Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов стоматологического обследования




Темы для занятий по ПСЗ 5 семестр 3 курс

(ПО РАСПИСАНИЮ ВСЕГО 4 ЗАНЯТИЯ)

  Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Этапы, методики, регистрация и анализ результатов обследования. Освоение методики проведения эпидемиологического обследования населения.
  Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики.(Принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель, задачи. Методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости. Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный).
  Особенности программ профилактики стоматологических заболеваний для отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями, людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.).
  Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста. Содержание стоматологического просвещения для беременных женщин.
  Диспансеризация детей у стоматологов. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста. Проведение занятий в детском саду, школе.  
  Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО. Профилактика травм лица и органов полости рта.
  Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактики.
  Зачетное занятие.

 

Занятие № 1.

Тема: Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Этапы, методики, регистрация и анализ результатов обследования. Освоение методики проведения эпидемиологического обследования населения.

Цель занятия: Овладеть методикой эпидемиологического обследования населения и регистрацией его данных.

СРС: Изучить этапы эпидемиологического обследования

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия, «стоматологическое трио», лотки для инструментов.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Какая цель проведения эпидемиологического обследования.

2. Задачи эпидемиологического стоматологического обследования.

3. Из каких этапов проводиться эпидемиологическое обследование.

4. Какие возрастные группы и с какой целью используют при обследовании.

5. Цель проведения калибровки исследователей.

6. Какие инструменты применяют при обследовании.

7. Как собственно проводиться эпидемиологическое обследование.

8. Методики оценки гигиенического состояния полости рта.

9. Показатели пораженности зубов кариесом.

10. Как оценивается эффективность оказания стоматологической помощи по данным эпидемиологического обследования.

Содержание темы:

Эпидемиология стоматологических заболеваний – раздел стоматологии, изучающий распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний.

Задачи эпидемиологии:

  1. Оценка распространенности и интенсивности основных СЗ.
  2. Выявление потребности в их лечении.
  3. Определение качества санации ПР.
  4. Сравнение состояния заболеваемости в различных регионах.
  5. Расчет сил и средств, необходимых для лечебно-профилактической работы.
  6. Выявление фоновых данных (исходных) стоматологической заболеваемости, необходимых для дальнейшего определения эффективности профилактической работы.
  7. Определения потребности в подготовки стоматологических кадров.
  8. Определение задач для промышленности, выпускающей средства и предметы гигиены ПР и профилактики.

Изучение эпидемиологии стоматологических заболеваний позволяет определить зависимость распространенности и частоты этих заболеваний от содержания фтора в питьевой воде, от климата, от характера питания, от национальности, привычек, быта населения, от возраста, пола и др.

Этапы эпидемиологического исследования:

1.Подготовительный

  • Выделение ключевых возрастных, индексных групп.
  • Калибровка методов
  • Выбор инструментария

2. Обследование.

  • Карта регистраций

3. Интерпретация результатов.

 

Подготовительный

В каждой возрастной группе должно быть обследовано от 100 до 200 чел. В больших городах обследование должно быть проведено в нескольких районах города. Дети и подростки осматриваются в медицинских или стоматологических кабинетах детских садов, школ и поликлиник. Взрослых осматривают в стоматологических кабинетах предприятий или поликлиник. Пожилых – в поликлиниках, домах престарелых, при подворных осмотрах (на дому). Кроме того, все исследуемые должны быть выбраны по правилу случайного подбора, т.е. не должны являться пациентами данной клиники и представи­телями одной профессии.

Примером стандартизации и калибровки методов обследования является:

· одинаковая интерпретация, понимание и применение критериев оценки различных заболеваний и состояний;

· должна быть уверенность, что каждый исследователь производит ос­мотр по определенному стандарту и разница в результатах исследова­ния, проведенных разными специалистами минимальна.

· проведение эпидемиологического обследования можно осуществлять лишь тогда, когда расхождение результатов между отдельными иссле­дуемыми будет менее 15 – 20%.

В группу исследователей входят 1-2 врача, 1 медицинская сестра.

Инструменты и оснащение для ЭО

1. Острые зонды

2. Стоматологические зеркала

3. Пародонтальные пуговчатые зонды

4. Емкость для стерилизации инструментов

5. Ватные стерильные валики

6. Дезинфицирующий раствор

7. Карта ЭО

 

2. Обследование

Непосредственное обследование проводится по графам эпидемиологической карты. Каждый пациент обследуется с помощью стандартного набора инструментов и стандартных методик, в большинстве используемых у нас в стране карт, применяются различные условные обозначения буквенные и цифровые. Это позволяет обрабатывать карты на компьютере. Карта должна включать подробную информацию об особенностях места и региона обследования, результаты внеротового осмотра, оценку по стандартным кодам и критериям состояния височно-нижнечелюстного сустава, слизистой полости рта, твердых тканей зубов, пародонта, ортопедического статуса, наличия зубочелюстных аномалий, потребности в неотложной помощи.

