5.1. Классификация стратегий управления Табл. 5.1 Классификация стратегий
Стратегия В каких странах особенно выражено:
1) Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
*
2) Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.
3) жесткаяКонкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
4) Стратегия управления набором отраслей, высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех их них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
5) Стратегия нововведений (инновационная избирательная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции, на выбор определенных объектов исследований, систематический активный поиск новых технологических возможностей.
6) Стратегия капиталовложений предполагает систематический расчет масштабов выпуска отдельных видов продукции для определения конкурентных позиций по ним фирмы на рынке; выяснение возможностей оперативно-хозяйственной деятельности фирмы на основе краткосрочного планирования. (быстрое свертывание)
7) Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; инвестирование.
Данная стратегия 2 года была свернута до минимума в большинстве странах, сейчас наверстывают упущенное большинство стран.
8) Стратегия поглощения: приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.
9) Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий — сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
Данная стратегия была свернута до минимума в большинстве странах, сейчас незначительно набирает обороты
10) Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности: разработка мер, обеспечивающих целесообразность развития всей деятельности, снижение до минимума предполагаемых возможных рисков и оценка выгод. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей. Используется: крупными компаниями - выпускающими сложное оборудование на основе заказов;
Развитие малого и среднего бизнеса. Мелкими компаниями- новейшую малогабаритную продукцию (часы), сбывают на рынках где невелики транспортные затраты, но велик риск зарубежных инвестиций.
Данная стратегия развернута до максимума в большинстве странах
11) Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности:
1)создание заграничного производства- была свернута, заграничное лицензирование. - по остатку,на данный моментнезначительно расширяется2) экспорт в третьи страны товаров и услуг
12) Стратегия быстрого развития (свертывания) («снятие сливок»): Стратегия быстрого развертывания зарубежных филиалов путем развития внеконкурентного производства по разработке новых видов продукции. С появлением аналогичных предприятий в регионе деятельность свертывается.
Развивается малое предпринимательство.
13) Сокращение (либо объемов производства, количества филиалов, работающего персонала )
14) Консервация временное свертывание или значительное сокращение деятельности филиалов или дочерних предприятий
15) Ликвидация ( или продажа компаний др. хозяину )
Крупный бизнес-
Средний и малый бизнес
Таблица 5.1.1 Современные зависимые территории
Метрополия
Зависимая территория
Статус
1
2
3
Австралия
Острова Ашмор и Картье; Кокосовы острова; Норфолк; Острова Кораллового моря; о. Рождества; Острова Херд и Макдональд
Внешняя территория
Великобритания
Ангилья; Бермудские острова; Британская территория в Индийском океане; Виргинские острова (Британская часть); Гибралтар; Каймановы острова; Монсеррат; Питкэрн; о. Святой Елены, Терке и Кайкос; Фолклендские острова; Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова
Заморская территория
Гернси; Джерси; Мэн
Коронная земля
Голландия
Антильские острова (Нидерландские); Аруба
Автономная территория
Дания
Гренландия; Фарерские острова
Зависимая территория (автономный регион)
Израиль
Палестина
Оккупированная территория
Испания
Канарские острова
Автономное сообщество
Мелилья, Сеута
Автономный город
Марокко
Западная Сахара
Оккупированная территория
Новая Зеландия
Острова Кука; Ниуэ
Самоуправляемая территория
Токелау
Зависимая территория
Норвегия
о. Бувэ, Свальбард
Владение
Португалия
Азорские острова; Мадейра
Автономный регион
США
Американское Самоа; Виргинские острова (США); Гуам; Малые Тихоокеанские острова; о. Навасса; Пуэрто-Рико; Северные Марианские острова
Заморское владение (неприсоединённая территория)
Финляндия
Аландские острова
Автономная провинция
Франция
Гваделупа; Французская Гвиана; Мартиника; Реюньон
Заморский департамент
о. Клиппертон; Острова Эпарсе (Разбросанные острова)
Заморское владение
Майотта; Новая Каледония; Сен-Бартельми; Сен-Мартен; Сен-Пьер и Микелон; Уоллис и Футуна; Французская Полинезия; Французские Южные Территории
Заморская территория
5. 2. Организация деятельности компаний по разработке стратегии. (достижение целей)
Табл.5.2 Стили и принципы управления..
