Системный подход к культуре.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Дисциплина: Современный зарубежный менеджмент Преподаватель: Мациевская Ирина Николаевна Введение. Тема 1. Современные подходы к управлению организацией (Зарубежный менеджмент в теории и практике менеджмента) 1.1. Теоретические модели управления. Культурный аспект в современном зарубежном менеджменте. Управление является процессом, который происходит в определенной внешней среде, существенно влияющей на то, каким образом протекает этот процесс. Накопленный в международном бизнесе опыт и эмпирические исследования показали здесь важность учета культурного аспекта. В этой связи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на международный менеджмент. Концептуальные основы позволяют выявлять, идентифицировать и оценивать общие черты и различия в управленческих проблемах в разных странах и регионах мира Различают подходы: социально-экономический, экологический, поведенческий (бихевиористский). Социально-экономический подход основан на идее, что экономический прогресс и индустриализация зависят от менеджеров. Экологический подход основывался на том, что сходства и различия в эффективности управленческой деятельности могут быть объяснены переменой внешней среды. Организация здесь рассматривается как часть экологической системы (в широком смысле слова), в которой внешние факторы имеют определяющее влияние на эффективность менеджмента, а система, в свою очередь, определяет эффективность деятельности фирмы и в конечном счете совокупную экономическую (макроэкономическую) эффективность. Факторы внешней среды, которым был присвоен соответствующий вес, подразделены на группы:
а) образование — уровень грамотности, состояние и качество образовательной системы, отношение общества к образованию в отдельной стране; б) социокультурные характеристики — превалирующие человеческие нормы, ценности и верования; в) политическая и правовая система; г) множество факторов, характеризующих уровень экономической активности страны, наличие или отсутствие поддерживающей инфраструктуры. Модель Фармера - Ричмена Гипотеза Фармера - Ричмена об эффективности систем управления в разных странах построена на основе сопоставления различных факторов и показателей внешней среды. Гипотеза Р. Фармера (Richard Farmer) и Б. Ричмена (Barry Richmari) состоит в следующем: 1) эффективность менеджмента есть функция от различных факторов внешней среды, 2) эффективность предприятия есть функция управленческой эффективности, 3) макроэкономическая эффективность есть функция эффективности отдельных экономических единиц. Рис.1.1 Модель Фармера-Ричмена В модели Фармера-Ричмена подчеркивается значение внешних институциональных и культурных факторов и воздействие их осуществляется через управленческие процессы. К недостаткам экологического подхода относится: -переоценка роли факторов внешней среды, в ней не отражено влияние развития общества на внешние факторы; -соответственно предприятие реагирует на изменение внешней среды медленно, путем адаптации; -недооценка роли менеджмента, рассматриваемого как пассивный агент внешней среды; -выдвигаемые гипотезы не поддаются проверке.
В рамках поведенческого (бихевиористского) подхода в менеджменте акцент делается на типичные поведенческие характеристики менеджеров в разных культурах, их мотивации для выполнения отдельных управленческих задач. Основное: поведенческие стереотипы и ценностные ориентации являются функцией конкретной культуры.
Модель Негандхи-Прасада. А. Р. Негандхи и С. В. Прасад сделали акцент на наличии у предприятий управленческой философии, которая выражается в особом отношении к работникам, потребителям, поставщикам, акционерам, правительственным или муниципальным органам. В их модели именно управленческая философия является фактором, решающим образом влияющим на поведение фирмы. Рис.1.2 Модель Негандхи - Прасада Модель Негандхи-Эстефана Гипотеза А.Р.Негандхи (Anant Negandhi) и Б. Естефана (Bernard Estafen)представлена в виде трех блоков: 1. Управленческие функции, т. е. планирование, организация, контроллинг, лидерство, кадровая политика; 2. Управленческая эффективность, выраженная с помощью таких показателей, как рентабельность, динамика размера прибыли и объема продаж, имидж компании, этика сотрудников; 3. Менеджерская философия, характеризующая отношения фирмы с агентами внутренней и внешней среды (потребители, местные и центральные органы власти, профсоюзы, сотрудники фирмы, поставщики и дистрибьюторы). Выбор различных факторов, включаемых в данную модель, достаточно произвольный. Положительные моменты модели Негандхи-Эстефана: во-первых, выбор для эмпирического изучения нескольких важных реально существующих переменных; во-вторых, микроэкономические аспекты, проявляющиеся в подчеркивании менеджерского поведения в рамках фирмы. Модель X. Перлмуттера Одной из разновидностей поведенческого подхода можно считать модель X. Перлмуттера (Howard Perlmutter), который выявил различия в управленческой философии, применяемой мультинациональными компаниями (МНК). Им выявлены три направления: этноцентрическая, полицентрическая, геоцентрическая философии. Так, этноцентрическая философия в МНК исходит из того, что корпоративный менеджмент руководствуется ценностями и правилами, определяемыми головной компанией (штаб-квартирой), зарубежные подразделения располагают незначительной автономией. Полицентрическая управленческая философия отражает понимание корпоративным руководством различий в условиях внешней среды и того, что решения для зарубежных операций должны быть по возможности локализованы. Подразделения и филиалы в разных регионах и странах мира действуют исходя из местных условий и правил.