В настоящее время в большинстве стран мира используют карту, разработанную экспертами ВОЗ, где регистрируется 179 показателей при обследовании каждого пациента.

 

Анализ результатов стоматологического обследования

Последним этапом эпидемиологического исследования является подсчет и оценка результатов стоматологического исследования.

Оценка пораженности зубов кариесом:

1. Распространённость заболевания.

2. Интенсивность поражения зубов кариесом определяется по числупоражённых кариесом зубов.

3. Прирост интенсивности или заболеваемости. Определяется у одного и того же лица или контингента через определённый срок (1, 3, 5, 10 лет).

4. Редукция кариеса

5. Активность кариеса зубов по Т.Ф. Виноградовой.

6. Уровень стоматологической помощи. Групповой индекс. Он применяется при массовых стоматологических обследованиях детей, а так же взрослого населения по возрастным группам ВОЗ и выражается в процентах. В одной группе должно быть не менее 20 человек.

Оценка степени выраженности воспалительных и деструктивныхизменени пародонта:

1. Распространенность болезней пародонта, характеризуется числом лиц имеющих заболевание периодонта, среди всех обследуемых того или иного населенного пункта, региона возраста, профессиональной группы.

2. Индекс гингивита;

3. Определение индекса гингивита по Parma (1960), или Папиллярно - маргинально – альвеолярного индекса (ПМА);

4. Комплексный периодонтальный индекс (КПИ). Включает оценку состояния десны и зубодесневого кармана(П. А. Леус, 1987);

5. Индекс нуждаемости в лечение периодонта (CPITN).

 

Тестовые задания:

1. Стоматологическая заболеваемость населения региона оценивается при проведении:1.диспансеризации населения

2.плановой санации полости рта

3.эпидемиологического стоматологического обследования

4.профилактических осмотров

5.профилактических мероприятий

2. ВОЗ рекомендует проводить национальное эпидемиологическое стоматологическое обследование один раз в:

1. 1 год

2. 2 года

3. 3 года

4. 5 лет

5. 10 лет

3. При проведении эпидемиологического стоматологического обследования по методике ВОЗ в одном районе рекомендуется осматривать группы населения одного и того же возраста в количестве человек не менее:

1. 20

2. 30

3. 50

4. 100

5. 500

4. Калибровка специалистов, участвующих в эпидемиологическом стоматологическом обследовании проводится в период:

1. подготовительный

2. обследования

3. подведения итогов

4. анализа результатов

5. планирования программы профилактики

 

 

5. При калибровке специалистов, участвующих в эпидемиологическом стоматологическом обследовании населения, совпадение результатов обследования должно быть не менее (%):

1. 95

2. 85

3. 70

4. 50

5. 30

6. Методика эпидемиологического стоматологического обследования по ВОЗ предусматривает обследование детей в возрасте (лет):

1. 3, 6, 9

2. 6, 9, 12

3. 6, 12, 15

4. 9, 12, 15

5. 12, 15, 18

7. При проведении эпидемиологического стоматологического обследования по методике ВОЗ обследуют взрослое население в возрасте (лет):

1. 18-25

2. 25-30

3. 30-40

4. 35-44

5. 50-65

8. Процентное соотношение лиц, имеющих стоматологическое заболевание, к общему числу обследованных называется:

1. распространенностью стоматологического заболевания

2. интенсивностью стоматологического заболевания

3. стоматологической заболеваемостью населения

4. уровнем стоматологической помощи населению

5. качеством стоматологической помощи населению

9. Распространенность кариеса зубов выражается в:

1. абсолютных единицах

2. процентах

3. относительных единицах

4. коэффициентах

5. константах

10. Уровни интенсивности кариеса по ВОЗ определены для возрастных групп:

1. 6 и12лет

2. 15 и 18 лет

3. 12 лет и 35-44 года

4. 12 и 15 лет

5. 35-44 года и 65 лет и старше

11. Ключевой возрастной группой для оценки состояния постоянных зубов в популяции является возраст (лет):

1. 6

2. 12

3. 15

4. 35-44

5. 65 и старше

12. Ключевой возрастной группой для оценки состояния тканей пародонта в популяции является возраст (лет):

1. 6

2. 12

3. 15

4. 35-44

5. 65 и старше

13. Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения проводят специалисты:

1. гигиенисты

2. врачи-стоматологи

3. стоматологические медицинские сестры

4. врачи-эпидемиологи

5. санитарные врачи

14. При проведении эпидемиологического стоматологического обследования населения по методике ВОЗ используются набор инструментов:

1. зеркало, стоматологический зонд, пинцет

2. зеркало, пародонтальный зонд, пинцет

3. стоматологический зонд, пинцет, экскаватор

4. зеркало, стоматологический зонд, пародонтальный зонд

5. стоматологический зонд, пинцет, экскаватор

 

15. Документом для регистрации данных эпидемиологического стоматологического обследования по методике ВОЗ является:

1. медицинская карта стоматологического больного

2. карта для оценки стоматологического статуса (ВОЗ)

3. история болезни пациента

4. листок учета проведения профилактических мероприятий

5. специальной документации не существует

 

16. Установите соответствие:

Определение:

1.диспансеризация

2. санация полости рта

3. профилактика

а) система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня стоматологического здоровья и предупреждение стоматологических заболеваний

б) метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических мероприятий

в) система активной стоматологической помощи населению, направленная на лечение и профилактику осложнений стоматологических заболеваний

 

17. Установите соответствие:

профилактика стоматологических заболеваний

1.первичная профилактика

2.вторичная профилактика

3.третичная профилактики

комплекс мер

а) восстановление анатомической и функциональной целостности зубочелюстной системы

б) предупреждение осложнений возникшего заболевания

в) предупреждение их возникновения

 

18. Методом первичной профилактики кариеса зубов является:

1. герметизация фиссур

2. пломбирование кариозных полостей

3. эндодонтическое лечение

4. удаление зубов по поводу осложненного кариеса

5. все перечисленное

 

19. Методом первичной профилактики воспалительных заболеваний пародонта является:

1. кюретаж пародонтальных карманов

2. местная противовоспалительная терапия

3. шинирование подвижных зубов

4. профессиональная гигиена полости рта

5. все перечисленное

20. Инструменты и оснащение для эпидемиологического обследования:

1. зонды

2. крючки

3. зеркало

4. дезинфецирующий раствор

5. экскаватор

6. ватные стерильные валики

Рекомендуемая литература:

 

1.Э.М Кузьмина Профилактика стоматологических заболеваний: Учебное пособие. М., 2001.

2.Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.

3.Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. ¾ М.: МЕДпресс-информ, 2009.

4. Алимский А.В., Бартенева Т.В. Методические основы проведения эпидемиологических исследований для планирования стоматологической помощи детскому населению // Новое в стоматологии.–1996.-№6.

 

Занятие № 2.

Тема: Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики(принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель, задачи. Методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.Прогнозирование стоматологической заболеваемости).

Цель занятия: Изучить и овладеть организационными принципами планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики.

СРС:

- изучить основные принципы составления комплексной программы профилактики;

- изучить принципы контроля эффективности программ профилактики;

- разработать принципы эффективного внедрения программ профилактики с целью снижения стоматологической заболеваемости во всем мире.

Материальное оснащение: таблицы.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Понятие комплексной программы профилактики стоматологической заболеваний.

2. Принципы проведения и анализа результатов эпидемиологического обследования населения.

3. Принципы планирования программ профилактики.

4. Анализ ситуации и контингент программ профилактики.

5. Основные цели программы профилактики.

6. Перечислите задачи комплексной программы.

7. Методы и средства программы профилактики стоматологических заболеваний.

8. Обеспечение персоналом при проведении программы профилактики.

9. Как осуществляется материальное обеспечение программ профилактики стоматологических заболеваний.

10. Правила проведения оценки.

11. Критерии оценки комплексной программы профилактики.

12. В какие сроки и на основании, каких показателей проводиться оценка эффективности профилактических программ.

Содержание темы:

Планирование и внедрение программ по стоматологии — как профилактических, так и лечебных — должно быть комплексным. Они могут отличаться в деталях и иметь свои особенности, но общая схема аналогична. При планировании программ профилактики надо иметь в виду, что отдельные методы профилактики обладают ограниченной эффективностью и только комплексное воздействие на основные контролируемые факторы риска позволяет получить максимальный профилактический эффект.

Планирование программ профилактики стоматоло­гических заболеваний среди населения складывается из сле­дующих этапов:

1. Определение основных проблем, ситуационный анализ;

2. Формулирование целей и задач (определение измеримых задач);

3. Выбор методов и средств профилактики;

4. Обучение персонала;

5. Материальное и финансовое обеспечение;

6. Внедрение программы;

7. Оценка эффективности программы;

Программы профилактики могут быть внедрены на государственном, региональном и местном уровнях. Выбор программы зависит от потребностей региона, поставлен­ных целей и имеющихся ресурсов.

 

1. Определение основных проблем

Перед тем, как выбрать определенную программу профи­лактики, необходимо определить стоматологическую заболе­ваемость, которая имеется в данном регионе.