1) Управление на основе контроля — используется, когда предполагается стабильное развитие на перспективу; применяется финансовый контроль. 2-х типов:
А) горизонтальная координация деятельности; делегируются полномочия и ответственность- право управления и принятия решений передается конкретному управляющему; разделения функций между административной и оперативной деятельностью нет; меньший удельный вес административных работников, з/плата по выработке; постоянный контроль владельца. Основная функция управляющих - исполнительная.
Б) вертикальная система – четкое разделение функций; специализация; принцип единоначалия; систематическая корректировка планов; разработка годовых планов на основе предложений подготовленных на низовых уровнях; индивидуальный подход к работникам; выдвижение по профессиональным навыкам и инициативности; контроль по результатам. Осн. функция - организаторская – разработка новых целей, стратегий и их осуществление (увеличение ответственности на всех уровнях)
*
2) Управление на основе экстраполяции (сопоставления, сравнения) — используется, при рассмотрении перспектив развития на основе тенденций прошлых периодов; применяется при составлении текущих бюджетов, бюджетов капиталовложений - исходя из расчета окупаемости, целевого управления, долгосрочного планирования.
Данный принцип управления восстанавливается в большинстве стран
3) Управление на основе разработки принципиально новых стратегий — используется для изменения направления деятельности с новыми тенденциями развития, требующие принятия новых принципов управления; объединения усилий для новых возможностей, выработка новых стратегических позиций; разработка стратегических планов по периодам на перспективу.
4) Управление на основе принятия оперативных решений (оперативности) 2 типов:
А)используется при тенденциях усиленного развития и в непредвиденных обстоятельствах; реинжиниринге (реструктуризация всех структур производства);
Б) применяется на основе ранжирования стратегических задач (множественность планов, повышение требований к персоналу, смена кадрового менеджмента, взаимозаменяемость)
5) Управление на основе моделей стратегического развития (на перспективу)- используются и разрабатываются различные модели развития и совершенствования, для каждой производственной единицы в отдельности (отдела, фирмы, филиала) на долгосрочный период с разбивкой на отдельные периоды, анализ прошлых периодов, завязывание прочных связей и рассмотрение различных вариантов сотрудничества
5.4. Особенности организации управления в зарубежных фирмах
Табл.5.3 Особенности организации управления в зарубежных фирмах:
Американская модель
Японская модель
Западноевропейская модель
Евро-Азиатская модель
Американские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов, входящие в них производственные отделения, лишены всякой самостоятельности.
Директора предприятий полностью подчинены распоряжениям высшего руководства в вопросах: снятия с производства старой продукции и перехода на выпуск новой, установления цен, приобретения оборудования.
В функции производственного отделения входит: распределение заказов между предприятиями, следить за выполнением планов, контролировать качество, обслуживание, обеспечение.
Выдвигаются задачи "стратегического" планирования, основанного на постановке и реализации долгосрочных целей по разработке и внедрению принципиально новой продукции, что приводит к усилению процессов поглощения и слияния, в результате, проводится систематическая перестройка организационных структур (изменение структуры управления произвели 66% компаний из числа 500 промышленных гигантов.)
Ответственность каждого работника четко определена, каждый руководитель несет личную ответственность за выполнение установленных показателей в условиях директивного планировании.
Зарубежные филиалы свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании
Большинство зарубежных фирм ТНК - это дочерние компании, они подчиняются местным законам.
Выполнение персоналом тех работ, в рамках которых определена их компетенция.
Задача менеджеров - в идентификации факторов, определяющих конкретную ситуацию.
Реорганизация структуры управления компаний проводится только по производственной необходимости.
Привнесение своих канонов корпоративной культуры и элементов менеджмента в зарубежные компании, скрытое проявление неуважения к чужим традициям (собственное «Я»).
Принятие решения -компетенция руководителей всех звеньев (индивидуальная ответственность), и доводятся до исполнителей в короткие сроки.