Геоцентрическая философия. Основной поведенческой характеристикой взаимоотношений головной компании и зарубежных подразделений является кооперативность.
Преимущества бихевиористского подхода состоят в выделении и подчеркивании особенностей организационного поведения в условиях культурных различий.
1.2 Теории культуры. Под культурой ( в широком смысле ) следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной. С точки зрения сравнительного менеджмента представляется важным включение в это понятие того, что обычно относится к материальной культуре, в том числе технологии. Культура (конкретное определение ) — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры. Культура характеризуется как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей. Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями. Выделяются следующие функции культуры: • адаптивная (адаптация к окружающей среде); • коммуникативная (создание условий и средств общения); • интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу); • социализация (процесс включения человека в определенную социальную группу). Феномен культуры обладает следующими характерными чертами: • передается из поколения в поколение; • постоянно развивается; • формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями, присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры;4 • несмотря на принадлежность к одной и той же культуре, люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.
В самом общем смысле следует признать, что, с одной стороны, жизнь народа в значительной мере определяется его культурой, а с другой — культура в известной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа. Множественность сочетания различных факторов обусловливает уникальность национальных культур. От международного менеджера требуется способность выбрать наиболее подходящую для конкретной ситуации теорию, чтобы понять особенности страны и управляемого им коллектива.
В менеджменте используются три направления теоретического исследования культуры: универсальный, системный и ценностный подходы. Универсальный подход. Теория культурных универсалий Джорджа Мэрдока Универсальный подход базируется на предпосылке, что любая культура состоит из стандартного набора элементов и задача заключается в их выделении и описании. Джордж Мэрдок в 1945 г. предложил 70 так называемых культурных универсалий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры. Среди них отметим такие, как этика, мораль, религия, характеристики типа семьи, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т. д. Подход Мэрдока ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре, одновременно он предъявляет практически нереальные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение. По-видимому, использование культурных универсалий целесообразно и рационально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менеджера, работающего в нескольких странах, может состоять в выделении 5-7 наиболее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран. Системный подход к культуре. Модель Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра Системный подход к описанию культуры используется также в модели Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра для описания среды, в которой функционирует международный бизнес (см. рис. 1.3). В рассматриваемой модели культура представляется как восемь взаимодействующих и взаимозависимых блоков: язык, религиозные и философские взгляды, ценности и установки, право, образование, политика, технология и материальная культура, социальная организация. Структурированность каждого блока стала методической основой для описания особенностей информирования инвесторов в развитых странах. Достоинством подхода является обеспечение известной инвариантности описания, что позволяет сравнивать условия в разных странах и принимать деловые решения. Такую работу проводят многие консалтинговые компании, специализирующиеся в сфере международного бизнеса. Набор разделов варьируется от компании к компании.