При планировании необходимо учитывать:

· динамику демографических процессов в регионе;

· состояние окружающей среды;

· наличие персонала и материальных ресурсов;

· стоматологический статус населения.

Программа профилактики должна начинаться с анализа ситуации. Ситуационный анализ проводится не только с точки зрения распространения патологии зубочелюстной системы, но и с точки зрения оценки эффективности функционирования системы ЛПУ стоматологического профиля различных форм собственности и делится на несколько этапов. Включает эпидемиологические данные, данные о стоматологической помощи населению, демографические данные и другие данные касающиеся здоровья населения. Предполагает изучение стоматологической заболеваемости, в частности – среди детского населения, организационного детского коллектива и т.д., определение основных причин и условий развития заболеваемости.

Этапы ситуационного анализа

1. Определение целей ситуационного анализа и согласование основных этапов работы с муниципальными органами управления здравоохранением.

2. Сбор демографических и общих данных о заболеваемости населения.

3. Проведение эпидемиологического исследования распространения стоматологической патологии среди различных групп населения.

4. Выявление факторов риска формирования стоматологических заболеваний.

5. Статистический анализ полученных эпидемиологических данных.

6. Получение информации об организационных и медицинских технологиях стоматологической помощи.

7. Детальное планирование видов и объемов стоматологической помощи населению.

8. Получение статистических данных о персонале ЛПУ стоматологического профиля различных форм собственности, оборудовании, стоматологических материалах, средствах профилактики и т. п.

9. Системный логический анализ всех материалов и формирование заключения по следующим направлениям: уровень заболеваемости и тенденции; факторы риска; обеспечение персоналом; материальное и финансовое обеспечение; перечень наиболее важных проблем стоматологического здоровья.

2. Формирование измеримых целей и задач

После эпидемиологического обследования становится возможным определение целей и задач программы профилактики стоматологических заболеваний.

Целями программы являются:

– уменьшение распространенности и интенсивности кариеса зубов (снижение индексов КПУз и КПУп, увеличение количества лиц, не имеющих кариеса зубов);

– снижение % лиц, у которых выявлены признаки поражения пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими зубодесневыми карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом CPJTN.

С этими целями тесно связаны и задачи по улучшению ГПР:

· снижение величины индексов, характеризующих зубной налет;

· увеличение количества лиц, правильно ухаживающих за полостью рта.

 

3. Выбор методов и средств профилактики

Выбор специфических методов профилактики стоматологических заболеваний зависит от поставленных целей и задач.

В этом процессе должны участвовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.

На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы:

– распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;

– состояние медицинской и стоматологической служб;

– обеспечение персоналом, которые будут участвовать в выполнении программ профилактики;

– финансирование;

– состояние общего здоровья населения;

– привычки питания (частое, многократное употребление углеводов);

– химический состав питьевой воды.

 

4. Обучение персонала

Программы профилактики могут осуществляться специалистами стоматологической службы (стоматологами, гигиенистами и вспомогательным персоналом).К выполнению программ профилактики необходимо привлекать и нестоматологический персонал (школьных педагогов, м¤с, воспитателей д ¤с, родителей).

Необходима подготовка специальных работников профилактики – стоматологических гигиенистов. Это позволит не только рационально использовать имеющиеся стоматологические кадры, но и более эффективно заниматься профилактической работой, санитарным просвещением нестоматологического медицинского и немедицинского персонала и населения. К выполнению профилактических программ должен привлекаться и нестоматологический персонал: школьные и дошкольные педагоги, медицинские сестры, педиатры, акушеры-гинекологи, родители.

5. Финансирование

 

Финансирование складывается из следующих составляющих:

1. Расходы, связанные с зарплатой персонала (стоматологические гигиенисты, вспомогательный персонал, стоматологические эпидемиологи), включая поощрение учителей, воспитателей, методистов, педиатров, которые достигают наибольших успехов в реализации программы.

2. Оплата за обучение персонала, участвующего в разработке программы.

3. Оплата разработок и тиражирования санитарно-просветитель-
ских средств по внедрению программы для персонала, участвующего в ее реализации.

4. Затраты, связанные с эпидемиологическим исследованием, в том числе на командировочные и транспортные расходы для исследователей, а также на статистическую обработку и логический анализ полученных данных.

5. Затраты, связанные с оплатой оборудования, инструментов, средств профилактики кариеса зубов для профессиональной гигиены полости рта, а также затраты, необходимые для приобретения рекомендуемых средств индивидуальной гигиены и профилактики, включая модели для обучения населения гигиене полости рта.

6. Внедрение программы профилактики

Внедрение программ профилактики складывается из следующих этапов:

– предварительное планирование программы;

– организационные мероприятия по внедрению программы;

– выбор групп населения, среди которых будет внедряться программа;

– оценка потребности в персонале и ресурсах для проведения программы.

