Тема 10. Использование прогрессивных элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 План: 1. Концепция этнокультурного образования РК, концепция этнопедагогического образования молодёжи. 2. Современные программы РК по народной педагогике. Цели, задачи и особенности программ «Атамекен», «Елим-ай» и др. Опыт работы школ Казахстана по народной педагогике. 3. Изучение опыта семейного воспитания, знакомство с музыкальными инструментами, народным прикладным искусством, народными играми, национальным стилем одежды. 4. Изучение родословной «Шежире». Ключевые слова: концепция, «Атамекен», «Елим-ай», «Шежире». Настоящая концепция была подготовлена в соавторстве Кожахметовой К.Ж. и профессором Узакбаевой С.А. Содержание концепции. 1. Этнопедагогическое образование – основа гуманизации подготовки будущих учителей. В процессе обновления и демократизации общества, в условиях приобретения республикой суверенитета, когда переосмысливается история нашего общества, деятельность многих его социальных институтов, возвращаются забытые или запрещенные в свое время явления духовной жизни народа, одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является этническая педагогика с ее богатейшими прогрессивными традициями. Обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых культурных традиций выдвигает новые требования к процессу подготовки будущих учителей, так как эффективность воспитания учащихся средствами этнопедагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки. Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявших стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь этнопедагогика как учебная дисциплина вообще отсутствовала в учебном плане. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы педагогических вузов показывает, что нынешний уровень готовности их выпускников к организации учебно-воспитательного процесса с учетом прогрессивных традиций этнопедагогики по-прежнему не соответствует требованиям практики школы.
2. Содержание этнопедагогического образования. Этнопедагогическое образование – процесс и результат овладения студентами системой знаний о научных основах этнопедагогики, приобретение умений и навыков творческого использования богатейшего воспитательного опыта народа в современных условиях и ценностного отношения к его духовной культуре. Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя должно быть формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа. В содержании этнопедагогического образования будущих учителей необходимо выделить четыре взаимосвязанных элемента: система знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, традициях народа, усвоение которых обеспечивает формирование национального самосознания будущих учителей, целостного формирование национального самосознания будущих учителей, целостного мировосприятия, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; система общих интеллектуальных и практических навыков, умений, являющихся основой множества видов конкретной деятельности (познавательной, ценностно-трудовой и др. и обеспечивающих способность будущих педагогов к сохранению и передаче национальной культуре; опыт творческой деятельности будущего учителя по использованию народного творчества в современных социокультурных условиях, в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем способность к их дельнейшему развитию; опыт эмоционально-волевого отношения к окружающей действительности вместе со знаниями, умениями является условием формирования у будущих учителей убеждений, системы ценностей.
3. Дифферинцированный подход к преподаванию этнопедагогических дисциплин. Фундаментом гуманизации подготовки будущих учителей должно стать содержание предметов этнопедагогического цикла, продолжающиеся в течение всех лет обучения в вузе. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане с учетом логики самого предмета, возрастных особенностей, этнического состава обучаемых, их интересов и потребностей. Этнопедагогическое образование не может рассматриваться вне целостного педагогического образования. Для решения проблем этнопедагогического образования нельзя ограничиваться только одним предметом этнопедагогики. Между тем это, к сожалению, распространенная позиция в современной практике, которая затрудняет действенное формирование личности. 4. Условия реализации концепции этнопедагогического образования будущих учителей. Материальное обеспечение. Осуществление этнопедагогического образования студентов требует выделения значительных финансовых средств на: приобретение технических средств обучения; оснащение необходимым учебным оборудованием; приобретение наглядных пособий, учебно-методического дидактического и раздаточного материалов. Научно-методическое обеспечение реализации концепции. разработка критериев и показателей готовности будущего педагога к этнопедагогической деятельности; разработка критериев отбора материалов этнопедагогического содержания; разработка программы, учебника и учебного пособия по курсу «Казахская этнопедагогика»; разработка программы, учебника и учебного пособия по курсу «История казахской этнопедагогики»; разработка программ спецкурсов, спецсеминаров, факультативов; активное привлечение наиболее подготовленных студентов к участию в НИРС, выполнению дипломных работ по проблемам казахской этнопедагогике; организация специальных лекций и консультаций с приглашением специалистов (этнографов, демографов, этнопсихологов, этнокультурологов, этнополитологов им т.д.).
Система повышения квалификации кадров: необходимо изменить этнопедагогический кругозор всех преподавателей, разрушить косвенные представления о значении государственного языка, сущности искусства, культуры, традиций и обычаев казахского народа. Продолжить и развить широкую подготовку и переподготовку специалистов по вопросам этнопедагогического образования; наиболее подготовленным преподавателям создать условия для повышения своей научной квалификации через аспирантуру и докторантуру.
