рамках зарплатных проектов (овердрафт). В результате за 9 месяцев 2003 года объемы потребительского кредитования в области выросли в 2 раза и составили 5,9 млрд рублей. Новый виток конкуренции ожидается в связи с развитием ритейловых программ универсальными федеральными банками. Региональным же банкам стоит задуматься над стратегией успешной с ними конкуренции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|