Эта теория была предложена американскими исследователями Г. В. Оллпортом, П. Е. Верноном и К. Линдзи. Ее основное положение заключается в том, что различаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, причем особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми, и задают главные характеристики их поведения. Было выделено 6 главных типов людей:
• теоретический человек, для которого главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт;
• экономический человек, который ценит больше всего практическое дело, реальные, экономически ощутимые достижения;
• эстетический человек, для которого главными являются красота и гармония, ценности искусства и т. д.;
• социальный человек — он видит главные ценности в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям;
• политический человек, главными ценностями для которого являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой;
• религиозный человек, для которого основные ценности определяются религией.Оценивая этот подход, следует признать, что он показывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зрения, что численность людей каждого из этих шести типов существенно колеблется от культуры к культуре.
Тема 2. Современные подходы к управлению
Табл. 2.1 Тенденции и концепции менеджмента
Тенденции или концепции в современной науке управления:
Страны, придерживающиеся данной концепции
1. Концепция адаптации или стратегия приспособления - сущность разрабатывается стратегия фирмы с учетом всех возможных факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства; стоимости рабочей силы; темпов экономического роста; политической стабильности страны.
*
2. Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы: т.е выработка единой стратегии для всей организации, а не ее отдельных частей. Существует несколько направления этой концепции:
А) теория множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;
Б) оптимизация деятельности осуществляется в целях максимизации прибыли;
В) оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям - координация.
Г) оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования долгосрочного планирования.
3. Концепция целевой ориентации- должна доминировать роль целеполагания в процессах контроля, планирования, организации, мотивации
4. Концепция управления с позиций науки о поведении -основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов, цель -оказать помощь работникам в создании и реализации своих собственных возможностей. (за счет повыш. квалификации, взаимозаменяемости, определенных условий труда, совершенствования технологий, и здесь неотвратимо- сокращение персонала)
5. Концепции рыночного управления направлена на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий с использованием рыночных механизмов- упор на необходимость приспособления предприятия к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому им, установление и регулирование рыночных отношений
6. Концепция непрерывного процесса-определяет управление как серию непрерывных взаимосвязанных действий функций управления: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
7. Системный подход предполагает рассматривать управление организацией как совокупность взаимозависимых элементов: люди, структура, задачи и технология, и ориентировать организацию на достижение различных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды (мобильность)
8. Ситуационный подход предполагает использование различных методов и средств управления, наилучшим образом способствующих достижению целей организации в конкретной ситуации. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время. (Гибкость и гармония с природой)
Тема 3. Менеджмент с позиции процесса развития
Таб.3.1 Формы менеджмента
1Менеджмент как организация управления фирмой, т.е. осуществление, направление, координирование и преобразование различных видов деятельности - функций отдельной группой людей для достижения общей цели.
*
2.Менеджмент как орган управления. Рассматривается координируемая структура организации, где органом управления является руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.
3.Менеджмент как различные уровни аппарата управления, т.е. кадровое распределение по функциональным уровням: высшее руководство, среднее звено управления, низовое звено управления.
4.Менеджмент как организация работы коллектива. Активизация работы всех сотрудников, для достижения намеченной цели, используя все наиболее рациональные способы управления.
5.Менеджмент как система управления, - где система- это с овокупность объектов единого целого: информированность, регулирование, оценка и установление взаимосвязи между этими объектами. Определение эффективной степени достижения поставленных перед системой управления целей на перспективу.
6. Менеджмент как управление любой организацией: коммерческие и некоммерческие организации (армия, церковь, школы, больницы, библиотеки) независимо от целей деятельности отвечают по своим обязательствам своим капиталом и выполняют конкретно определенные функции.
7. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений: Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением.
2 вариантаПринятие решения это обязанность менеджеров:
1 вариант) всех уровней,
2 вариант) имеющих соответствующие полномочия
Тема 4. Методика изучения классификации зарубежных фирм (классификация фирм)