Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Использование прогрессивных элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений




План:

1. Концепция этнокультурного образования РК, концепция этнопедагогического образования молодёжи.

2. Современные программы РК по народной педагогике. Цели, задачи и особенности программ «Атамекен», «Елим-ай» и др. Опыт работы школ Казахстана по народной педагогике.

3. Изучение опыта семейного воспитания, знакомство с музыкальными инструментами, народным прикладным искусством, народными играми, национальным стилем одежды.

4. Изучение родословной «Шежире».

Ключевые слова: концепция, «Атамекен», «Елим-ай», «Шежире».

Настоящая концепция была подготовлена в соавторстве Кожахметовой К.Ж. и профессором Узакбаевой С.А. Содержание концепции.

1. Этнопедагогическое образование – основа гуманизации подготовки будущих учителей. В процессе обновления и демократизации общества, в условиях приобретения республикой суверенитета, когда переосмысливается история нашего общества, деятельность многих его социальных институтов, возвращаются забытые или запрещенные в свое время явления духовной жизни народа, одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является этническая педагогика с ее богатейшими прогрессивными традициями. Обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых культурных традиций выдвигает новые требования к процессу подготовки будущих учителей, так как эффективность воспитания учащихся средствами этнопедагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки.

Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявших стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь этнопедагогика как учебная дисциплина вообще отсутствовала в учебном плане. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы педагогических вузов показывает, что нынешний уровень готовности их выпускников к организации учебно-воспитательного процесса с учетом прогрессивных традиций этнопедагогики по-прежнему не соответствует требованиям практики школы.

2. Содержание этнопедагогического образования. Этнопедагогическое образование – процесс и результат овладения студентами системой знаний о научных основах этнопедагогики, приобретение умений и навыков творческого использования богатейшего воспитательного опыта народа в современных условиях и ценностного отношения к его духовной культуре.

Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя должно быть формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа.

В содержании этнопедагогического образования будущих учителей необходимо выделить четыре взаимосвязанных элемента: система знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, традициях народа, усвоение которых обеспечивает формирование национального самосознания будущих учителей, целостного формирование национального самосознания будущих учителей, целостного мировосприятия, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; система общих интеллектуальных и практических навыков, умений, являющихся основой множества видов конкретной деятельности (познавательной, ценностно-трудовой и др. и обеспечивающих способность будущих педагогов к сохранению и передаче национальной культуре; опыт творческой деятельности будущего учителя по использованию народного творчества в современных социокультурных условиях, в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем способность к их дельнейшему развитию; опыт эмоционально-волевого отношения к окружающей действительности вместе со знаниями, умениями является условием формирования у будущих учителей убеждений, системы ценностей.

3. Дифферинцированный подход к преподаванию этнопедагогических дисциплин.

Фундаментом гуманизации подготовки будущих учителей должно стать содержание предметов этнопедагогического цикла, продолжающиеся в течение всех лет обучения в вузе. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане с учетом логики самого предмета, возрастных особенностей, этнического состава обучаемых, их интересов и потребностей. Этнопедагогическое образование не может рассматриваться вне целостного педагогического образования. Для решения проблем этнопедагогического образования нельзя ограничиваться только одним предметом этнопедагогики. Между тем это, к сожалению, распространенная позиция в современной практике, которая затрудняет действенное формирование личности.

4. Условия реализации концепции этнопедагогического образования будущих учителей. Материальное обеспечение. Осуществление этнопедагогического образования студентов требует выделения значительных финансовых средств на: приобретение технических средств обучения; оснащение необходимым учебным оборудованием; приобретение наглядных пособий, учебно-методического дидактического и раздаточного материалов.

Научно-методическое обеспечение реализации концепции. разработка критериев и показателей готовности будущего педагога к этнопедагогической деятельности; разработка критериев отбора материалов этнопедагогического содержания; разработка программы, учебника и учебного пособия по курсу «Казахская этнопедагогика»; разработка программы, учебника и учебного пособия по курсу «История казахской этнопедагогики»; разработка программ спецкурсов, спецсеминаров, факультативов; активное привлечение наиболее подготовленных студентов к участию в НИРС, выполнению дипломных работ по проблемам казахской этнопедагогике; организация специальных лекций и консультаций с приглашением специалистов (этнографов, демографов, этнопсихологов, этнокультурологов, этнополитологов им т.д.).

Система повышения квалификации кадров: необходимо изменить этнопедагогический кругозор всех преподавателей, разрушить косвенные представления о значении государственного языка, сущности искусства, культуры, традиций и обычаев казахского народа. Продолжить и развить широкую подготовку и переподготовку специалистов по вопросам этнопедагогического образования; наиболее подготовленным преподавателям создать условия для повышения своей научной квалификации через аспирантуру и докторантуру.