Производственные отделения выполняют роль координаторов деятельности входящих в них дочерних компаний, обладающих оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью.
Дочерние компании выступают центрами ответственности, прибыли. Центры ответственности: самостоятельно разрабатывают стратегические направления деятельности, ведут научные исследования и разработки, выявляют потребителей продукции, осуществляют производство и сбыт, обеспечивают капиталовложения на модернизацию производства, организуют снабжение. Центры прибыли: несут полную ответственность за норму прибыли, ведут самостоятельные балансы и имеют отдельные счета прибылей и убытков.
В функции производственного отделения входит контроль и координация деятельности закрепленных за ним дочерних компаний по направлениям: научные исследования, производство, сбыт, финансы.
Предусматривается коллективная ответственность за выработку, принятие и исполнение решений.
Преобладают филиалы со 100% участием национального капитала и полным контролем за их деятельностью со стороны материнской компании
Распространен стиль управления, основанный на принятии групповых решений
Первостепенное значение придается совершенствованию организационной структуры и методам управления.
Материнская компания обеспечивает себе более высокий уровень прибыли.
Материнская компания осуществляет строгий контроль за передачей новейшей технологии своим зарубежным филиалам.
Воспроизведение своего менеджмента и национальной корпоративной культуры во всех своих зарубежных компаниях и филиалах.
Принятие решений на основе консенсуса, руководитель обладает полномочиями и властью, и использует их «деликатно», его решения не оспариваются.
Тесные семейные узы.
Отдельные компании, связанные производственной деятельностью (Германии, Франции, Швеции) именуются "промышленными группами" независимо от того, возглавляются они оперативно-производственными компаниями или холдинговыми.
В составе концернов большого числа юридически независимых дочерних компаний, обладающих оперативной самостоятельностью, территориально разобщенных, узко специализированных на выпуске закрепленной за ними продукции, что требует координации их деятельности через функции централизованного управления.
Частичное участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений.
Соблюдение принципа единоначалия в принятии решений;
Материнская компания берет на себя функции в определении уровня цен на компоненты, экспортируемые на свои дочерние заграничные предприятия
Потребность в использовании управленческого и технического опыта работника и оценка результатов его деятельности на этой основе.
Должностные инструкции определяют четкий круг обязанностей каждого работника.
Проведение реструктуризации управления в случае первой необходимости.
Быстрая адаптация топ-менеджеров в различных зарубежных компаниях к их местной управленческой практике. Толерантность (терпимость) и проявление уважения к многообразию инокультуры (культур различных народов), многоязычие (изучение нескольких языков).
Высокий уровень образовательных стандартов.
Потеря времени из-за высокого уровня внутренних согласований между руководителями и др. структур.
Стратегическое управлении фирмами на основе строгого контроля.
Особенность: придается значение разработке разноплановых целей, которые составляют основу планирования и направлены на максимилизация прибыли.
В основе планирования лежит анализ положения фирмы на данный момент. Итоги анализа выступают в форме количественных показателей и прогнозов.
Диверсификация производства. Массовое использование совместных предприятий.
Разработка и использование инноваций-передовых технологий, и абсолютно новых видов товаров.
Использование новейших методов производства
Проведение реструктуризации управления и производства в случае первой необходимости.
Планирование включает все вида, придается значение планированию графиков работы (квартал, декада).
Реорганизация структуры управления компаний проводится сразу по первой необходимости.
Разрабатываются и используются различные модели развития фирм.
Быстрая адаптация топ-менеджеров в различных зарубежных компаниях к их местной управленческой практике.
Требования к подготовке управленческих кадров.
Предусматривается как коллективная, так и индивидуальная ответственность за выработку, принятие и исполнение решений.
Участие среднего звена управления в разработке решений путем обсуждения проектов решений.
Жесткое трудовое регулирование, ужесточение мер дисциплинарного и материального воздействия.
Применяются стратегии: "продукт-рынок"; маркетинга; конкурентная; зарубежного производства; инновации; экспорта; поглощения; быстрого развития.
Налаживание деловых связей.