Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития банковского сектора Свердловской области

 

Уральский регион всегда отличался высоким уровнем конку­ренции в банковском секторе. Мощный промышленный по­тенциал способствовал ста­новлению собственной реги­ональной банковской систе­мы и в то же время притяги­вал капитал других террито­рий, прежде всего Москвы. Еще до недавнего времени предметом спора был самый лакомый кусочек банковской клиентуры — экспортно-ори­ентированные предприятия. Сейчас соперничество разво­рачивается за средний и ма­лый бизнес, а также за населе­ние. Появление в регионах «дочек» иностранных банков и реализация закона о страхо­вании вкладов сделают борь­бу за клиента еще острее.

Передел наиболее привлека­тельной банковской клиентуры из числа крупных холдингов и компаний завершился на Урале с началом подъема производ­ства. Раньше региональные бан­ки удовлетворяли спрос местной промышленности на ресурсы, однако сейчас их капитала уже не хватает, чтобы закрыть ее ра­стущие потребности: еще в 2000 году на долю самостоятельных банков Свердловской области приходилось 73% общего кре­дитного портфеля, в 2001-м – 56%. в 2002-м – 55%, а на 1 ок­тября 2003 года – только 43%.

Следует признать тот факт, что 30 – 35% корпоративных VlP-клиентов уже завоеваны филиалами столичных банков.

Самые крупные предприятия базовых отраслей промышлен­ности Урала (машиностроения, металлургии, нефтяной и хими­ческой промышленности) ра­ботают, как правило, сразу с не­сколькими филиалами москов­ских банков. Банкам Свердловской области приходится конку­рировать с Внешторгбанком, Сбербанком и Газпромбанком. И не только за предоставление кредитов, но и за деньги на те­кущих счетах крупных заводов. Это создает жесткую конкурентную среду и в процентных ставках, и в тарифах на обслу­живание.

Крупные предприя­тия заинтересованы в первую очередь в долгосрочном финан­сировании для обновления и мо­дернизации основных фондов. Между банками за эти контрак­ты идет ожесточенная борьба и побеждает тот финансовый ин­ститут, который предложит луч­шие и оптимальные условия. Конкуренты свердловских банков в этой сфере бизнеса — Банк Москвы, Санкт-Петербургский Пром­стройбанк, Альфа-банк.

Иностранные банки не дрем­лют: они начали наступление на клиентов. Банк России, пони­мая, что российская система пока не готова к конкуренции с мировыми лидерами, не допус­кает на рынок западные кредит­ные организации в форме фи­лиалов. Однако он не в состоя­нии остановить экспансию в регионы дочерних структур, работающих по российским законам. Так, свои филиалы в Свердловской области намерены открыть «Райффайзенбанк-Австрия» и Bank Societe Generale Vostok.

Безусловно, на первом этапе зарубежные кредитные органи­зации будут интересоваться в основном тем же крупным сек­тором. Но охват широкой кли­ентуры — дело времени. Территориальное присутствие необходимо для сотрудничества с предприятия­ми среднего и малого сегмента, так как с наиболее крупными компаниями и холдингами иностранные банки успешно работают и без локальных офисов. Два года назад, когда Международный Московский банк от­крывал офис в Екатеринбурге, он тоже сотрудничал с крупней­шими уральскими компания­ми, переросшими возможности местной банковской системы.

Представители регионально­го банковского сектора счита­ют, что экспансия иностранно­го капитала ему не угрожает. По мнению бывшего заместителя генерального директора ОАО «Пермская финансово-произ­водственная группа» Никиты Белых, 15 марта 2003 года назначенного на пост вице-губернатора Пермской области, местные иг­роки, как и потребители бан­ковского продукта, только вы­играют от усиления конкурен­ции. С ним солидарен и президент ОАО «Уралвнешторгбанк» Валериан Попков: «Я думаю, они найдут здесь свою клиентуру среди и предприятий, и населе­ния. Это та категория клиентов, которая готова разместить свои деньги под низкую доходность, но иметь при этом более высо­кую надежность. Ведь известно, что ставки по депозитам в ино­странных банках ниже, чем в на­ших. Мало того, иностранные банки будут приучать клиентов к тому, что за банковские услуги нужно платить».

Приток иностранного капита­ла станет одним из основных факторов развития банковского сектора страны. Иностранный капитал принесет современные банков­ские технологии, новью финан­совые инструменты, культуру корпоративного управления. В свою очередь усиление конку­ренции создаст предпосылки для слияния либо поглощения средних и мелких банков.

Снижение доли региональ­ных банков в обслуживании рентабельных предприятий, безусловно, отражается на тем­пах капитализации самостоя­тельных банков. Объединение капиталов — один из способов укрепления кредитных органи­заций региона.

Основная проблема для банковского бизнеса — поддер­жка на оптимальном уровне се­бестоимости продуктов. Со сни­жением ставки рефинансирова­ния банки начинают жестко контролировать издержки: сто­имость аренды, каналы связи, охрану и так далее. Наступает такой момент, когда сократить их можно только масштабировани­ем.

Определенные шаги в этом направлении банки предприни­мают. В 2003 году завершилась процедура реорганизации «Комвесбанка» путем присое­динения к ОАО «Ханты-Ман­сийский банк», банк УралСиб приобрел пермский банк «Дзер­жинский», «Пермкредит» объ­единяется с банком «Пермь ФД», а екатеринбургский Уральский банк реконструкции и развития со Свердлсоцбанком. Однако в масштабах реги­она факты интеграции банков­ского бизнеса остаются преце­дентом: тенденция отсутствует.

