Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достаточность розничной ниши для выживания региональных банков

После того, как мы сделали вывод, что региональным банкам стоит сосредоточиться на секторе ритейла, возникает закономерный вопрос – достаточно ли будет этого сектора для того, чтобы банки успешно работали и получали необходимую прибыль. Будет ли этот рынок развиваться или работа на нем бесперспективна? Попробуем ответить на эти вопросы. Сначала рассмотрим структуру пассивов банков Уральского региона в динамике, она представлена на рис. 3.1 и 3.2.

 

Рис. 3.1 Структура пассивов банков УрФО на 1 января 2003 года

 

 

Рис. 3.2 Структура пассивов банков УрФО на 1 ноября 2003 года

Увеличение срочных вкладов населе­ния значительно опережает все другие виды пассивов. Их объем с начала года вырос в уральских банках на 65%. В струк­туре пассивов частные вклады заняли первое место, отодвинув на второй план средства на расчетных счетах. Чтобы проиллюстрировать это примерами, рассмотрим перечень из 10 банков с наибольшим объемом срочных вкладов физ. лиц., приведенный в табл. 3.2.

Таблица 3.2

10 банков с наибольшим объемом вкладов физических лиц

Банк

Город

Вклады физ. лиц, млн. руб.

Прирост

на 01.01.03 на 01.11.03 абсолютный %
Уралсиб Уфа 6078 7809 1731 28
Сургутнефтегазбанк Сургут 3327 5024 1697 51
УБРиР Екатеринбург 2178 3274 1096 50
Северная казна Екатеринбург 1945 2983 1038 53
Уралвнеш-торгбанк Екатеринбург 1252 2272 1020 82
Челиндбанк Челябинск 1135 1762 628 55
Запсибком-банк Салехард 1249 1638 389 31
Ханты-Мансийский банк Ханты-Мансийск 565 1440 874 155
Уралпром-стройбанк Екатеринбург 876 1396 520 59
Югра Мегион 995 1389 393 40

Источник: Эксперт-Урал.–2004.–№8

Этот пассив имеет самую высокую цену для банков: она складывается не только из процентных ставок, но и из накладных расходов (зарплаты персонала, аренды, оборудования и содержания помещений, работы с наличностью). Однако есть и плюсы: стабильность, большие сроки, потенциал роста. Совокупность частных вкладов, состоящая из многих мелких, представляет собой пассив, наиболее пригодный для долгосрочного кредитования. В настоящее время средний срок вклада – около 200 дней, в то время как средний срок средств юридических лиц лишь 100 дней, а средний срок кредитов приближается к 300 дням.

Вклады имеют значительный потенци­ал роста: во-первых, увеличиваются реаль­ные доходы и сбережения населения, во-вторых, значительная часть сбережений по-прежнему находится в наличной фор­ме, в том числе в иностранной валюте. Вступление в силу недавно принятого за­кона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» сможет в ближайшем бу­дущем значительно изменить конкурент­ную среду. Население более активно по­несет деньги в банки. Условия принятия банков в систему гарантирования пока не определены: вполне возможно, в скором времени будет два уровня конкуренции на этом рынке – между банками, входящи­ми в систему, и не входящими в нее. На рис. 3.3 представлена динамика роста срочных вкладов населения у трех крупнейших держателей вкладов физических лиц.

 

 

Рис. 3.3 Динамика роста срочных вкладов населения у 3 крупнейших держателей средств физ. лиц (тыс. руб.)

Средства физических лиц до востребования, значительная доля которых лежит на «пластиковых» счетах, достаточно ста­бильны, как и срочные вклады. Их при­рост более скромен и на фоне других пас­сивов доля сократилась, хотя успехи от­дельных банков значительно превышают средний уровень.

Конкуренция банков на рынке ресур­сов носит преимущественно неценовой характер. По обязательствам до востребо­вания (расчетным счетам и средствам на пластиковых картах) платятся невысокие проценты (0 – 5% годовых), незначитель­но отличающиеся в разных банках. Сроч­ные средства хоть и платные, но размер процентной ставки значим для клиентов лишь при прочих равных условиях.

