Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные финансовые фонды организации: фонды собственных средств, заемных средств, привлеченных средств.




Важной стороной финансовой деятельности фирмы является формирование и использование различных денежных фондов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятель­ности. С их помощью осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также рас­ширенного воспроизводства; финансирование научно-техническо­го прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономичес­кое, стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.
Формируемые на предприятиях денежные фонды можно поде­лить на три группы:

· фонды собственных средств;

· фонды привлеченных средств;

· фонды заемных средств.

При организации предприятие должно иметь уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства.

1. Уставный капитал - основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия — величину уставного фонда. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер его определяется в соответствии с установленным законодательно минимальным размером оплаты труда в стране.

2. Добавочный капитал аккумулирует денежные средства от переоценки основных фондов, эмиссионный доход, ассигнования из бюджета и т.д.

3. Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом.

4. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. Инвестиционный фонд является источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.

5. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций.

Фонды привлеченных средств включают в себя: фонд потреб­ления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, ре­зервы предстоящих расходов и платежей. Это фонды прочих средств. С одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой — они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Фонд потребления — это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли фирмы. Он предназначен в основном на удовлет­ворение материальных потребностей работников фирмы, на вып­лату дивидендов (в акционерных обществах), на уплату в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине фирмы.

Фонды заемных средств — это кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и прочие заемные средства. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств. Многообразие фондов дает возможность ис­пользовать их в различных ситуациях.

 


Управление финансовыми потоками предприятия

Денежный поток – это поступление (положительный денежный поток) и расходование (отрицательный денежный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Рационально организованный денежный поток является признаком финансового здоровья предприятия. Эффективное управление потоками обеспечивает финансовое равновесие, ритмичность производства, сокращение потребности в заемном капитале, ускорение оборачиваемости, нормальную платежеспособность и дополнительную прибыль.

Классификация денежных потоков

Денежный оборот предприятия складывается из движения денежных средств в результате выполнения различных хозяйственных операций, составляющих текущую (операционную), инвестиционную и финансовую деятельность.

Текущая деятельность связана с производством и реализацией продукции и обеспечивает основной поток денежных средств.

Инвестиционная деятельность включает поступления и использование денежных средств, связанных с покупкой и продажей долгосрочных активов, капитальных вложений и доходы от инвестиций.

Финансовая деятельность – это операции по краткосрочному финансированию, кредиты и займы, реализация и выкуп акций, облигационные займы и их погашение, валютные обязательства, оплата векселей и проч. Денежные потоки, создаваемые текущей деятельностью частично могут быть направлены в инвестиционную или финансовую. Бывает и наоборот, когда текущая деятельность поддерживается за счет финансовой и инвестиционной.

Целью анализа денежных потоков является:

первое – выявление причин дефицита (избытка) денежных средств и

второе – определение источников их поступления и направлений использования.

Основным документом для изучения денежных потоков является «отчет о движении денежных средств».

Дефицит денежных средств свидетельствует о снижении ликвидности и утрате платежеспособности организации, избыток – о нерациональном расходовании средств и о недополучении прибыли в связи с замедлением их оборачиваемости.

Цель оптимизации денежных потоков заключается в обеспечении финансового равновесия предприятия и поддержании его платежеспособности как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе.

Оптимизация денежных потоков предполагает:

- обеспечение сбалансированности потоков платежей и поступлений по объему;

- обеспечение сбалансированности денежных потоков во времени;

- обеспечение роста чистого денежного потока.

Сбалансированность потоков платежей и поступлений по объему при дефицитном денежном потоке (когда выплаты превышают поступления) достигается за счет использования «Системы ускорения – замедления платежного оборота». Суть этой системы заключается в разработке организационных мер по ускорению привлечения денежных средств и замедлению выплат.

Несбалансированность денежного потока во времени может создать для предприятия серьезную угрозу банкротства даже при высоком уровне ЧДП. Поэтому при оптимизации денежных потоков во времени используют 2 основных метода:

- выравнивания их объемов в определенные интервалы времени;

- синхронизации положительного и отрицательного потоков.

Рост чистого денежного потока может быть обеспечен за счет осуществления следующих мероприятий:

- снижения издержек;

- эффективной ценовой политики;

- применения метода ускоренной амортизации;

- продажи неиспользуемого оборудования и сверхнормативных запасов;

- своевременного взыскания долгов, штрафов.

Результаты оптимизации денежных потоков находят свое отражение в системе финансового планирования и прогнозирования.

 


Показатели рентабельности и порядок их определения: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность текущего активов, рентабельность собственного акционерного капитала.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

1. Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к активам:

Чистая прибыль / Сумма активов.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.

2. Рентабельность текущих активов — отношение чистой прибыли к величине текущих активов:

Чистая прибыль / Текущие активы.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих активов — оборотных средств.

3. Рентабельность долгосрочных активов — отношение чистой прибыли к долгосрочным активам: Чистая прибыль / Долгосрочные активы.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль долгосрочных — внеоборотных активов.

Третья группа коэффициентов характеризует степень доходности средств, вложенных в предприятие.

1. Рентабельность общих инвестиций — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям — долгосрочным обязательствам и собственному капиталу:

(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты): (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал).

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовались инвестированные средства, какой доход получает предприятие на рубль инвестированных средств.

2. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к собственному капиталу:

Чистая прибыль / Собственный капитал.

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он особенно важен для акционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объем продаж)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...