Основные финансовые фонды организации: фонды собственных средств, заемных средств, привлеченных средств.
Важной стороной финансовой деятельности фирмы является формирование и использование различных денежных фондов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. С их помощью осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое, стимулирование; расчеты с бюджетом, банками. · фонды собственных средств; · фонды привлеченных средств; · фонды заемных средств. При организации предприятие должно иметь уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства. 1. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия — величину уставного фонда. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер его определяется в соответствии с установленным законодательно минимальным размером оплаты труда в стране. 2. Добавочный капитал аккумулирует денежные средства от переоценки основных фондов, эмиссионный доход, ассигнования из бюджета и т.д. 3. Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом. 4. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. Инвестиционный фонд является источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.
5. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций. Фонды привлеченных средств включают в себя: фонд потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. Это фонды прочих средств. С одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой — они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Фонд потребления — это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли фирмы. Он предназначен в основном на удовлетворение материальных потребностей работников фирмы, на выплату дивидендов (в акционерных обществах), на уплату в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине фирмы. Фонды заемных средств — это кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и прочие заемные средства. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств. Многообразие фондов дает возможность использовать их в различных ситуациях.
Управление финансовыми потоками предприятия Денежный поток – это поступление (положительный денежный поток) и расходование (отрицательный денежный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Рационально организованный денежный поток является признаком финансового здоровья предприятия. Эффективное управление потоками обеспечивает финансовое равновесие, ритмичность производства, сокращение потребности в заемном капитале, ускорение оборачиваемости, нормальную платежеспособность и дополнительную прибыль. Классификация денежных потоков Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в результате выполнения различных хозяйственных операций, составляющих текущую (операционную), инвестиционную и финансовую деятельность.
Текущая деятельность связана с производством и реализацией продукции и обеспечивает основной поток денежных средств. Инвестиционная деятельность включает поступления и использование денежных средств, связанных с покупкой и продажей долгосрочных активов, капитальных вложений и доходы от инвестиций. Финансовая деятельность – это операции по краткосрочному финансированию, кредиты и займы, реализация и выкуп акций, облигационные займы и их погашение, валютные обязательства, оплата векселей и проч. Денежные потоки, создаваемые текущей деятельностью частично могут быть направлены в инвестиционную или финансовую. Бывает и наоборот, когда текущая деятельность поддерживается за счет финансовой и инвестиционной. Целью анализа денежных потоков является: первое – выявление причин дефицита (избытка) денежных средств и второе – определение источников их поступления и направлений использования. Основным документом для изучения денежных потоков является «отчет о движении денежных средств». Дефицит денежных средств свидетельствует о снижении ликвидности и утрате платежеспособности организации, избыток – о нерациональном расходовании средств и о недополучении прибыли в связи с замедлением их оборачиваемости. Цель оптимизации денежных потоков заключается в обеспечении финансового равновесия предприятия и поддержании его платежеспособности как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе. Оптимизация денежных потоков предполагает: - обеспечение сбалансированности потоков платежей и поступлений по объему; - обеспечение сбалансированности денежных потоков во времени; - обеспечение роста чистого денежного потока. Сбалансированность потоков платежей и поступлений по объему при дефицитном денежном потоке (когда выплаты превышают поступления) достигается за счет использования «Системы ускорения – замедления платежного оборота». Суть этой системы заключается в разработке организационных мер по ускорению привлечения денежных средств и замедлению выплат. Несбалансированность денежного потока во времени может создать для предприятия серьезную угрозу банкротства даже при высоком уровне ЧДП. Поэтому при оптимизации денежных потоков во времени используют 2 основных метода:
- выравнивания их объемов в определенные интервалы времени; - синхронизации положительного и отрицательного потоков. Рост чистого денежного потока может быть обеспечен за счет осуществления следующих мероприятий: - снижения издержек; - эффективной ценовой политики; - применения метода ускоренной амортизации; - продажи неиспользуемого оборудования и сверхнормативных запасов; - своевременного взыскания долгов, штрафов. Результаты оптимизации денежных потоков находят свое отражение в системе финансового планирования и прогнозирования.
Показатели рентабельности и порядок их определения: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность текущего активов, рентабельность собственного акционерного капитала. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 1. Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к активам: Чистая прибыль / Сумма активов. Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным. 2. Рентабельность текущих активов — отношение чистой прибыли к величине текущих активов: Чистая прибыль / Текущие активы. Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих активов — оборотных средств.
3. Рентабельность долгосрочных активов — отношение чистой прибыли к долгосрочным активам: Чистая прибыль / Долгосрочные активы. Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль долгосрочных — внеоборотных активов. Третья группа коэффициентов характеризует степень доходности средств, вложенных в предприятие. 1. Рентабельность общих инвестиций — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям — долгосрочным обязательствам и собственному капиталу: (Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты): (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал). Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовались инвестированные средства, какой доход получает предприятие на рубль инвестированных средств. 2. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к собственному капиталу: Чистая прибыль / Собственный капитал. Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он особенно важен для акционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже. Рентабельность продаж Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период. Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объем продаж)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|