Наиболее чувствительны к измене­нию процентной ставки срочные вклады физических лиц. Однако и здесь на выбор банка ставки влияют не в первую очередь.Люди, предпочитающие высокую надеж­ность или просто не доверяющие в силу различных причин коммерческим бан­кам, идут в Сбербанк, ставки в котором всегда ниже.

Повышенные ставки по вкладам сами по себе не дают результата. Для успешной работы на рынке важен имидж кредитно­го учреждения, который складывается из нескольких составляющих: величины банка (места в рейтингах), рекламы, эф­фекта присутствия банка в городе. Без многолетней постоянной рекламной кам­пании банки не смогли бы привлекать средства клиентов.

Теперь рассмотрим активную составляющую, то есть кредитование физических лиц. По данным Централь­ного банка РФ, объем банковских кредитов частным лицам в федераль­ном масштабе вырос за девять месяцев 2003 года на 78,8% и достиг к 1 октября 252,1 млрд рублей. Из них 29,2 миллиар­да (11,6%) – доля Уральского федерального округа. Регио­нальная тенденция совпадает с общероссийской: в УрФО портфель банковских креди­тов гражданам увеличился на 80,2%. Уже сейчас очевидно: в 2003 году объемы кредитова­ния физических лиц (рознич­ного кредитования) как ми­нимум удвоились. В насту­пившем году процесс пойдет, очевидно, еще быстрее.

На первый взгляд, рынок розничного кредитования развивается бурно, всерьез покушаясь на монополию Сбербанка России. Банки, еще вчера интересовавшиеся частными лицами исключи­тельно как источником бо­лее-менее стабильных пасси­вов (депозитов), в массовом порядке выходят в различные сегменты кредитования физических лиц.

Лучшие корпоративные за­емщики все чаще кредитуют­ся на Западе и в избранных федеральных банках, пользу­ются инструментами фондо­вого рынка, снижая долю банковских займов в структуре привлеченных средств. Следовательно, региональным банкам не остается иного выхода, как выходить на розничный рынок, хоть работа на нем сопряжена с большими затратами (нужны технологии, инфраструктура), а также рисками – немногие люди имеют официальный доход, а значит кредитовать приходится почти вслепую. Каковы же основные направления работы с физическими лицами?

Прежде всего, это кредитные программы в рамках зарплатных проектов, реализуемых через пластиковые карты. Эта схема позволяет сводить риски к минимуму: во-первых, поручителем по займам своим работникам выступает предприятие-ра­ботодатель (а это проверен­ный клиент), во-вторых, банк имеет прямой доступ к зар­плате заемщика, что служит некой страховкой.

Далее, сейчас очень многими банками активно внедряется автокредитование. Здесь предложение намного превышает спрос. У автокредитования есть множество плюсов. Здесь можно отследить целе­вое использование кредита, есть залог, страховка. К тому же машина – легко реализу­емый залог, с ним удобно иметь дело, в том числе в слу­чае судебных разбирательств. Понятно, что под залог авто­мобиля можно не требовать с заемщика справку о зарплате, и это – очевидное преимуще­ство для всех, кто включен в цепочку автокредитов: не только потенциальных заем­щиков и кредиторов, но и ав­тосалонов и страховых ком­паний.

Что касается ипотечного кредитования, то существует множество препятствий для его развития. Одно из них – несоответствие доходов населения и цен на недвижимость. А выдавать длинные кредиты (хотя бы на 3–5 лет) в массовом масштабе сегодня не способен практически ни один банк. К тому же многие вопросы на законодательном уровне остаются неурегулированными. Поэтому ипотечное кредитование сегодня развивается точечно, с многочисленными оговорками.

Ну и конечно, есть потребительское кредитование. Хотя для банков оно достаточно хлопотно, неудобно, приходится иметь дело с сравнительно небольшими суммами, однако доход от таких операций окупает и затраты и риски даже с учетом невозврата кредитов.

В целом большинство специалистов предсказывают настоящий бум на рынке розничного кредитования, а значит региональным банкам будет чем заняться, даже если они потеряют часть корпоративной клиентуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...