Рис.1.3. Структура культурного окружения международного бизнеса Модель П. Р. Харриса и Р. Т. Морана В этой теории предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих. П. Р. Харрис и Р. Т. Моран выделяют 8 основных подсистем: системы родства, образование, экономика, политика, религия, принятые формы и характер общественных союзов, состояние здоровья нации, формы и традиции отдыха. А) Во многих странах бизнес подчиняется интересам семьи, является семейным делом. Деловые связи тесно переплетаются с семейными. Бизнес ведется на неформальной основе, культивируются личные отношения. Карьера управленца не в последнюю очередь зависит от положения человека в социальной сети. Б) Культуры отличаются друг от друга также организацией системы приобретения знаний и умений. Система образования может содержать различное число уровней, предоставлять альтернативные возможности или жестко определять траекторию профессионального развития человека, обучение может проводиться в сети признанных государством образовательных учреждений или быть неформальным, осуществляться в рабочее время и на отдыхе, в специально оборудованных помещениях и дома и т. п. Системы образования оказывают влияние на организационное поведение через уровень грамотности населения, господствующую в обществе картину мира, коммуникативные навыки людей, наличие соответствующих потребностям производства технических, естественно-научных и социальных знаний В) Подсистема «Экономика» описывает способы производства, распределения и обмена товаров и услуг. Особенности отношений собственности в той или иной стране обусловливают ее социальную структуру и соответственно влияние последней на менеджмент. Особенности системы производственных отношений, производственная культура оказывают серьезное влияние на инновативность фирм, их технологическую политику и систему вознаграждения, определяют решения о каналах сбыта и маркетинговой политике в целом. Г) Подсистема «Политика» включает в себя отношения с властями. Устройство политической власти (диктатура, демократия, различные формы государственности) определяет свободу деятельности бизнеса. Выделяют два аспекта взаимоотношения бизнеса и власти: участие бизнеса во власти и участие власти в экономике. Д) Подсистема «Религия» включаются мировоззрение людей, их этические ценности и нормы. Е) Подсистема «Принятые формы и характер союзов» описывает, какие объединения людей допускаются и приветствуются в данной культуре. Ж) В подсистеме «Состояние здоровья нации» рассматриваются вопросы отношения к здоровью. Здоровье является важнейшим производственным ресурсом, но отношение к нему и система его поддержания варьируют от культуры к культуре. З) Подсистема «Формы и традиции отдыха» фокусирует внимание на том, как люди проводят свое свободное время. В одних странах предпочитают активный отдых и занятия спортом, в других - традиционный отдых вместе с семьей и друзьями. Ценностный подход. Классификация Р. Льюиса Классификация культур на основе комплексной системы показателей, влияющих на деловое поведение, принадлежит Р. Льюису (см. табл. 1.1). Три типа культур: 1. Моноактивные культуры. Их представители ориентированы на задачи. Они активно занимаются планированием жизни и не делают несколько дел в одно и то же время (каждому делу уделяется определенный отрезок времени). В эту группу входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (за исключением финнов). 2. Полиактивные культуры. Представители данной культуры ориентированы на людей. Они общительны, спонтанно активны, делают несколько дел сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут делать то, что нравится в данный момент, что кажется важным. Это испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы. 3. Реактивные культуры. Характерная черта этого типа культуры — придание большой значимости вежливости, умению слушать. Ее типичные представители — японцы, китайцы, финны. Таблица 1.1. Классификация культур по Р. Льюису
Теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича Ценностный подход является одним из наиболее популярных. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача исследователя — выявить структуру системы ценностей. Подход Дж. Рокича делит все ценности на базовые и инструментальные. Под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых живет и действует человек. Инструментальные ценности имеют значение лишь как определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей. Для международного менеджера существенно, что набор базовых и инструментальных ценностей меняется от страны к стране. В западной христианской культуре Дж. Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода (см. табл. 1.2). К базовым ценностям он отнес личную безопасность, жизненный комфорт, равенство, семью, дружбу, а к инструментальным — стремление к карьере, эффективность, логичность. Если поменять местами базисные и инструментальные ценности, то поведение индивида может существенным образом измениться. Исследования показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью, а независимость или победа собственной религии над другими — это наиважнейшие базовые ценности. Такое понимание мира не соответствует ожиданиям человека западной культуры. Таблица 1.2. Система западных ценностей по Дж. Рокичу
Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих партнеров, подчиненных, вообще окружающих людей в данной стране, менеджер может умело оперировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы. Теория Рокича обогащает взгляд менеджера на субкультуры. Он более точно понимает, что субкультура зачастую формируется вокруг нескольких вырванных из общего культурного контекста ценностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|