 

Основная литература

1.Концепция этнокультурного образования в РК. Каз.правда, 7 августа 1996 г.

2.Концепция этнопедагогического образования студентов Высшей школы. Алматы,1998.

3.Антология педагогической мысли в Казахстане. Алматы,1995.

4.Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.,1991.

5.Казахи (историко-этнографическое исследование). Под ред. М.Козыбаева. Алматы,1995.

6.Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы, «Гылым»,1998.

7.Волков Т.Н. Этнопедагогика. М., «Академия»,2009.

8.Узакбаева С.А. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. Алматы,1998.

9.Сарсенбаев Н. Обычаи и традиции в развитии. Алматы,1966.

10.Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. Алматы,1994.

11.Педагогика межнационального общения. Под ред. Д.И.Латышиной. М., «Гардарики»,2009.

12.Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы, «Баур», 2010.

13.Этнопедагогика народов Казахстана. Под ред. Г.Н.Волкова и К.Ж.Кожахметовой, Алматы, «Алем»,2011.

14.Казахские пословицы и поговорки. Алма-Ата, «Казахстан»,2011.

15.Кенжахметулы Сеит. Традиции и обряды. Алматы, «Сенат»,2000.

Дополнительная литература

1.Казахский фольклор в собрании Г.Н.Потанина. Под ред. Н.Смирновой Алма-Ата, «Наука»,2009 г.

2.Короглы Х. Огузский героический эпос. М., «Наука»,2008 г.

3.Каскабасов С.А. Колыбель искусства. Алма-Ата, «Онер», 1992 г.

4.Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы,2004 г.

5.Есмагамбетов К.А. Что писали о нас на Западе. Алма-Ата,2002 г.

 

Экзаменационные вопросы по Этнопедагогике

1. Методологические основы этнопедагогики.

2. Генезис этнопедагогических идей в истории развития человечества.

3. Цель воспитания в этнопедагогике.

4. Методы и средства воспитания в этнопедагогике.

5. Народное воспитание в наследии классиков педагогики.

6. Вклад Я.А.Коменского в развитие национальной системы обучения и воспитания.

7. Принцип народности К.Д.Ушинского.

8. Народная педагогика В.А.Сухомлинского.

9. Школа воспитания казахских поэтов-сказителей XV-XIX веков.

10. Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч.Валиханова.

11. Совершенный человек как цель народного воспитания.

12. Особенности поликультурного воспитания в условиях многоэтнического Казахстана.

13. Средства народного воспитания: сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные песни.

14. Природа как средство воспитания.

15. Игра как средство воспитания.

16. Труд как средство воспитания.

17. Условия развития представления каждого народа о совершенной личности.

18. Структура обычаев и традиций: общее и различное в обычаях и традициях.

19. Воспитательное значение обычаев, традиций, обрядов, суеверий, связанных с воспитанием человека.

20. Характеристика периодов жизни ребёнка с учетом их особенностей.

21. Обряды, связанные с женитьбой и заведением самостоятельной семьи.

22. Обряды, связанные со смертью.

23. Народные понятия о благовоспитанности, совести, стыде, духовности в обычаях и традициях.

24. Роль и пример старших в семье в воспитании у молодёжи порядочности, вежливости, почитания старших.

25. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений.

26. Религия – стержневой фактор в формировании духовности личности.

27. Воспитательная роль Корана в формировании высокой духовности, нравственных качеств.

28. Эстетическое воспитание в народной педагогике, его цели и задачи.

29. Интеллектуальное воспитание в народной педагогике.

30. Межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народа.

31. Этнопедагогическая пансофия народов.

32. Профессиональная подготовка детей в семье.

33. Цели и задачи физического воспитания в народной педагогике.

34. Народная школа воспитания молодёжи искусству песен и сказаний, острословию и находчивости.

35. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан.

36. Современные программы РК по народной педагогике.

37. Предмет этнопедагогики, его методы и задачи.

38. История происхождения и развития этнопедагогической мысли.

39. Современное функционирование народной педагогики.

40. Документы по национальной политике РК.

41. Связь народной педагогики с устной литературой.

42. Возрастные категории и жизненный цикл в культуре разных народов.

43. Вклад Абая Кунанбаева в развитие казахской педагогики и психологии.

44. Развитие этнопедагогических идей в 20-30 г.г. ХХ века (М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев).

45. Использование элементов народного воспитания в педагогической деятельности А.С.Макаренко.

46. Педагогические взгляды Ибрая Алтынсарина.

47. Состояние и тенденции развития этнопедагогических исследований в современных условиях.

48. Значение теории этноса в содержательно-терминологическом обосновании казахской этнопедагогики.

49. Этнопсихология в познании особенностей казахов, её роль в этнопедагогике.

50. Цель воспитания в казахской этнопедагогике.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...