При выборе групп особое внимание должно быть уделено группам населения с высоким риском возникновения и развития стоматологических заболеваний:

– детям;

– беременным женщинам;

– рабочим промышленных предприятий и т. д.

Уровни внедрения комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний:

  • Популяционный
  • Групповой
  • Индивидуальный

7. Оценка эффективности программ

Оценку эффективности программы можно провести на любой стадии выполнения программы, сравнивая запланированные цели и полученные результаты.Для оценки используют те же индексы и критерии, которые применяли для исходного обследования населения.

Оценка эффективности внедрения программы по профилактике основных стоматологических заболеваний должна планироваться на этапах ее разработки.

Различают предварительную, промежуточную и окончательную оценку эффективности программ профилактики.

 


 

 

Тестовые задания:

Тесты:

1. Для планирования программы профилактики стоматологических заболеваний наиболее важной является информация:

1. о динамике демографических процессов в регионе

2. о состоянии окружающей среды

3. об имеющемся персонале и материальных ресурсах

4. о стоматологической заболеваемости населения

2. Анализ стоматологической заболеваемости населения, условий и факторов, влияющих на нее, называется:

1. эпидемиологическим стоматологическим обследованием

2. ситуационным анализом

3. диспансеризацией населения

3. Установите последовательность

Разработка программы профилактики этапы:

1.обеспечение персоналом

2.ситуационный анализ

3.внедрение и оценка эффективности

4.цели и задачи программы

5.методы и средства профилактики

6.материальное и финансовое обеспечение

4. Установите соответствие:

Этапы ситуационного анализа

1.выявление факторов риска ятоматологических заболеваний

2.изучение демографических данных

3.логический анализ полученных данных и их изучение

4. определение целей и согласование работы

5.проведение эпидемиологического исследования

6.получение статистических данных о стоматологическом персонале, средствах профилактики

7.получение информации о стоматологической помощи

8.ситуационный анализ полученных данных

5. Установите соответствие

Уровни внедрения комплексной программы профилактики:

1.Популяционный

2.Групповой

3.Индивидуальный

Характеристика:

а)проведение профилактических мероприятий в определенных группах

б)использование в программе профилактики методы и средства необходимых всем детям

в)проводится непосредственно врачом наблюдающим ребенка

6. Показателем, характеризующим эффективность плановой санации, является:

1.увеличение % ранее санированных

2.уменьшение % нуждающихся в санации

3.уменьшение количества осложненного кариеса на 1000 осмотренных

4.уменьшение количества удаленных постоянных зубов на 1000 осмотренных

5. все

7. Установите соответствие

Определение уровня стоматологической помощи:

Оценка Значение УСП, %

1.Плохой а)10-49

2. Недостаточный б)80 и выше

3.Удовлетворительный в)0-9

4. Хороший г) 50-79

8. Популяционный уровень внедрения комплексной программы включает в себя:

1.внедрение здорового образа жизни

2.применение местно и внутрь препаратов кальция, фтора, фосфора

3.охрануокражающей среды

4.фторирование питьевой воды

5.снижениепотребление углеводов

9. Определите последовательность:

Ориентировочная последовательность действий при внедрении комплексной программы профилактики

1.учет климатогеографических факторов, состав воды

2.проведение уроков по гигиене полости рта

3.определение эффективности профилактических мероприятий
4.определение очередности детских заведений

5.подготовка медицинских кадров

6.применение профилактических средств

7.заключение договора между органами здравоохранения и просвещения

8.эпидемиологическое обследование детей с целью определения уровня стоматологической заболеваемости

9.проведение санитарно-просветительной работы с детьми, родителями и др.

10. оснащение и подготовка помещений, материальное обеспечение

11.определение характера, объема и последовательности профилактических мероприятий

 

10. Для планирования программы необходимо учитывать:

1.состояние окружающей среды

2.стоматологический статус населения различного возраста

3.наличие персонала и материальных ресурсов

4. динамику демографических процессов в регионе

5. все перечисленное

Рекомендуемая литература:

1.Э.М Кузьмина Профилактика стоматологических заболеваний.: Учебное пособие. М., 2001.

2.Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.

3.Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. ¾ М.: МЕДпресс-информ, 2009

4.Л.А. Хоменко, А.В. Савичук Профилактика стоматологических заболеваний. –Издательство «Книга плюс»,2010.

5.Алимский А.В., Бартенева Т.В. Методические основы проведения эпидемиологических исследований для планирования стоматологической помощи детскому населению // Новое в стоматологии.–1996.-№6.

 

Занятие № 3.

Тема: Особенности программ профилактики стоматологических заболеваний для отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями, людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.).