Основная литература 1.Концепция этнокультурного образования в РК. Каз.правда, 7 августа 1996 г. 2.Концепция этнопедагогического образования студентов Высшей школы. Алматы,1998. 3.Антология педагогической мысли в Казахстане. Алматы,1995. 4.Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.,1991. 5.Казахи (историко-этнографическое исследование). Под ред. М.Козыбаева. Алматы,1995. 6.Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы, «Гылым»,1998. 7.Волков Т.Н. Этнопедагогика. М., «Академия»,2009. 8.Узакбаева С.А. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. Алматы,1998. 9.Сарсенбаев Н. Обычаи и традиции в развитии. Алматы,1966. 10.Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. Алматы,1994. 11.Педагогика межнационального общения. Под ред. Д.И.Латышиной. М., «Гардарики»,2009. 12.Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы, «Баур», 2010. 13.Этнопедагогика народов Казахстана. Под ред. Г.Н.Волкова и К.Ж.Кожахметовой, Алматы, «Алем»,2011. 14.Казахские пословицы и поговорки. Алма-Ата, «Казахстан»,2011. 15.Кенжахметулы Сеит. Традиции и обряды. Алматы, «Сенат»,2000. Дополнительная литература
1.Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина. Под ред. Н.Смирновой Алма-Ата, «Наука»,2009 г. 2.Короглы Х. Огузский героический эпос. М., «Наука»,2008 г. 3.Каскабасов С.А. Колыбель искусства. Алма-Ата, «Онер», 1992 г. 4.Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы,2004 г. 5.Есмагамбетов К.А. Что писали о нас на Западе. Алма-Ата,2002 г.
Экзаменационные вопросы по Этнопедагогике 1. Методологические основы этнопедагогики. 2. Генезис этнопедагогических идей в истории развития человечества. 3. Цель воспитания в этнопедагогике. 4. Методы и средства воспитания в этнопедагогике. 5. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. 6. Вклад Я.А.Коменского в развитие национальной системы обучения и воспитания. 7. Принцип народности К.Д.Ушинского. 8. Народная педагогика В.А.Сухомлинского. 9. Школа воспитания казахских поэтов-сказителей XV-XIX веков. 10. Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч.Валиханова. 11. Совершенный человек как цель народного воспитания. 12. Особенности поликультурного воспитания в условиях многоэтнического Казахстана. 13. Средства народного воспитания: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни. 14. Природа как средство воспитания. 15. Игра как средство воспитания. 16. Труд как средство воспитания. 17. Условия развития представления каждого народа о совершенной личности. 18. Структура обычаев и традиций: общее и различное в обычаях и традициях. 19. Воспитательное значение обычаев, традиций, обрядов, суеверий, связанных с воспитанием человека. 20. Характеристика периодов жизни ребёнка с учетом их особенностей. 21. Обряды, связанные с женитьбой и заведением самостоятельной семьи. 22. Обряды, связанные со смертью. 23. Народные понятия о благовоспитанности, совести, стыде, духовности в обычаях и традициях. 24. Роль и пример старших в семье в воспитании у молодёжи порядочности, вежливости, почитания старших. 25. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений. 26. Религия – стержневой фактор в формировании духовности личности. 27. Воспитательная роль Корана в формировании высокой духовности, нравственных качеств. 28. Эстетическое воспитание в народной педагогике, его цели и задачи. 29. Интеллектуальное воспитание в народной педагогике. 30. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народа. 31. Этнопедагогическая пансофия народов. 32. Профессиональная подготовка детей в семье. 33. Цели и задачи физического воспитания в народной педагогике. 34. Народная школа воспитания молодёжи искусству песен и сказаний, острословию и находчивости.
35. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан. 36. Современные программы РК по народной педагогике. 37. Предмет этнопедагогики, его методы и задачи. 38. История происхождения и развития этнопедагогической мысли. 39. Современное функционирование народной педагогики. 40. Документы по национальной политике РК. 41. Связь народной педагогики с устной литературой. 42. Возрастные категории и жизненный цикл в культуре разных народов. 43. Вклад Абая Кунанбаева в развитие казахской педагогики и психологии. 44. Развитие этнопедагогических идей в 20-30 г.г. ХХ века (М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев). 45. Использование элементов народного воспитания в педагогической деятельности А.С.Макаренко. 46. Педагогические взгляды Ибрая Алтынсарина. 47. Состояние и тенденции развития этнопедагогических исследований в современных условиях. 48. Значение теории этноса в содержательно-терминологическом обосновании казахской этнопедагогики. 49. Этнопсихология в познании особенностей казахов, её роль в этнопедагогике. 50. Цель воспитания в казахской этнопедагогике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|