Укрупнению банковского бизнеса мешают противоречия между собственниками банков и технические сложности в ре­ализации процедур слияния и поглощения. Поэтому регио­нальные банки, несмотря на высокие затраты, продолжают расширять бизнес через про­никновение в соседние регио­ны и открытие там филиалов и дополнительных офисов.

В Челябинске таким образом успешно закрепились банки Тюменской и Свердловской областей (Тюменьэнергобанк, Уралвнешторгбанк). На рынок Перми вышел екатеринбургский банк «Драгоценности Урала ».

Приходя на другие террито­рии, банки надеются найти для себя новые группы клиентов. Так, в Перми банк «Драгоценно­сти Урала» намерен развивать программы кредитования мало­го и среднего бизнеса и оказы­вать весь комплекс услуг населе­нию. В этом году банк собира­ется с таким же проектом зайти на рынок Тюмени. Магнитогор­ский «КредитУралБанк» актив­но осваивает екатеринбургский рынок автокредитования. Таким образом, увеличение объемов обслуживания средних и малых предприятий на соседних терри­ториях Урала позволяет банкам восстановить потери от оттока крупной клиентуры.

На сегодняшний момент крупные компании определи­лись с выбором своих банков. Можно и нужно бороться за средние и мелкие компании: они, во-первых, постоянно по­являются, а во-вторых, доста­точно легки на подъем, чтобы менять банковских операторов.

Среди отраслевых приорите­тов кредитных организаций – торговля, пищевая промыш­ленность, телекоммуникации. А самым перспективным секто­ром все без исключения банки называют бурно развивающее­ся строительство, которое нуж­дается в колоссальном объеме ресурсов. Правда, рост объемов кредитования тормо­зит конфликт между официальной платежеспособностью строительных организаций и канонами банковского креди­тования: часть оборотов строи­тельных компаний до сих пор находится «в тени».

Кроме того, банки по-пре­жнему ссылаются на несовер­шенство нормативной базы и общеэкономические проблемы, мешающие малому бизнесу ра­сти более быстрыми темпами.

Все же банки готовы поддержи­вать этот сектор, но не в убыток себе. Операции по кредитова­нию малого бизнеса по-пре­жнему остаются трудоемкими и дорогими по себестоимости. Остается надеяться на изменение инструкций ЦБ.

Видимо, поэтому в качестве стратегического сегмента дея­тельности малый и средний биз­нес рассматривают по большей части региональные банки. Эта ниша представляет интерес для тех банков, которые имеют уп­рощенную отлаженную техно­логию, обеспечивающую мини­мизацию издержек, к примеру, экспресс-кредитование. Для крупных универсальных бан­ков стратегическим сегментом являются корпоративные кли­енты среднего класса.

Однако такой расклад, судя по всему, сохранится недолго. Универсальные банки с развет­вленной филиальной сетью, отобрав у регионалов крупных клиентов, приглядываются те­перь к средним и малым. В част­ности. Внешторгбанк присту­пил к реализации программы по кредитованию малого и средне­го бизнеса, устанавливающей упрощенную процедуру рас­смотрения кредитных заявок.

Если в структуре кредитного портфеля доля региональных банков сокращается, то на рынке депозитов частных лиц, наоборот, растет. Хотя, безус­ловным лидером этой сферы во всех без исключения областях Урала был и остается Сбер­банк, часть рынка региональ­ным учреждениям удается от­воевывать. В Свердловской об­ласти в 2000 году местные бан­ки держали 33% рынка вкла­дов, в 2002-м - 37%, а в 2003-м (итоги за девять месяцев) — уже 48,3%. Для местных банков деньги населения — основная часть пассивов.

В сфере активных операций банки также стали ориентироваться на физических лиц. Настало время, когда стало выгодно кредитовать физические лица, потому что выросли их доходы и, как следствие, потребности. Как только человек получит кредит, он начнет интересоваться банковской деятельностью, а до этого он будет пассивным потребителем банковских услуг. Предвидя развитие конкуренции в этом сегменте рынка, региональные банки еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот. Для этого они создают продукты на грани окупаемости, но так необходимые обычному человеку - проведение расчетов за коммунальные услуги, связь как в стационарной сети, так и через банкоматы. Безусловно, это операции очень дорогие. Чтобы как-то минимизировать потери, банки вкладываются в новые технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание в будущем, - растет число банкоматов, через которые можно провести расчетные операции, развиваются системы удаленного доступа - интернет-банк, клиент-банк.

Меняется и позиционирование банков на рынке: многие переходят от универсальности к специализации. Например, банк "Драгоценности Урала" начал преподносить себя как "семейный банк". Банк "24.ру", открывший первый в области "ночной" офис для населения, вышел на рынок с имиджем круглосуточного банка для деловых людей. И все это для того, чтобы в конечном итоге быть готовым к массовому спросу на кредиты со стороны физических лиц.

Первые попытки понять уровень спроса банки начали делать примерно в середине 2002 года. Тон в этом процессе задают московские банки, специализирующиеся на ритейле, - "Первое О.В.К.", "Русский Стандарт". Они приносят на рынок свою технологию - создание кредитных продуктов совместно с торговыми фирмами. Однако региональные банки пока не пытаются ее копировать, предпочитая создавать свои продукты. В основном развитие идет в двух направлениях – автокредитование и краткосрочное кредитование владельцев пластиковых карт в рамках зарплатных проектов (овердрафт). В результате за 9 месяцев 2003 года объемы потребительского кредитования в области выросли в 2 раза и составили 5,9 млрд рублей. Новый виток конкуренции ожидается в связи с развитием ритейловых программ универсальными федеральными банками. Региональным же банкам стоит задуматься над стратегией успешной с ними конкуренции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...