Цель занятия: изучить основные принципы составления и реализации программы профилактики стоматологических заболеваний для отдельных групп населения.

СРС:

- определить индивидуальный уровень риска развития стоматологических заболеваний для отдельных групп населения;

- составить план профилактических мероприятий для пациентов с соматической патологией и пациентов со специальными нуждами;

- составить групповые программы профилактики для отдельных групп населения и способы реализации.

Материальное оснащение: таблицы, «стоматологическое трио», лотки для инструментов.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Факторы, определяющие уровень риска развития стоматологических заболеваний

2. Методы определения степени индивидуального риска развития кариеса зубов (по Т.Ф. Виноградовой; Ф. Курсон и М. Ландрю; П.А. Леусу).

3. Индивидуальная профилактика стоматологических заболеваний: цель, задачи и стратегия. Принципы и этапы составления индивидуальных программ, оценка их эффективности, коррекция.

4. Варианты индивидуальных программ профилактики кариеса зубов (по Е.Ньюсбруну, Д.Эриксону).

 

5.Групповая профилактика стоматологических заболеваний: адресаты, методы и исполнители.

6. Принципы планирования и анализа ситуации и контингента программ профилактики.

7. Особенности стоматологической профилактики у рабочих промышленных предприятий.

8. Особенности стоматологической профилактики у пациентов с соматической патологией.

9. Особенности стоматологической профилактики у лиц с ограниченными возможностями.

10. Особенности стоматологической профилактики у пожилых людей.

11. Особенности стоматологической профилактики у людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии.

12. Особенности стоматологической профилактики при хронической патологии органов и систем, находящихся в условиях длительной изоляции.

 

Содержание темы:

Индивидуальная профилактика стоматологических заболеваний преследует цель диагностики факторов риска и их устранения на уровне отдельного человека. Многие из выявленных факторов являются общими для региона и возрастной (профессиональной и т.д.) группы, к которой относится обследованный человек, и поэтому они могут и должны быть устранены при помощи, соответственно, коммунальных и групповых программ. Если такие программы работают, тогда на долю индивидуальной профилактики остаются только офисные и домашние мероприятия, нацеленные на индивидуальные особенности образа жизни, соматического и орального здоровья конкретного пациента. Как правило, проведение индивидуальной, наиболее дорогостоящей профилактики необходимо (а с экономической точки зрения - целесообразно) для пациентов с наиболее неблагоприятным сочетанием факторов риска.

При составлении индивидуальной профилактической программы (выборе средств и методов для офисной и домашней помощи, определении исполнителей и измеримых целей) для конкретного пациента врач должен учитывать возможности, как своего стоматологического учреждения, так и пациента и его семьи.

Адресатами групповой программы профилактики считают группу пациентов, объединенных некоторыми общими факторами риска развития стоматологических заболеваний: возрастом, характером питания, уровень фторида в воде, уровнем гигиены, профессией и т.д. Эти факторы риска могут быть выявлены и без полных индивидуальных стоматологических осмотров, на основании демографических, социальных, гигиенических и т.п. данных. Для проведения групповой профилактики стоматологи используют то обстоятельство, что люди с указанными факторами риска объединены в коллектив и собраны «заранее» по причинам, не связанным со стоматологией (беременные в школах будущих матерей, дети и их родители в детских дошкольных учреждениях, школьники, работники вредного производства, пациенты соматических госпитальных учреждений, интернатов для ветеранов и т.д.). В групповых программах стоматологи принимает участие как инициатор и консультант для основных исполнителей – среднего медицинского, педагогического и другого вспомогательного персонала. Основой групповой профилактики является санитарно-просветительская работа, задачами которой являются мотивация населения к выполнению предложенных групповых профилактических процедур, а также мотивация и обучение мерам домашней профилактической самопомощи. С учетом возрастных факторов риска развития стоматологических заболеваний все население как аудиторию санитарного обучения условно делят на следующие группы:

  • будущие родители, родители новорожденных детей и детей раннего возраста (0-2 года);
  • дети дошкольного возраста (3-6 лет);
  • дети младшего (6-9- лет) и среднего (10-14 лет) школьного возраста;
  • старшеклассники (15-18 лет);
  • молодые люди (18-25 лет);
  • взрослое население (лица старше 25 лет);
  • пожилые люди (старше 65 лет).

При работе с родителями для каждой возрастной группы детей составляют образовательную программу, главными темами которой являются факторы риска, актуальными для их детей, и способы их устранения. Просветительская работа с детьми должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики, поэтому наиболее рациональным считают поручение этой работы соответствующим специалистам – педагогам и воспитателям. Дети должны усвоить основные сведения об анатомии и физиологии челюстно-лицевой системы, об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и о возможностях их предупреждения – на уровне и в формах, адаптированных к возрастным возможностям восприятия. Важно сосредотачивать внимание детей и подростков на факторах

 

Тестовые задания:

1. Для планирования программы профилактики стоматологических заболеваний наиболее важной является информация:

1. о динамике демографических процессов в регионе

2. о состоянии окружающей среды

3. об имеющемся персонале и материальных ресурсах

4. о стоматологической заболеваемости населения

5. о качестве стоматологической помощи населению

 

 

2. Анализ стоматологической заболеваемости населения, условий и факторов, влияющих на нее, называется:

1. эпидемиологическим стоматологическим обследованием

2. ситуационным анализом

3. диспансеризацией населения

4. профилактикой

5. санацией полости рта.

 

3. Стоматологическая заболеваемость среди населения региона оценивается при проведении:

1. диспансеризации населения

2. плановой санации полости рта

3. эпидемиологического стоматологического обследования

4. все перечисленное

 

4. Интенсивность кариеса зубов пациента выражается:

1. суммой кариозных, пломбированных и удаленных по поводу осложнений кариеса зубов у индивидуума

2. отношением суммы кариозных, пломбированных и удаленных по поводу осложнений кариеса зубов к возрасту пациента

3. средним показателем суммы кариозных, пломбированных и удаленных по поводу осложнений кариеса зубов в группе индивидуумов

 

5. Обследование лиц возрастной группы - 65-74 лет:

1. позволяет планировать стоматологическую помощь пожилым людям

2. позволяет определить потребность в лечении заболеваний пародонта на популяционном уровне

3. является мониторингом эффективности обслуживания населения в целом

4. позволяет провести мониторинг кариеса зубов и определить тенденции его динамики

5. все перечисленное

 

6. Кпу(з) – это индекс:

1. интенсивности кариеса временных зубов

2. интенсивности кариеса постоянных зубов

3. интенсивности кариеса поверхностей

4. гигиены полости рта

5. интенсивности кариеса и гигиены полости рта

 

7. Интенсивность кариеса зубов у ребенка 3 лет оценивается с помощью индекса:

1. кпу (з)

2. КПУ(з) и кпу(з)

3. КПУ(з)

4. ИГР-У

5. все перечисленное

 

8. Интенсивность кариеса в период смены зубов оценивается с помощью индекса:

1. кпу (з)

2. КПУ(з) и кпу(з)

3. КПУ(з)

4. ИГР-У

5. все перечисленное

 

9. При проведении эпидемиологического стоматологического обследования населения по методике воз состояние тканей пародонта оценивается с помощью индекса:

1. РМА

2. РНР

3. CPI

4. OHI-S

5. ИГР-У

 

10. СРI – это индекс:

1. нуждаемости в лечении заболеваний пародонта

2. коммунальный пародонтальный индекс ВОЗ

3. эффективности гигиены полости рта

4. интенсивности кариеса зубов

5. распространнености кариеса зубов

 

11. Индекс оценки зубного налета у детей раннего возраста (до трех лет) разработан:

1. Ю.А.Федровым-В.В.Володкиной

2. Г.Н.Пахомовым

3. Э.М.Кузьминой

4. Т.Ф.Виноградовой

5. Силнес-Лоу

Рекомендуемая литература:

 

1.Э.М Кузьмина Профилактика стоматологических заболеваний.: Учебное пособие. М., 2001.

2.Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.

3.Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. ¾ М.: МЕДпресс-информ, 2009

4. Терехова, Т.Н. Профилактика стоматологических заболеваний: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология» / Т.Н.Терехова, Т.В.Попруженко. Минск: Беларусь, 2004.

5.Леус, Л.И. Тактика врача-стоматолога при лечении пациентов с заболеваниями других органов и систем / Л.И.Леус, О.П.Чудаков, Н.Л.Сорока. Минск, 2002.

6.Справочник по детской стоматологии/ Под ред. А Камерона, Р. Уидмера – М.,МЕДпресс-информ, 2003.

 

Занятие № 4.

Тема: Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста. Содержание стоматологического просвещения для беременных женщин.

Цель занятия: Изучить эффективность влияния профилактических мероприятий, проводимых в период беременности, на стоматологическое здоровье не только женщины, но и ее ребенка.

СРС: Написать схему профилактики стоматологических заболеваний для беременных и детей разного возраста.

Материальное оснащение: таблицы, «стоматологическое трио», лотки для инструментов.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1.Профилактика кариеса и заболеваний пародонта у беременных женщин. 2.Профилактика кариеса и заболеваний пародонта у детей раннего возраста.

3.В какие сроки рекомендуется проводить стоматологическое обследование беременных женщин.

4. Стоматологическое просвещение беременных женщин по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

5. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации

6. Диета и пищевой рацион как факторы риска кариеса?

7. Определение гигиенического состояния полости рта беременной женщины и ребенка.

8. Особенности проведения стоматологического обследования детей.

9. Средства для повышения резистентности тканей полости рта

10.Методы профилактики стоматологических заболеваний у детей.

11. Методика чистки зубов у детей разного возраста.

12.Профилактика зубочелюстных аномалий у детей.

Содержание темы:

Известно, что у беременных женщин часто наблюдается ухудшение стоматологического статуса, что, по мнению многих исследователей, является результатом влияния как гормональных сдвигов в организме женщины, так и местных факторов полости рта.

Состояние здоровья женщины во время беременности влияет на внутриутробные процессы минерализации эмали временных зубов у плода: при осложненном течении беременности обызвествление эмали замедляется, а в отдельных участках приостанавливается на начальной стадии.

Отмечено, что в период беременности повышение стоматологической заболеваемости обусловлено не только изменениями, происходящими в организме женщины в целом, но и ухудшением состояния твердых тканей зубов, что связано с изменением микрофлоры полости рта, понижением резистентности эмали зуба к воздействию кислот. Вследствие особенностей течения стоматологических заболеваний у беременных женщин, их склонности к прогрессированию и обострению резко возрастает роль профилактических стоматологических мероприятий.

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двоякую цель: улучшить стоматологический статус женщины и осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности. Здоровье матери влияет на развитие зубов ребенка на всем протяжении беременности, особенно с 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода обычно замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления. В постнатальном периоде минерализация таких зубов, хотя и улучшается, однако не достигает нормального уровня обызвествления временных зубов.

Выделяют группу факторов, действие которых создает условия для нарушения полноценного формирования зубочелюстной системы:

· наличие у матери экстрагенитальной патологии в виде соматических заболеваний различных органов и систем;

· осложнения беременности в виде токсикозов первой и второй половины;

· профессиональные вредности;

· стрессовые ситуации во время беременности;

· заболевания новорожденных и детей грудного возраста;

· раннее искусственное вскармливание.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающий в себя правильный режим труда и отдыха, полноценное питание, поливитаминные препараты. Необходимо удлинить период сна до 8-9 часов. Длительное пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, но во время беременности для удовлетворения возросшей потребности в витаминах необходимо назначать и соответствующие поливитаминные препараты: «Декамевит», «Ундевит», «Гендевит», и др. Применение поливитаминных препаратов приводит к интенсификации окислительно-восстановительных процессов в организме плода и матери.
Для коррекции гомеостаза,возможно, назначить беременной женщине поливитаминный препарат с минеральными добавками «Прегнавит». Он содержит витамины: А, Д, В1, B2, B6, B12, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция.
Препарат назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле, 5 до 7 мес. - по 2 капсулы, 8 до 9 мес. - по 3 капсулы в день. Препарат особенно показан при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение всасывания железа в кишечнике, кровотечения из желудочно-кишечного тракта, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью.

Для достижения максимального профилактического эффекта необходима диспансеризация женщин в течение всего срока беременности.

При первом посещении женской консультации беременная женщина должна быть направлена к стоматологу. Стоматолог женской консультации и врач-гинеколог должны координировать свою работу в целях широкого и своевременного охвата беременных женщин профилактическими мероприятиями. В стоматологических кабинетах целесообразно проводить следующие мероприятия:

· обучение рациональной гигиене полости рта с последующей контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены;

· санацию полости рта;

· профессиональную гигиену;

· местную реминерализующую терапию для повышения резистентности эмали зубов;

· стоматологическое просвещение.

Стоматологическое обследование женщины рекомендуется проводить в следующие сроки: 6-8, 16-18, 26-28, и 36-38 недель беременности. Обследование следует проводить в стоматологическом кресле с помощью обычного набора инструментов.

Стоматологическое обследование включает определение:

– гигиенического состояния полости рта;

– состояния твердых тканей зубов;

– состояния тканей пародонта.

Стоматологическое просвещение женщин по вопросам профилактики стоматологических заболеваний должны включать: индивидуальные рекомендации по уходу за полостью рта, основанные на результатах стоматологического осмотра; обучение правилам чистки зубов; мотивацию к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания; лекции о профилактике стоматологических заболеваний у женщины и ребенка включающие пропаганду грудного вскармливания до достижения ребенком возраста 12 месяцев, рекомендации по ограничению приема сахара (до 20 г в сутки), правила пользования соской - пустышкой.

Независимо от возраста многие методы профилактики, такие как стоматологическое просвещение, гигиена полости рта, обучение правилам рационального питания, эффективны на протяжении всей жизни человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...